Верховная Рада приняла новую редакцию Закона об отмывании денег, полученных преступным путем

09:53, 19 мая 2010
Вчера Верховная Рада Украины приняла новую редакцию Закона Украины
Верховная Рада приняла новую редакцию Закона об отмывании денег, полученных преступным путем

Вчера Верховная Рада Украины приняла новую редакцию Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Отметим, что проект направлен на реализацию положений Сорока рекомендаций Группы по разработке финансовых средств борьбы с отмыванием денег (FATF), принятых на Берлинском заседании Группы в июне 2003 года, Конвенции Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, и о финансировании терроризма, а также Директивы Европейского Парламента и Совета 2005/60/ЕС о предупреждении использования финансовой системы с целью отмывания денег и финансирования терроризма.

Новая редакция закона существенно расширила  терминологическую базу в сравнении со старой версией Закона, а также расширила сферу применения самого закона, добавив часть о «финансировании терроризма».

Изменена сумма финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу при наступлении ряда условий. Теперь это 150 000 грн. (13 000 грн. для игрального бизнеса).

В сравнении с предыдущей редакцией закона существенно расширен круг лиц, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга (СПФМ). Он дополнен следующими категориями: нотариусы, адвокаты, субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют юридические услуги, торговцы недвижимостью (риелторы), операторы почтовой связи (в части осуществления ими перевода денег), торговцы драгоценными металлами и драгоценными камнями, аудиторы, аудиторские фирмы, юридические лица, проводящие любые лотереи, субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, и некоторые другие представители нефинансовых профессий, в случае, если они берут участие в подготовке или осуществлении:

- купли-продажи недвижимости;

- управления активами клиента;

- управления банковским счетом или счетом в ценных бумагах;

- привлечения средств для создания юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими;

- создания юридических лиц, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купли-продажи юридических лиц (ст. 8).

В ст. 9 изложен целый перечень обязанностей, которые возлагаются на СПФМ.

Несмотря на то, что ст. 7 новой редакции Закона оставляет право за  адвокатами, лицами, предоставляющими юридические услуги и услуги по бухгалтерскому учету оставлено право не сообщать в Специально уполномоченный орган (СУО) о своих подозрениях в отношении финансовых операций, в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их адвокатской или профессиональной тайны, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представлении его интересов в судебных органах и в делах по досудебному регулированию споров, тем не менее, вышеперечисленные лица, согласно ст. 6 обязаны предоставлять в ответ на запрос СУО дополнительную информацию, копии первичных документов, на основании которых были осуществлены финансовые операции, сведения об участниках операций, а также другую информацию, включая ту, которая является банковской, коммерческой, страховой тайной.

Любопытно, что в ст. 12 новой редакции Закона снята ответственность с СПФМ в части разглашения профессиональной тайны. Так предоставление информации СПФМ Специально уполномоченному органу в установленном порядке не является нарушением профессиональной тайны, тайны страхования, банковской или коммерческой тайны. Соответственно, СПФМ и его сотрудники не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление информации СУО, даже в случаях, если эти действия принесли вред клиентам.

Новеллой новой редакции Закона является право СПФМ  приостанавливать обоснованно подозрительные (в плане "отмывания" средств) операции и обязанность приостанавливать операции, участниками которых являются лица, включенные в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или лиц, к которым применены международные санкции. О таких операциях немедленно следует сообщать в СУО. Операции можно приостановить на срок до 5 рабочих дней и в случае подтверждения подозрений СУО, он готовит обобщенные материалы, которые передаются в правоохранительные органы, что ведет к продлению остановки операции еще на 7 рабочих дней.

В случае, если признаки отмывания доходов преступным путем или финансирования терроризма не подтвердятся, СУО обязан немедленно отменить свое решение о приостановлении операции и сообщить об этом СПФМ. Однако в любом случае СПФМ и его должностные лица не несут гражданско-правовой ответственности за нарушение  условий соответствующих операций.

В связи с расширением круга лиц, являющихся СПФМ, расширяется и перечень субъектов государственного финансового мониторинга, которые осуществляют функции регулирования и надзора. Это министерства юстиции, финансов, транспорта, связи и экономики.

Согласно новой редакции Закона, активы, конфискованные в результате легализации доходов или финансирования терроризма, зачисляются в Госбюджет.

Новая редакция Закона вступает в силу через 90 дней с момента его опубликования и несет целый ряд изменений в другие нормативные документы.

Согласно мнению авторов вступление в силу данного закона будет способствовать усовершенствованию нормативно-правового обеспечения национальной системы борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также позволит обеспечить выполнение рекомендаций FATF. В то же время, ряд вопросов, касающихся соблюдения адвокатской и коммерческой тайны, может вызвать , дискуссии в среде отечественных юристов.


Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн