Выступления Тигипко, Ярошенко и результаты работы ВР

09:45, 7 июня 2010
В пятницу, 4 июня, завершилась очередная пленарная неделя шестой сессии Верховной Рады Украины шестого...
Выступления Тигипко, Ярошенко и результаты работы ВР

В пятницу, 4 июня, завершилась очередная пленарная неделя шестой сессии Верховной Рады Украины шестого созыва.
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин в начале утреннего заседания проинформировал о результатах работы Верховной Рады на пленарных заседаниях 3 июня.

Председательствующий напомнил, что согласно Закону "О Регламенте" в пятницу с 10-ти до 11-и часов должен проводиться "Час вопросов к Правительству". Представители депутатских фракций, не входящих в состав коалиции, внесли предложение во время этого "Часа вопросов к Правительству" получить от представителя правительства ответы на свои вопросы по развитию предпринимательства в Украине.

На письменные вопросы фракции БЮТ отвечал вице-премьер-министр по вопросам экономической политики Сергей Тигипко.

Представители фракции БЮТ, в частности, обратились с просьбой прокомментировать массовые случаи возврата налоговиками без всяких объяснений предпринимателям деклараций по налогу на добавленную стоимость с требованием переработать их и не показывать должное возмещение сумм налогового кредита. Парламентарии также интересовались: имеют ли право налоговики вообще не принимать налоговые декларации или же потребовать предварительно поставить на ней подписи работников налоговой милиции, инспектора, искусственно создавать условия для непредоставления декларации в установленные сроки и подвергать предпринимателя штрафам за тщетные попытки подать отчетность вовремя?

С. Тигипко согласился с тем, что проблема есть, она была "спровоцирована налоговой администрацией для борьбы с уклонением от уплаты налогов". Чиновник сообщил, что 21 мая состоялось заседание Совета предпринимателей, на котором вместе с налоговой администрацией обсуждался этот вопрос. С. Тигипко отметил, что сегодня начнет действовать Экспертный совет, который год не собирался. На его заседании под председательством председателя налоговой администрации будут отрабатываться конкретные шаги.

Народные депутаты в вопросе напомнили, что в 2010 году значительным препятствием для ведения и развития бизнеса в Украине стало вымывание оборотных средств из предприятий благодаря драконовским мерам режима возмещения НДС, когда налогоплательщик лишается права включить в состав налогового кредита следующих периодов невозмещенные суммы отрицательного значения НДС и перенесение этого права лишь на первый отчетный период 2011 года.

Вице-премьер-министр констатировал: когда правительство пришло, то получило чрезвычайно трудную проблему с возмещением НДС. С. Тигипко сообщил, что на 1 мая не возмещено проверенного НДС на 23 миллиарда гривен - это то, что накопилось за 2008, 2009 и первый квартал 2010 года. По его словам, после принятия Государственного бюджета правительство выпустило ОВГЗ согласно Закону "О Государственном бюджете Украины на 2010 год" и принятым правительственным решением на все 23 миллиарда. Это, по его словам, предоставляет практически всем должникам возможность в добровольном порядке сделать заявку и получить ценные бумаги правительства с доходностью 5,5%.

Парламентарии спросили у вице-премьер-министра: как он может объяснить введение нулевой ставки налога на добавленную стоимость на импортируемый природный газ, в то время как продажа самых необходимых продуктов питания, жилищно-коммунальные услуги облагаются налогом по полной ставке НДС? Чем обосновывается увеличение для субъектов малого предпринимательства в 2 раза сроков проведения плановых и внеплановых выездных проверок?

С. Тигипко ответил так: "При импорте налогообложение операций по поставке газа на территорию Украины будет осуществляться в общем порядке с применением ставки налога в размере 20 процентов, то есть практически на внутреннем потреблении этот налог будет платиться так же, как он и уплачивался. Идет разговор только о том, что при ввозе импортного газа не будет взиматься НДС за импорт.

Отвечая на вопрос о количестве проверок, С. Тигипко сообщил: количество проверок, запланированое на первое полугодие 2010 года, Налоговой администрацией сокращено формально с 15 000 до 12-ти. Но законом, который был принят после того, увеличены сроки проверки на 5 дней по всем субъектам. По его словам, это может вызвать определенные проблемы для предпринимательства, поскольку значительно возрос возврат НДС. Поэтому нужно сейчас разобраться с этим.

Народные депутаты спросили чиновника: какие меры принимает правительство для того, чтобы в Украине начала должным образом функционировать электронная форма представления налоговой отчетности для малого и среднего бизнеса, по которой государственные налоговые инспекторы не будут иметь права отказать предпринимателям в принятии отчетности в электронном виде и требовать от них следующее представление этой же отчетности на бумажных носителях, а доступ предпринимателям к соответствующим электронным базам данных будет предоставляться бесплатно или за минимальную плату?

С. Тигипко отметил "Если говорить о реальной практике, которая сегодня существует, если есть какие проблемы с электронными отчетами, то это касается только нарушений со стороны налоговой администрации. Мы договорились, что предприниматели будут предоставлять информацию мне лично и мы будем разбираться вместе с главой налоговой администрации. Это нарушение В электронном виде предприниматель имеет право сдать свою электронную отчетность по закону".

Вице-премьер-министр, отвечая на этот вопрос, также сообщил, что Кабинет Министров согласовал вместе с работодателями и профсоюзами Закон "О едином социальном взносе", который объединит четыре социальные платежи в один, и в ближайшее время внесет его в Верховную Раду.

С. Тигипко также ответил на вопрос о перспективах предоставления МВФ очередных кредитов; относительно ситуации, сложившейся в последнее время на ОАО "Мариупольский металлургический комбинат им.Ильича", в частности по покупке комбината оффшорными компаниями; мер, которые предпринимает правительство для восстановления полноценного молодежного ипотечного кредитования и уменьшения ставки по ипотечным жилищным кредитам; влияние кризиса на поступление инвестиций в Украину и т.п.

Председательствующий объявил депутатские запросы.

В сессионном зале состоялись слушания по вопросам бюджетной политики на 2011 год. Основные направления бюджетной политики на 2011 год доложил министр финансов Федор Ярошенко. Он отметил, что в основу бюджетного процесса положены принципы системности и последовательности, которые предусматривают осуществление согласованных, скоординированных мер в бюджетной политике, рассчитанных на стратегическую перспективу и развитие позитивных тенденций, заложенных Государственным бюджетом на 2010 год.

"Предлагается определить следующие цели бюджетной политики на 2011 год: дальнейшее устойчивое развитие экономики, переход к ее инвестиционно-инновационной модели; рост уровня социальных стандартов для граждан, содействие ценовой и валютно-курсовой стабильности", - сообщил министр финансов. По его словам, определенные цели основываются на результатах выполнения Государственного бюджета 2010 года, согласно которым предполагается стабилизировать государственные финансы, устранить негативное влияние факторов, заложенных предыдущим правительством, и обеспечить возвращение экономики к устойчивому росту.

Ф. Ярошенко сообщил, что в реализации бюджетной политики правительство ориентируется на развитие таких общенациональных ценностей, как: социальная защита граждан, устойчивый экономический рост, системное обновление общественных отношений, поддержка развития базовых отраслей экономики, успешная реализация инфраструктурных проектов, стабильная и эффективная финансовая и налоговая системы. По его словам, как миссия, так и система ценностей, на достижение которых будет направлена бюджетная политика в 2011 году, полностью лишены идеологической окраски. "Это простые и понятные вещи, которых требует сегодня каждый украинский гражданин, независимо от того, какую политическую силу он поддерживает. Достичь такого результата позволят инновационные методы управления государственными финансами, которые положены в основу реализации бюджетной политики в текущем и следующих годах. Они направлены на получение наибольшего положительного эффекта от запланированных мероприятий", - отметил докладчик.

По словам министра финансов, в 2011 году предлагается определить такие основные показатели государственного и сводного бюджетов: содержание предельного размера дефицита бюджета на уровне не более 4,5 процента ВВП; установление доли в перерозкладке ВВП через сводный бюджет на уровне, не превышающем прогнозный показатель на 2010 год и не более 30,5 процента ВВП; содержание объема государственного долга на уровне не менее 40 процентов ВВП установление удельного веса расходов развития на уровне нынешних 13-14 процентов ВВП. По словам докладчика, также сохраняется политика дальнейшего укрепления финансового обеспечения местных бюджетов, расширения их доходной базы и мер экономического стимулирования. Для обеспечения успешной реализации запланированных мероприятий в 2011 году будут предложены такие ключевые решения в системе государственных финансов: взвешенная и эффективная налоговая и бюджетная политика, социальная направленность, инфраструктурные программы, рациональные заимствования и прозрачность их использования, развитие системы государственных финансов, дальнейшее сокращение дефицита государственного бюджета, финансовая обеспеченность местных бюджетов, расширение ресурсной базы.

"Комплексное выполнение этих решений обеспечит синергетический эффект от взаимного влияния их результатов, и совокупный положительный результат будет иметь максимальное значение", - отметил докладчик.

Ф. Ярошенко также отметил, что необходимыми предпосылками успешной реализации бюджетной политики в 2010 году станет проведение налоговой и бюджетной реформ. В сфере налоговой политики предусматривается путем проведения принятия Налогового кодекса налоговой реформы, которая направлена на построение эффективной налоговой системы и позволит достичь необходимого ресурсного обеспечения выполнения функций государства и повышение эффективности государственного управления. В общегосударственной политике налоговая реформа является необходимым шагом на пути к системному обновлению общественных отношений, инновационного развития экономики и обеспечения достойного уровня жизни".

Продуктом налоговой реформы, по словам министра финансов, станет обновленная, современная, конкурентоспособная налоговая система, которая будет соответствовать лучшим мировым стандартам и сможет обеспечить создание условий для активизации предпринимательской деятельности, снижение уровня коррупции, увеличение объема государственных инвестиций в человеческий капитал, рост доверия общества к налоговой службы и к системе государственных финансов в целом.

Ф. Ярошенко доложил о направлениях, по которым будет осуществляться налоговая реформа, отметив, что одновременно с совершенствованием налоговой политики состоится и совершенствование таможенной политики в направлениях обеспечения адаптации законодательства Украины по вопросам таможенного налогообложения с законодательством ЕС, в частности, недопущение предоставления тарифных льгот и преференций по отраслевому принципу; усовершенствования методов контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров, увеличения поступления таможенных платежей в бюджет.

Министр финансов отметил, что будет улучшена система управления государственным имуществом и корпоративными правами с целью повышения эффективности ее экономической целесообразности. Значительное внимание будет уделено совершенствованию системы пенсионного обеспечения. Предполагается принятие ряда мер, направленных на сокращение дефицита Пенсионного фонда и упрощение административных процедур для плательщиков страховых социальных взносов.

Одновременно с усовершенствованием системы ресурсного обеспечения государственных финансов, отметил докладчик, состоится усовершенствования сектора управления расходами.

Министр финансов сообщил, что целями бюджетной реформы является устойчивое управление устойчивым развитием Украины на основе национальной системы ценностей, совершенствование бюджетной политики на всех уровнях, обеспечение результативности, эффективной прозрачности и некоррупционной использования бюджетных средств. Путями достижения этих целей станут усовершенствование институциональной системы управления государственными финансами, усиление взаимосвязи экономической, бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики.

Ф. Ярошенко, завершая выступление, отметил, что в государственных бюджетах 2010 года и 2011 года будет заложена обязательна повышении социальных стандартов. В частности, предполагается повысить минимальную зарплату и тарифную ставку во работников первых разрядов Единой тарифной сетки.

"Реализация всех предусмотренных основными направлениями бюджетной политики в одиннадцатом году позволит получить положительный результат в развитии национальной экономики и в повышении стандартов жизни граждан Украины. Предложенные меры являются сбалансированными и скоординированными, рассчитаны на их результат и оптимальную стратегию внедрения", - отметил министр финансов.

Председатель Комитета по вопросам бюджета Николай Деркач доложил решение Комитета рекомендовать парламенту принять постановление.

В обсуждении основных направлений бюджетной политики на 2011 год приняли участие представители всех депутатских фракций. Народные депутаты выразили отдельные замечания, внесли предложения к проекту постановления.

Верховная Рада приняла постановление 249 голосами.

Проект постановления об обеспечении соблюдения законодательства Украины в области культуры и спорта (по недопущению уничтожения Севастопольского городского стадиона) доложил народный депутат Вадим Колесниченко. Он напомнил, что решением Севастопольского исполкома от 08.1949 года в Севастополе был отведен земельный участок под строительство городского стадиона, который по договору о разделе Черноморского Флота перешел в собственность МО - ВМСУ как военный городок ? 257 по ул. Бастионной, 29 - в центре исторической застройки города, возле Панорамы первой обороны Севастополя.

По словам докладчика, Министерство обороны отказалось сотрудничать с городской властью по совместныой реконструкции и эксплуатации стадиона и заключило две откровенно коррупционные сделки по передаче стадиона частному предприятию "Бриз-Норд" под коммерческую офисную жилую застройку. При этом были грубо нарушены и проигнорированы законы "Об использовании земель обороны", "О физической культуре и спорте" и Постановление "Об информации Кабинета Министров Украины "О сохранении объектов социально-культурного назначения". В. Колесниченко отметил, что были отвергнуты неоднократные решения Севастопольского городского совета относительно отказа в даче разрешения на изменение целевого назначения земельного участка по использованию стадиона под строительство здания.

Народный депутат предложил передать в коммунальное управление этот стадион, вернуть его в государственную собственность.

Народные депутаты во время обсуждения поддержали инициативу В. Колесниченко. Они также обратили внимание на то, что в такой ситуации находятся и другие физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения не только в г. Севастополе. Парламентарии предлагали обеспечить соблюдение законодательства со стороны органов местной власти за целевым использованием таких сооружений и установить парламентский контроль.

Верховная Рада 226 голосами приняла постановление с некоторыми уточнениями, которые касались изменения сроков выполнения предусмотренных ею мероприятий.

Председательствующий Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Адам Мартынюк объявил о прекращении деятельности Временной следственной комиссии для проверки соблюдения законодательства Украины при проведении реконструкции Национального спортивного комплекса "Олимпийский" в связи с окончанием срока.

Парламентарии рассмотрели два законопроекта, касающиеся законодательного совершенствования деятельности медицинских работников, - о внесении изменений в статью 10 Закона "Основы законодательства Украины о здравоохранении" (относительно обязанностей граждан в области здравоохранения) и о внесении изменений в статью 77 Закона "Основы законодательства Украины о здравоохранении" (относительно получения медицинской и социально-психологической помощи медицинскими работниками).

По результатам голосования оба законопроекта были отклонены.

В конце утреннего заседания народные депутаты выступили с заявлениями, сообщениями, предложениями.

7-11 июня парламентарии будут работать в комитетах, комиссиях и фракциях.

9 июня в Верховной Раде состоятся парламентские слушания "Внедрение 12-летней общего среднего образования в Украине: проблемы и пути их преодоления".

Следующее пленарное заседание шестой сессии состоится в вторник, 15 июня.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн