Парламентарии урегулируют порядок митингов и массовых собраний

14:22, 9 июня 2010
Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений рекомендует...
Парламентарии урегулируют порядок митингов и массовых собраний

Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений рекомендует парламенту принять в другоми чтении проект закона "О порядке организации и проведения мирных мероприятий".

Законопроектом ? 2450 предлагается урегулировать вопросы реализации конституционного права граждан на мирные собрания, определив порядок подготовки и проведения перечисленных в ч. 1 статьи 39 Конституции Украины мирных собраний (названных в проекте мирными мореприятиями) - собраний, митингов, походов и демонстраций.

Для подготовки проекта ко второму чтению в Комитете была создана рабочая группа в составе представителей Секретариата Кабинета Министров, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел. Во время его доработки было учтено большинство предложений субъектов права законодательной инициативы и общественных организаций, а также положения международных стандартов о свободе мирных собраний, в частности, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свободах 1950 года, Руководящих принципов о свободе мирных собраний, подготовленных Советом экспертов по вопросам свободы мирных собраний Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и положения Конституции Украины.

Комитет, в частности, предлагает изменить название проекта с "О порядке организации и проведения мирных мероприятий" на "О мирных собраниях".

Согласно заключению Венецианской комиссии и руководящих принципов ОБСЕ, статья первая проекта дополнена новыми определениями: "контрсобрания", "одновременное и спонтанное мирное собрание". Так, согласно проекту "контрсобрание - это мирное собрание, которое проводится одновременно с другим мирным собранием, основной целью проведения которого является выражение позиции, отличной от участников другого мирного собрания, проводимого одновременно в этом же месте, "одновременное мирное собрание - это мирное собрание, которое проводится в один и то же время с другим мирным собранием в одном и том же месте, которое не имеет целью выражение позиции, отличной от участников другого мирного собрания", "спонтанное мирное собрание - это незапланированное мирное собрание, которое проводится исключительно по инициативе граждан, вызванное событием, которое имеет важное значение для общества и которуе невозможно было заранее предусмотреть и организовать проведение мирного собрания.

Законопроектом также уточнен круг лиц, которые могут быть организаторами мирного собрания, в частности, предусмотрено, что организатором мирного собрания может быть гражданин и / или объединение граждан, заведение, предприятие, учреждение, организация. Несовершеннолетний в возрасте от 14 лет может быть организатором мирного собрания с целью защиты своих прав при наличии письменного согласия родителей (усыновителей) или попечителей. Письменное согласие не требуется, если в соответствии с законом лицо приобрело полную гражданскую дееспособности или ему была предоставлена полная гражданская дееспособность.

В статье 7 изменено положение проекта, которыми определен порядок представления сообщения о проведении мирного мероприятия - предусмотрено, что организатор мирного собрания письменно уведомляет о проведении мирного собрания органы исполнительной власти и / или органы местного самоуправления заблаговременно, но не позднее четырех рабочих дня до его начала. Это требование не распространяется на проведение спонтанного мирного собрания.

Статья 9 дополнена новой частью, которой предусмотрено места, где не допускается проведение мирных собраний: территория, прилегающая к опасным производственным объектам и к другим объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; территория полос отвода железных дорог под железнодорожным полотном и его обустройством, вблизи магистральных трубопроводов, осуществляющих транзит нефти, газа и продуктов их переработки; территория, используемая в военных целях, и места, расположенные ближе чем три метра до границ этой территории; территория пограничных зон; места, расположенные ближе чем три метра до границ территорий уголовно-исполнительных учреждений закрытого типа.

Согласно проекту, запрещается финансирование и осуществление материально-технического обеспечения проведения мирного собрания: иностранцем, лицом без гражданства (кроме организатора мирного собрания. Анонимным жертвователям (юридическим или физическим лицом); органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым, органом местного самоуправления; заведением, предприятием, учреждением, организацией государственной и коммунальной форм собственности.

Законопроект содержит положения об ограничении относительно реализации права на свободу мирного собрания. Согласно проекту, оно может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка - с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который получил сообщение о намерении проведения мирного собрания, имеет право в установленном законом порядке обратиться в суд с исковым заявлением. В случае подачи искового заявления орган исполнительной власти или орган местного самоуправления безотлагательно, но не позднее одних суток с момента его подачи сообщает об этом организатору мирного собрания. Исковое заявление об ограничении проведения мирного собрания или о запрете его проведения или об устранении ограничений в реализации права на их проведение рассматривается судом в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн