У Януковича и Азарова публикуют разные стратегии развития страны - Томенко

16:56, 2 июня 2010
Заместитель Председателя Верховной Рады Украины Николай Томенко, комментируя зарегистрированный в...
У Януковича и Азарова публикуют разные стратегии развития страны - Томенко

Заместитель Председателя Верховной Рады Украины Николай Томенко, комментируя зарегистрированный в Верховной Раде законопроект «Об основах внутренней и внешней политики», поданный Президентом Украины, отметил: «Этот документ интересно рассматривать не только в контексте выполнения предвыборных обещаний Президента Виктора Януковича, но и сравнивая его с другим стратегическим документом, который представлен правительством Николая Азарова и проголосован парламентом, - законом «О государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010 год».

Н. Томенко отметил, что оба документа «стратегические и является ориентиром для Украины». Одновременно Вице-спикер отметил, что «если сравнить в них так называемую мировоззренческую составляющую Украины, которую строит новая власть, то оказывается, что подходы правительства и Президента существенно отличаются.

В частности, Н. Томенко напомнил, что во время обсуждения закона «О государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010 год» и во время первого чтения, и во время подготовки ко второму чтению, он обращал внимание на отсутствие в нем конституционных норм относительно поддержки функционирования украинского языка, украинской культуры. «Однако, несмотря на это, программа была принята в редакции без этих поправок и не содержала ни одной нормы, которая бы предусматривала поддержку и развитие украинского языка, украинской культуры, исторической традиции и т.д.», - отметил он.

Несмотря на это, Вице-спикер назвал парадоксальным то, что статья 10 «Принципы внутренней политики в гуманитарной сфере» законопроекта Президента - это фактически переписанная статья Конституции, по которой взяты именно те нормы, которые предлагал он во время подготовки ко второму чтению Программы правительства. «Интересно, что эти предложения были отклонены и коалицией и правительством», - заметил он. В президентском документе читаем: «реализация государственной языковой политики на основе норм национального и международного права, обеспечения всестороннего развития и функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины».

Н. Томенко также отметил, что в разделе, который касается образования, в отличие от правительственной Программы, в которой были зафиксированы лишь общее внедрение качественного высшего образования в соответствии с европейскими стандартами, и в законопроекте Президента четко прописаны «реформирование и развитие отечественной системы высшего образования и науки, обеспечение их интеграции в европейское и мировое образовательное и научное пространство, внедрение принципов и стандартов Болонского процесса».

Вопросы культуры в законопроекте сформулированы как «возрождение духовных ценностей украинского народа, защита и приумножение его культурного достояния, сохранения национального культурного наследия» и т.п. Не менее патриотично, замечает Н. Томенко, звучит и статья 11 «Основы внешней политики», среди которых названы «создание благоприятных внешнеполитических условий для развития украинской нации, ее экономического потенциала, исторического сознания, национального достоинства украинского, а также этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности граждан Украины всех национальностей». Зато, в правительственной Программе, напомнил Н. Томенко, такая терминология отсутствует вообще.

Среди проблемных и дискуссионных норм, которые заложены в законопроекте Президента, Заместитель Председателя Верховной Рады назвал «неоднозначное восприятие необходимости изменения административно-территориального устройства». Так, статья 4 «Принципы внутренней политики в сферах развития местного самоуправления и стимулировании развития регионов» предполагается «совершенствование системы административно-территориального устройства на принципах экономической самодостаточности и доступности административных (управленческих) и социальных услуг потребителям этих услуг. Вице-спикер напомнил, что дискуссия на эту тему ведется уже несколько лет и очевидно, что пока «нет готовности украинского общества к изменению системы административно-территориального устройства».

«Также очевидно, что команда Президента пока не готова к реформе в армии, поскольку статья 6 предусматривает «обеспечение постепенного перехода к комплектованию Вооруженных Сил Украины на контрактной основе». Так идея с профессиональной или даже контрактной армией, - это идея, которая не будет реализована в ближайшей перспективе», - сказал Н. Томенко.

Также, по мнению заместителя Председателя Верховной Рады, серьезную дискуссию вызовет норма, касающаяся «формирование инфраструктуры рынка земель, обеспечение оформления правоустанавливающих документов на право собственности на землю». «Все, что связано с частной собственностью на землю, всегда было проблемой и вызывало дискуссии», - напомнил он.

«Очевидно и то, что команда Президента решила не спешить возвращать обесцененные сбережения граждан, ведь появление слова «поэтапное» погашению обязательств государства по обесцененным сбережениям граждан» означает, что такой процесс будет продолжаться долгие годы», - убежден Томенко.

Кроме того, по его мнению, вызывает обеспокоенность дальнейшая риторика новой власти в контексте терминов федеративного государства. «Задача возрождения и сохранение культурной самобытности регионов» - термин из категории федеральных доктрин, поскольку в Украине всегда отстаивали подход обеспечения культурной самобытности этносов и национальных меньшинств, - подчеркнул он, - а предложенный термин означает, что власти серьезно думает над концепцией национально-культурной автономии, является не просто порочным, а вредным подходом для единства страны».

«Понятно, что дискуссию вызовет и позиционирование Украины как внеблокового европейского государства и отказ от евроатлантической интеграции», - отметил Н. Томенко. Зато он заметил, что авторы пытались найти определенный баланс и зафиксировали задачу «продолжение конструктивного сотрудничества с НАТО и другими военно-политическими блоками» и сохранили европейский вектор и европейскую стратегию Украины, которую пропагандировала предыдущая власть (ст.11 «обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство для приобретения членства в Европейском Союзе»).

Кроме того, одной из ключевых проблем законопроекта «Об основах внутренней и внешней политики» Н. Томенко назвал его несоответствие программным принципам партий, входящих в пропрезидентскую и проправительственную коалиции, поскольку целый ряд его позиций прямо противоречит предвыборным программам, как минимум, Коммунистической партии.

Анализ законопроекта «Об основах внутренней и внешней политики», по мнению Н. Томенко, дает основания сделать два вывода. Первый - документ правительства и документ Президента - документы, имеющие серьезные, временами, фундаментальные и мировоззренческие разногласия, особенно когда речь идет о гуманитарной составляющей и внешнеполитических отношениях. Второй особенностью является то, что те принципы, которые декларирует переданный в Верховную Раду законопроект, представители коалиции и правительства не просто не поддерживают, а своей практической деятельностью, заявлениями, решениями правительства и проектами законов делают прямо противоположное. «Итак, если данный документ будет принят, то Президент должен был бы обратиться к Верховной Раде с предложением об увольнении ряда чиновников и отзывом многих законопроектов, которые прямо противоречит стратегии документа, представленного им в парламент», - отметил Н. Томенко.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн