Качество продуктов питания: потребители жалуются на нарушения их прав

09:01, 4 ноября 2017
Кто теперь занимается защитой прав потребителя, проверяет качество продуктов питания и непродовольственных товаров, а также соблюдением санитарных норм?
Качество продуктов питания: потребители жалуются на нарушения их прав

Кабинет министров Украины так успешно оптимизировал центральные органы исполнительной власти, что теперь не все знают, к кому обращаться за защитой прав потребителя и куда подевалась санитарно-эпидемиологическая служба.

Между тем, с апреля 2016 года функционирует Государственная служба безопасности продуктов питания и защиты потребителей (Госпродпотребслужба). Ее деятельность регулируется постановлением Кабмина от 2 сентября 2015 года №667.

Согласно постановлению, эта Служба занимается всем: защитой прав потребителей, безопасностью и качеством продуктов питания, санитарным законодательством, надзором за использованием ГМО, контролем рекламы, упреждением и уменьшением употребления табачных изделий, регистрацией животных, контролем уровня радиации в продуктах и многими другими вопросами.

Служба образована на осколках 5-ти госорганов, которые были ликвидированы, в том числе СЭС и службы защиты прав потребителей.

Как рассказал «Судебно-юридической газете» глава общественной организации «Инфекционный контроль в Украине» Виктор Ляшко, раньше несколько органов могли прийти к предпринимателю и проверять его по одному и тому же вопросу. Чтобы сократить давление на бизнес вместо 5-ти органов был создан один, но с широкими полномочиями.

 

Защита прав потребителя, безопасность продуктов и товаров

Если в ресторане в блюде попался кусок проволоки, или супермаркет продал кислое молоко, или интернет-магазин отказывается возвращать деньги за неработающую технику, обращаться следует в Госпродпотребслужбу.

Образец жалобы можно скачать здесь.

Отправлять заявление по Укрпочте не обязательно. В ХХІ веке это можно сделать и по электронной почте. Если нет электронной цифровой подписи, то надо подписать заявление от руки, отсканировать его и отправить скан на электронную почту Службы.

По словам главы Госпродпотребслужбы Владимира Лапы, за 9 месяцев 2017 года к ним поступило более 14 тысяч обращений от потребителей. Из них 44% касаются качества непродовольственных товаров. Еще 40% — качества предоставленных услуг, в основном жилищно-коммунальных. Вопросы по качеству продуктов питания затронуты лишь в 6,6% обращений.

Владимир Лапа в комментарии «Судебно-юридической газете» объяснил механизм процесса. «Когда приходит жалоба на качество еды в ресторане (посторонние предметы, несвежие ингредиенты), то Служба может провести проверку безопасности продуктов питания. Кроме того, могут быть привлечены специалисты по санитарному законодательству. То есть тут вопрос не в защите потребителя, а в безопасности еды.

Если же магазин не хочет возвращать деньги за некачественный товар или обменять его, то это сфера защиты прав потребителя.

Когда в жалобе есть просьба проверить непродовольственный продукт, то Служба имеет право: проверить наличие на товаре знака соответствия; сопроводительной документации, в том числе инструкции для пользователя; декларации соответствия; установить производителя продукции; отобрать на экспертизу образы товара, если есть основания считать, что продукция является небезопасной», — рассказал Владимир Лапа.

Но шанс, что ваше заявление удовлетворят, составляет 37% — именно столько обращений граждан были решены в их пользу. В результате, потребители смогли вернуть себе 4,1 млн грн за некачественные товары и услуги.

За нарушение прав потребителей предусмотрены штрафы в госказну. Например, продажа товара, у которого закончился срок годности, влечет за собой штраф в размере 200% стоимости непроданной партии товара. А отсутствие правдивой и полной информации о товаре — 30% стоимости полученной для реализации партии товара.

Хоть мораторий на проверки в 2017 году не распространяется на Службу в части защиты прав потребителей, согласовывать внеплановые проверки по обращениям физлиц все же надо. Перед защитой потребительских прав Служба должна согласовать такую проверку с Минэкономразвития, что занимает 10-12 дней. Продуктивность проверок от этого падает.

 

Санитарный надзор

Здесь не все так просто как в сфере защиты прав потребителей. Так, Виктор Ляшко в комментарии «Судебно-юридической газете» подтвердил, что в работе новосозданной Госпродпотребслужбы есть нормативные коллизии.

«Служба работает без четкой законодательной базы. Действующие нормативные акты создавались под предыдущие органы и не подходят для новосозданной Госпродпотребслужбы. Например, один из ключевых Законов «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучии населения» четко выписан под санэпидемстанцию, в том числе все разрешительные процедуры. Такое противоречие между нормами законов и деятельностью нового органа провидит к правовым коллизиям, что мешает функционированию Службы», — сообщил Виктор Ляшко.

Судебная практика подтверждает слова эксперта. Так, получив сообщение о вспышке острой кишечной инфекции среди учеников одной школы в Хмельницкой области, Госпродпотребслужба провела внеплановую проверку. При этом основанием для таких действий служили устаревшие нормативно-правовые акты, которые вообще не предусмотрены для работы этой Службы. В частности, Положение о санэпидемнадзоре от 22 июня 1999 года и закон о санитарном благополучии населения.

Данные нормативные акты наделяют полномочиями Министерство охраны здоровья и СЭС, которая находится в стадии ликвидации и фактически не функционирует, но никак не Госпродпотребслужбу, которая курируется Министерством агрополитики.

При всем несовершенстве законодательной базы это не смутило суд, который постановлением от 24 октября 2017 года удовлетворил иск Службы и временно приостановил работу школьной столовой.

 

 

Мораторий на проверки

Одного заявления о нарушении законодательства недостаточно для начала проверки. Дело в том, что государство декларирует невмешательство чиновников в работу бизнеса. Поэтому в законе о госконтроле указано, что провести внеплановую проверку предпринимателя на основании жалобы физлица возможно только после согласования этого вопроса с профильным министерством или Государственной регулятивной службой, в зависимости от предмета проверки.

Однако в 2017 году еще действует мораторий на проверки бизнеса, который распространяется на Госпродпотребслужбу во всех сферах кроме защиты прав потребителя и безопасности продуктов питания. В остальных случаях контролирующий орган обязан на время моратория согласовывать внеплановые проверки с Государственной регулятивной службой. А это занимает определенное время.

В рамках Закона «Об обращениях граждан» рассмотреть заявление должны на протяжении 30 дней, но эти сроки не всегда соблюдаются из-за необходимости согласовывать свои действия с другими госорганами.

В среднем согласование одной проверки требует более 15 дней. По информации с сайта ГРС, за октябрь 2017 года ведомство согласовало Госпродпотребслужбе 14 внеплановых проверок по заявлениям граждан. Хотя встречаются и случаи отказа, если в обращении не указаны обстоятельства дела и нормы нарушенного законодательства.

Предприниматели могут отказать Службе в допуске, если чиновники не предъявят документ, что подтверждает согласование проверки с ГРС.

Такие процедуры частично оберегают бизнес от частых посещений их магазинов и кафе представителями Службы (в октябре 2017 года ГРС 11 раз отказала Службе в проверке), однако делают проблематичным соблюдение сроков на ответ заявителю.

По словам Виктора Ляшко, такая ситуация должна измениться после вступления в силу Закона о госконтроле  за соблюдением законодательства о продуктах питания, что произойдет в апреле 2018 года. По новому закону проверка будет начинаться намного быстрее, потому что Госпродпотребслужба освобождается от необходимости согласовывать внеплановую проверку на основании жалобы физлица с профильным министерством.

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Верховный Суд может начать работу уже в этом году (видео)
Новости онлайн