Как интеллектуальный капитал влияет на стоимость компании в реалиях украинского рынка?

16:46, 29 марта 2011
29 марта 2011 г. в Пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ состоялась пресс-конференция...

29 марта 2011 г. в Пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ состоялась пресс-конференция на тему: "Влияние интеллектуального капитала на стоимость компании в реалиях украинского рынка", организатором которой выступила Федерация оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности (www.fobis.com.ua). Представляю Вашему вниманию информацию о прошедшем мероприятии.

 

На пресс-конференции 29 марта, эксперты Федерации оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности постарались дать ответы на вопросы: научились ли украинские предприятия адекватно использовать свой интеллектуальный потенциал, насколько успешно интеллектуальный капитал поддается коммерциализации и насколько способен приносить дополнительную прибыль, как правильно защищать нематериальные активы предприятия, какие ошибки отечественный бизнес допускает по отношению к нематериальным активам и к чему это в итоге приводит?

Сегодня ценность бизнеса во многом определяется его интеллектуальными и информационными ресурсами, а значительная часть активов компаний имеет нематериальный характер. Экспертные исследования в странах ЕС показали, что предприятия, которые лишь частично используют интеллектуальный капитал, получают в среднем лишь 14% возможной прибыли, те, что используют его более активно – 39%, а те предприятия, которые интеллектуальный капитал считают базой своего развития – 61%. Даже в развитых  странах с огромными ВВП и бюджетом, лишь 20-30% инвестиций в инновации — это государственные (причем большая их часть связана с государственным бизнесом). Остальные 70-80% — это инвестиции частного бизнеса, для которого инновации — способ борьбы за выживание в конкурентной борьбе.

Как отметила в ходе пресс-конференции Президент Федерации оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности Татьяна ПАВЛЮК: «Понятие интеллектуального капитала шире, чем более привычные понятия интеллектуальной собственности и нематериальных активов. В современном понимании интеллектуальный капитал – это знания, которыми обладает организация; знание, которое может быть конвертировано в стоимость. Организация, прилагающая усилия к развитию своего интеллектуального капитала, много ресурсов вкладывает в исследования, обучение, разработки. При этом рыночная капитализация такой компании за счет развитого интеллектуального капитала выше, чем бухгалтерская стоимость ее материальных активов и фондов»

Так же Павлюк подчеркнула, что в Украине важно, чтобы бизнес, прежде всего промышленный стал основным  инвестором инновационных процессов. Но, увы, реалии свидетельствуют о другом. В настоящее время, по оценкам специалистов, в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов уже сегодня составляет 10-15%. Но экспертами также отмечено, что данная оценка носит вербальный характер, так как номинально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы.

По мнению эксперта, один из важных для украинских предприятий вопрос – как поддержать свою стоимость в текущих условиях? Любопытно, что насколько прибыльна организация, вовсе не влияет напрямую на ее стоимость. Компания, работающая убыточно, может быть намного дороже продана, чем работающая в той же отрасли компанию, получающую большие прибыли. Так, на что же инвесторы, заинтересованные в приобретении компании люди, обращают особое внимание, когда думают купить ту, или иную организацию? И на что больше всего должен обратить внимание предприниматель, который по разным причинам преследует целью увеличить стоимость своей компании? Наверно, таких факторов много, однако среди них мы выделили три самые важные на наш взгляд: количество лояльных клиентов и качество лояльности, квалификация кадров и лояльность в отношении организации, узнаваемость брэнда и связанные с ним эмоции.

В заключении, Президент ФОБИС Татьяна Павлюк подчеркнула, что «отсутствие понимания важности накопления интеллектуального потенциала в отечественной бизнес-среде означает, что часть предприятий ожидает неотвратимое конкурентное вытеснение даже с “родных” рынков, не говоря уже о международных. За последние восемь лет около 40% общего объема новых технологий, необходимых для модернизации отечественной промышленности, было приобретено за пределами Украины. Таким образом, украинские предприятия финансируют не собственную науку, а фактически спонсируют иностранных изобретателей и инноваторов».

На вопросах правильной защиты нематериальных активов предприятия остановился в своем выступлении партнер патентного бюро Dr. Emil Benatov & partners (Болгария), патентный поверенный Украины Данил Бенатов: «В Украине государственная система защиты объектов интеллектуальной собственности работает 20 лет (для сравнения, первый патент в США был выдан в начале 19 века) и работает достаточно эффективно. Другое дело, что, к сожалению, уровень знаний общества в этой области остается очень и очень низким. При этом, в США стоимость регистрации изобретения может составлять порядка 3000-5000 дол., тогда как в Украине такая регистрация едва ли достигает 1000 грн. Мы привыкли к тому, что ценность имеют только те вещи, которые можно потрогать руками, положить в карман, или на полку. Зато когда речь идет об интеллектуальной собственности большинство бизнесменов скептически улыбаются в ответ. А зря, потому что интеллект порой бывает гораздо ценнее, чем полезные ископаемые или недвижимость».

Патентный поверенный привел пример пренебрежительного отношения бизнеса к защите своих нематериальных активов. Так болгарская компания А 5 лет успешно работала на украинском рынке парфюмерных товаров, но не особо позаботилась о регистрации своих нематериальных активов.  Украинская компания Б зарегистрировала  «раскрученный» бренд компании А на свое имя и начала  финансовый шантаж и суды на 5 лет. Компания А выиграла, но судебные издержки в несколько десятков раз превысили возможные расходы на своевременную регистрацию товарного знака. И таких примеров на отечественном рынке множество. «Порой преимуществами изобретения могут воспользуются конкуренты предприятия: если инновационная продукция пользуется спросом, конкурирующие производители смогут производить или продвигать на рынок такую же продукцию, не платя за разрешение на использование изобретения, при этом продажная цена их продукции будет ниже, поскольку не  возмещать расходы на исследования и разработку», - резюмировал Данил Бенатов.

В завершении пресс-конференции, эксперты Федерации оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности сошлись во мнении, что только те украинские предприятия, которые в ближайшее время начнут использовать концепцию интеллектуального капитала, смогут быстро выйти на уровень серьезных иностранных компаний и составить им достойную конкуренцию. Мировой кризис - шанс для отечественной экономики. Безусловно, он не будет содействовать ни реализации и поиску новых видов продукции, ни организации новых производств. Однако его позитив в том, что в условиях безальтернативности пути развития событий он заставляет нас мобилизовать все силы и ресурсы. Сейчас самое время заняться организацией масштабных высокотехнологических производств.

Пресс-служба ФОБИС

fobis@i.ua

www.fobis.com.ua

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
С какими проблемами столкнется Общественный совет добропорядочности осенью
Видео
Новости онлайн