Бензин, алкоголь и сигареты под запретом. Правовой и экономический анализ повышения акцизов на группы товаров народного потребления

17:11, 25 мая 2010
Хотелось бы поздравить украинский народ с тем, что теперь он будет вести здоровый образ жизни, бросит свои...
Бензин, алкоголь и сигареты под запретом. Правовой и экономический анализ повышения акцизов на группы товаров народного потребления

Хотелось бы поздравить украинский народ с тем, что теперь он будет вести здоровый образ жизни, бросит свои вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, и, оставив свои авто в гаражах и на стоянках, станет ходить на работу пешком. Для тех, кто еще «не в курсе», сообщаем, в Украине повысились акцизы на алкоголь, табак и бензин.

Шум, поднятый вокруг повышения акцизных ставок, был изначально определен принятием «исторического» документа Украины – ЗУ «О бюджете на 2010 г.». Подумайте сами, если в «финансовой конституции Украины» на 2010 г. было заложено увеличение поступлений в бюджет от продажи подакцизных товаров, то разумно было предположить либо повышение самих акцизов, либо увеличение группы товаров «с маркой». Кстати, напомним, что текст самого бюджетного закона практически остался без внимания общественности в связи с ратификацией соглашений по ЧФ. Единственное, что заслужил принятый закон – это уже ставшие привычными «крики» оппозиции о нарушении процедуры его принятия.

20 мая всем украинцам пришлось убедиться, что парламентарии, согласившись с мнением КМУ, выбрали первый вариант развития событий, создав очередную проблему для населения: повысили акцизные сборы на алкоголь, табак, бензин и …воду, не забыв о рентных платежах за пользование недрами. Остается только завидовать «прыти» народных избранников, которые меньше чем за месяц приняли нормативный правовой документ (проект был зарегистрирован 26.04.2010, а принят во втором чтении 20.05.2010 г.). Согласитесь, могут работать, когда захотят!

Теперь о том, чем грозит населению такая депутатская хватка.

Прежде всего названным документом вносится ряд изменений в действующее законодательство Украины. Перемены коснулись и законов «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия», «О налогообложении прибыли предприятий», «О рентных платежах за нефть, природный газ и газовый конденсат» и др. К слову, внесенные этим же законом изменения в КЗоТ, ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине», ЗУ «Об оплате труда» дают возможность вспомнить «жесткую руку» прежнего налоговика Азарова.

Законом вносится ряд изменений в действующее законодательство Украины. Перемены коснулись ЗУ «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия», «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)», «О налогообложении прибыли предприятий», «О рентных платежах за нефть, природный газ и газовый конденсат» и другие. К слову, внесенные этим же законом изменения в КЗоТ, ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине», ЗУ «Об оплате труда» дают возможность вспомнить «жесткую руку» прежнего налоговика Азарова.

Изменения в названные нормативные правовые акты приводят к повышению акциза: на топливо – до 132 евро за тонну, на натуральные виноградные вина (крепленые вина) – до 10 копеек за литр, акциз на сигареты с фильтром – до 80 гривен за тысячу штук, увеличение сбора за использование поверхности подземных вод для производства напитков.

При всем этом, помня о народе, ВР запретила конечному субъекту реализации (говоря проще, продавцам розничной торговли) повышать цены на подакцизные товары. Именно об этом говорят заключительные положения принятого закона (п. 7): «Кабмину в рамках полномочий, определенных ЗУ «О ценах и ценообразовании», обеспечить поступление акцизных сборов без повышения розничных цен на товары и услуги».

В итоге кажущиеся незначительными повышения акцизов в общей своей массе приведут к пополнению бюджета Отечества примерно на девять миллиардов гривен. Это, конечно, хорошо, вот только беспокоит, каким образом нашему правительству удастся остановить рост цен? Ведь логическая цепочка очевидна: повысили акциз на топливо — увеличилась стоимость любого товара, т.к. при формировании конечной цены учитываются и транспортные расходы по доставке его к продавцу. Никто из предпринимателей, как бы ему не хотелось выполнить очередные требования КМУ, не будет торговать себе в убыток. Другой пример: при повышении сбора на использование поверхности подземных вод при производстве вообще чего-либо, не только напитков, увеличивается и себестоимость производимого продукта, отсюда, как ни крути, а розничная цена все равно подрастет и т.д. Получается, что власть Украины повышает уровень жизни украинцев за счет самих же украинцев.

Вызывает сомнения и то, что принципом ценообразования в нашей стране (как и в большинстве государств) служит принцип невмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что «рулить ценами» предпринимателей на государственном уровне означает возврат к плановой административно-командной системе? Более того, Украина и так уже приобрела статус «главного пирата» в море контрафактной продукции. Принятые изменения только спровоцируют появление «паленых» алкогольных и табачных изделий. И требование ВР к правительству «о разработке и обеспечении реализации комплекса мероприятий для противодействия контрабандному ввозу и производству контрафактных подакцизных товаров», также закрепленное в принятом законе, останется лишь на бумаге.

Кроме того, мировой опыт показывает, что чем больше «загоняют» предпринимателей, тем меньше их остается в реестре и тем больше уходит «в тень». Но «ясновидящие» нардепы предусмотрели и этот вариант, расширив все этим же законом полномочия налоговых служб. Авторы закона — довольно хорошие психологи: отвлекая внимание общественности и ее представителей акцизами, под «шумок» дополнили законодательство о труде «допинговыми» нормами, которые помогут отечественному предпринимателю потерять сон и покой и начать активно сворачивать бизнес. В спешке мало кто обратил внимание на то, что законом вносятся существенные изменения в КЗоТ Украины, ЗУ «Об оплате труда» и «О государственной налоговой службе Украины» Думается, что когда они (изменения) начнут работать на практике, бизнес, который и так показывает лишь часть доходов, перестанет существовать вообще.

Поясняем: в свете борьбы с зарплатой в конвертах нанимателю придется ждать нежданных гостей из налоговой в любое время, без предупреждения, а главное – из любого района. «Цель визита?» — спросите вы. Все просто, представителей налоговой администрации волнует, всех ли работников и их зарплаты «показывает» наниматель и за всех ли платит налоги в бюджет. Так, ч. 2 ст. 259 КЗоТ («Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде») изложена в следующей редакции: «Центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении, кроме органов государственной налоговой службы, которые имеют право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять такой контроль на всех предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения». Кроме того, налоговый орган имеет право на проведение внеочередной проверки без предварительного предупреждения плательщика в случаях, предусмотренных законодательством.

В свою очередь,  в ст. 10 ЗУ «О государственной налоговой инспекции Украины», функции налоговых инспекций расширены: «При получении органом налоговой милиции информации в случаях, установленных законом, принимают решение о проведении внеочередной налоговой проверки плательщика налога без его предварительного предупреждения, если органом налоговой милиции получена информация об уклонении такого плательщика от налогообложения».

Итог. Война, объявленная «конвертам», закончится «ничьей» — предприятия прекратят свою деятельность на более или менее законных основаниях и «уйдут в партизаны», а государство не получит тех доходов, за которые воевало. Проблему можно решить, лишь применив мировую практику, когда бремя налогов лежит на работнике и налоговые выплаты удерживаются у источника выплаты, т.е. работник получает обещанную зарплату за минусом причитающихся налогов.

            Наконец, стоит вспомнить так называемую политику тэтчеризма, когда Маргарет Тэтчер во имя спасения бюджета Великобритании «дала волю» малому бизнесу, разумно полагая, что чем богаче будет этот слой населения, тем больше налогов поступит в бюджет. Чем закончился этот эксперимент, всем известно: распределение налогового бремени, сокращение подоходных налогов и возрастание косвенных, свобода предпринимательства и выход из кризиса. Однако в Украине пока идут другим путем.

Юлия Габдуллина,

«Судебно-юридическая газета»

Комментарии

«Закон не повлияет на общий уровень инфляции потребительских цен»

Народный депутат (ПР), президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах:

– Несмотря на то, что Вы входите в коалицию, у Вас был ряд замечаний к изменениям законодательства о налогообложении, инициируемых властью. Какова теперь Ваша оценка принятого закона?

— Могу сказать, что этот закон очень сложный, и по сути это вынужденный шаг в связи с тем, что в наследство от предшественников остались огромные финансовые проблемы, начиная с экономических сумм обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга и заканчивая громаднейшим дефицитом бюджета. Поэтому мы постоянно искали необходимый баланс интересов. Мы понимаем, что пополнение доходной части бюджета, в первую очередь, должно проходить не за счет повышения фискального давления, а за счет противодействия коррупции, сокращения всей теневой экономики и сознания благоприятных условий для предпринимательства и промышленности. В ходе разговора с правительством по этому законопроекту мое личное условие — чтобы закон был разработан по принципу «не навреди», и я рад, что наш диалог состоялся.

– Каких поблажек для бизнеса удалось добиться в ходе работы над законом?

– Во-первых, правительство во многом отказалось от своих намерений об уровне повышения акцизов на табачные изделия. Они увеличены на уровне 20%, хотя были намерения увеличить их намного больше. Более того, по этой отрасли мы приняли решение (и это была моя инициатива) до 1 января 2012 года на изделия табачной отрасли объявить мораторий на повышение акцизов. Я считаю, что мы нашли баланс интересов, и уверен, что это очень важно, потому что это тоже является диалогом власти и бизнеса.

– Какие последствия принятия закона в области ценообразования?

– По расчетам, принятие закона не повлияет на общий уровень инфляции потребительских цен. Согласно закону про государственный бюджет, я напоминаю, инфляция в этом году будет где-то в границах 12–14 %. Я уверен, если к этому добавить (а это принципиально) действия правительства по решению проблемы с возвратом НДС, по наведению порядка в системе госзакупок, конкурсов, тендеров, целевой поддержи малого и среднего бизнеса, то это даст нам возможность получить на порядок больше доходов в бюджет. Что касается бензина, то в связи с принятием этого закона увеличение цены на бензин будет от 20 до 60 грн. Например A 95 увеличится в цене где-то максимум на 20 коп. за литр.

 

«Это прямой инфляционный механизм, который почувствует каждый из нас»

Народный депутат (БЮТ), член Комитета по вопросам бюджета Остап Семерак:

– Принятый закон о повышении акцизов спасет бюджет, а как быть с бизнесом?

— С доходной частью бюджета сейчас, у правительства Азарова страшные проблемы. Этот закон был для них принципиальным, поскольку, по оценкам экспертов, дает в бюджет около 9 млрд грн. Если общий бюджет 300 млрд, то 9 млрд — это существенно. Конечно, последствия этого закона для рядовых потребителей — поднятие цен на определенную группу товаров, а для малого и среднего бизнеса этот закон чреват, кроме повышения налогов, еще и другими моментами: в законе заложены нормы, которые дают фискальным органам «драконовские» полномочия относительно совершения проверок. Я думаю, что люди, работающие в реальном секторе экономики, от этого закона будут не в восторге, ведь закон не коснулся крупных компаний и корпораций, которые владеют львиной долей ВВП Украины, а направлен на средний и малый бизнес. Кроме всего остального, закон вызвал существенные разногласия во взглядах в пределах коалиции, результатом стало принятие смешных, с точки зрения юриспруденции, комбинированных решений.

– Как принятый закон отразится на конечном потребителе?

Безусловно, цены поднимутся, потому что увеличены акцизы. Если говорить про поднятие цен на алкоголь и табак, то к этому можно и отнестись с точки зрения здорового образа жизни и так далее. Но касательно акцизов на бензин, то это прямой инфляционный механизм, который почувствует каждый из нас. Потому что транспортная составляющая заложена во всех товарах и услугах, и когда цена бензина увеличится на 50–60 коп. за литр, то, конечно, подорожает и коммунальный транспорт, и продукты питания.

– Но в Кабмине говорят, что повышение налогов не отразится на инфляции…

– Работники правительства на прошлой неделе заявили, что поднятие акциза на бензин не спровоцирует поднятие розничных цен. Это или ложь, или наивность. Почему тогда сейчас такая высокая цена? Это значит, что правительство с Антимонопольным комитетом не дорабатывают и на рынке нефтепродуктов есть договоренность относительно повышения цен. Если правительство хочет исправить это положение вещей, и сверхприбыли нефтетрейдеров забрать в бюджет, то давайте на это посмотрим…

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн