Главная     Газета    Государственный механизм    Публичность деклараций чиновников откладывается

Публичность деклараций чиновников откладывается

№ 1 (319), 5 стр., 18 января 2016

«Незаконное обогащение – это значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать», – ст. 20 Конвенции ООН против коррупции 


Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Система декларирования доходов существует во многих странах мира, однако единого стандарта нет, и в каждой стране она имеет свои особенности. Но все такие системы строятся вокруг двух ключевых целей: предотвращения незаконного обогащения и урегулирования конфликта интересов. Требование предоставлять декларации о доходах и расходах направлено в т. ч. на создание условий прозрачности деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, а также на выявление и недопущение конфликта интересов в их деятельности. Именно поэтому принято декларировать не только доходы чиновников, но и имущественное положение членов их семей.

Коррупция как порок

В понимании рядовых граждан единственная цель сбора сведений о доходах граждан состоит в том, чтобы противодействовать коррупции. Ее признаком является несоответствие расходов лица его официальным доходам. Если имеет место существенная разница между окладом, который чиновник получает, и его затратами на покупку недвижимости или транспортных средств, это повод задуматься о том, что у него имеются «левые» доходы.

Законы, направленные на борьбу с коррупцией, принимаются украинскими законодателями с середины 90-х. Уже давно введено публичное декларирование должностными лицами своих доходов, имущества и подарков. Первый раз украинских чиновников обязали заполнять декларации еще в 1997 г. Связанные с этим процессом проблемы поднимались неоднократно, однако Украина, если верить Президенту, Премьеру, общественным активистам и Евросоюзу, все еще является одной из самих коррумпированных стран мира.

Очередные шаги по борьбе с коррупцией были предприняты 14 октября 2014 г. Тогда Верховная Рада проголосовала за ряд антикоррупционных законов, главный из которых – Закон «О предотвращении коррупции». Он вступил в силу с 26 апреля 2015 г., и экспертная среда возлагала на его нормы большие надежды. Но как показало время, в процессе борьбы с таким пагубным явлением, как коррупция, парламентарии делают «шаг вперед и два назад».

Одной из новелл названного выше Закона была электронная, полностью открытая форма декларирования. Однако она, согласно принятым нормам, начнет действовать только с момента начала работы системы подачи и оглашения деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Решение о начале работы такой системы должно было принять Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Основы его деятельности были заложены еще в марте, а полноценно приступить к работе, как заявлял министр юстиции Павел Петренко, оно должно было к концу 2015 г. В августе Кабинет министров выдал распоряжение №863-р, которым обязал Минюст обеспечить введение Единого государственного реестра деклараций чиновников с целью своевременного обнародования содержащихся в них сведений.

Но не так сложилось, как предполагалось. Некоторые нормы Закона уже стали скандальными, даже не начав работать. Речь идет, в частности, о разделе «Заключительные положения». В его абз. 2 п. 2 в конце прошлого года парламентариями было внесено изменение, гласящее, что начало работы системы подачи и обнародования деклараций в электронном виде отсрочено и начнется не ранее 1 января 2017 г. Многих удивил еще и тот факт, что о внесении этой поправки сказано не в отдельном нормативном акте, а в положении Закона «О государственном бюджете на 2016 год». Изменение было внесено в самом конце года, и депутаты вполне могли рассчитывать на то, что украинцы в преддверии праздников его не заметят. Однако антикоррупционные общественные организации отреагировали на него соответствующим образом, и началось громкое расследование: кто, почему, когда и как внес эти дополнения в основной финансовый документ государства. «Моя личная твердая позиция: об этом даже не может идти речь. Соответствующая формулировка в Законе «О государственном бюджете» однозначно должна быть исправлена, и я готов сам внести необходимый законопроект», – прокомментировал ситуацию постфактум председатель Верховной Рады Владимир Гройсман. Для того, что бы выяснить авторов правок, много усилий не понадобилось: ими оказались народные депутаты Владимир Мысык и Андрей Деркач, которые впоследствии были обвинены в возможном срыве безвизового режима.

Ошибка или способ избежать

Чтобы спасти ситуацию или просто снять повисшее в обществе напряжение, уже 5 января с. г. был в срочном порядке зарегистрирован законопроект №3755 авторства нардепа Вадима Денисенко, предлагающий изъять скандальную поправку. Но решит ли принятие этого закона проблему с электронным декларированием? «Данный законопроект не решает проблему, а лишь возвращает статус-кво», – считает народный депутат Виктор Чумак. С ним согласны и эксперты, отстаивающие работу на результат. По их мнению, задержке с внедрением новых деклараций сегодня есть ряд субъективных и объективных причин.

Так, на сегодняшний день вопрос финансового контроля урегулирован в Законах Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 (остается в силе в части положений о финансовом контроле до начала работы системы подачи и обнародования деклараций) и »О предотвращении коррупции» от 14.10.2014. В них определен конечный срок подачи декларации – ежегодно до 1 апреля. Поскольку декларация подается за прошлый год, начальным сроком ее подачи является 1 января. Таким образом, субъекты декларирования обязаны подавать декларации ежегодно с 1 января до 1 апреля. Напомним, что согласно требованиям нового законодательства (ст. 45 Закона «О предотвращении коррупции»), заполнение декларации осуществляется лицом через официальный веб-сайт Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. А поскольку такой орган, как уже было сказано, все еще не создан, подать декларации в электронном виде субъекты декларирования не смогут. Фактически это значит, что чиновники могут с 1 января с. г. подавать декларации за прошлый год, как и раньше – по месту работы и по форме, прилагаемой к ныне действующему закону. Кроме того, к этим лицам не могут быть применены санкции ст. 366-1 «Декларирование недостоверной информации» Уголовного кодекса, поскольку в ней речь идет лишь о декларации, предусмотренной Законом «О предотвращении коррупции». Таким образом, можно констатировать, что абсолютно нехитрым способом депутаты фактически отсрочили необходимость поведать общественности о своих доходах и расходах еще на год.

Этот вопрос был предметом рассмотрения на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции 14 января. Представители общественности, отмечая описанную выше ситуацию, настаивали на том, чтобы парламентарии в ближайшее время на законодательном уровне закрепили норму, обязывающую чиновников дублировать свои декларации в электронном виде, как только система заработает. Прислушаются ли к этому замечанию народные депутаты, покажет время.

Борьба интересов

Ситуация, сложившаяся вокруг данного вопроса, весьма неординарна и напоминает игру, в которой какая-то часть народных избранников придерживается нейтралитета, другая громко настаивает на том, что данный проект – панацея в борьбе с коррупцией, а третья открыто саботирует идею. Так, стало известно, что 48 парламентариев обратились в Конституционный Суд и просят его признать декларирование доходов родственников государственных и местных чиновников неконституционным. Соответствующее конституционное представление зарегистрировано в КСУ 30 декабря прошлого года. Его авторы считают, что положения Закона, касающиеся сбора информации о родственниках, нарушают конституционные принципы верховенства права, запрета вмешательства в личную жизнь и нераспространения конфиденциальной информации.

Беспокойство представителей законодательной власти объяснимо. Все «непосильно нажитое» ими оформлено на близких и дальних родственников, и было бы очень неразумно принимать «ядовитые» нормы раньше, чем придумано «противоядие» к ним. Тем более, что новое законодательство предполагает уголовную ответственность за ряд нарушений, в т. ч. за внесенные в декларации неправдивые сведения. Хотя и эти нормы парламентарии (в рамках того же представления в Конституционный Суд), просят рассмотреть на предмет соответствия Основному Закону.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Виктор Чумак, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

– Основная проблема в данном процессе – не поправка, которая была хитро внесена. Дело в том, что о начале декларирования объявляет Национальное агентство по противодействию коррупции. Именно оно дает старт новой системе финансового контроля, которая включает не только электронное декларирование, это и контроль за стилем жизни должностных лиц, политиков т. д. На сегодняшний день Национальное агентство по противодействию коррупции не работает в силу ряда объективных и субъективных причин. Объективная заключается в невозможности начать работу в неполном составе, а субъективная – в том, что комиссия почему-то не смогла отобрать 5 необходимых членов в Национальное агентство.

Егор Соболев, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

– Следует отметить три основные проблемы. Во-первых, это устранение позорного решения об отсрочке электронного декларирования. Сегодня уже есть законопроект №3755, и его можно рассматривать. Есть еще один законопроект, который практически доработан с участием правительства и общественных организаций и в ближайшее время поступит в Парламент. Вторая проблема – это отсутствие на сегодняшний день Национального агентства по противодействию коррупции. Нам необходимо всячески ускорить процесс формирования этого органа. Чем быстрее он заработает, тем быстрее начнется реальное внедрение принятого законодательства. И третья проблема – это паралич правоохранительных органов, которые поглощены коррупцией и блокируют внедрение процесса на практике. Могу отметить, если бы у правительства было реальное желание запустить работу Национального агентства по противодействию коррупции, оно уже могло бы это сделать.

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Просмотров: 664
Комментариев: 1


(18.01.2016, 16:02)

Декларации и раньше кое-как показывали, другое дело, что они не соответствовали правде. Что и кто обяжет чиновников показать всои замки и параходы????????? Тюрем нехватит если бы их всех сажать за неправдивые декларации!!!!!!

Демичев, Киев

Редакция СУДЕБНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ не имеет намерений ограничивать свободу слова, но оставляет за собой право удалять оскорбления и высказывания с нецензурной лексикой..
Осталось: 750

обновить картинкуДругие символы

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Вся телепрограмма на сайте TVgid.ua
Курс USD по данным Национального Банка Украины
Курс EUR по данным Национального Банка Украины
Курс RUB по данным Национального Банка Украины

Юрист в сфере строительства
Помощник нотариуса

вакансия помощник бухгалтера частичная занятость Харьков, тут, David Blue