Планирование законотворчества на перспективу отсутствует - обсуждение в Институте законодательства

14:32, 23 июня 2010
который отметил актуальность и общественное значение экспертного обсуждения проблем перспективного...
Планирование законотворчества на перспективу отсутствует - обсуждение в Институте законодательства

который отметил актуальность и общественное значение экспертного обсуждения проблем перспективного планирования законодательной деятельности.

Он также представил участникам конференции научно-практическое издание "Законодательная деятельность Верховной Рады Украины V и VI созывов: приоритеты, опыт парламентской практики, актуальные проблемы", подготовленное авторским коллективом Института под общей редакцией Председателя Верховной Рады Украины, академика НАН Украины В.М. Литвина.

По его словам, презентовано издание демонстрирует связь между юридической наукой и практикой парламентаризма, а его научно-практическая значимость заключается в том, что на основании комплексного исследования и обобщения законодательной деятельности Верховной Рады V и VI созывов, основных направлений развития украинского общества, прежде в сфере государственного строительства, в экономической, социальной, гуманитарной и других сферах общественной жизни, с учетом международных обязательств Украины определены стратегические ориентиры законодательной деятельности. В нем также акцентируется внимание на направлениях усовершенствования действующего законодательства и перспективах его дальнейшего развития.

Руководитель Аппарата Верховной Рады Украины Юрий Ясенчук обратил внимание участников конференции на то, что планирование на перспективу, краткосрочную (1-2 года) или долгосрочную (5 лет), которое учитывало бы Программу деятельности правительства и программу адаптации национального законодательства к законодательству, скажем, ЕС, на сегодня практически отсутствует. Он выразил убеждение, что сегодня стране нужен специальный закон, который определит правовой статус закона как акта высшей юридической силы, закрепит особое законодательную процедуру, характерную для парламента, для принятия законодательных актов, определит специфические гарантии конституционности законов. Принятие такого закона, по его словам, позволило бы усовершенствовать не только планирование, но и весь законодательный процесс; позволило бы ликвидировать определенную бессистемность развития законодательства, внутреннюю противоречивость в регулировании, недостатки юридической техники и недостаточную научную обоснованность.

По его мнению, плановость законодательной деятельности позволит формировать основы внутренней и внешней политики, законодательно урегулировать общественные отношения в государстве. С учетом Программы деятельности правительства должны, по словам Ю. Ясенчука, приниматься планы развития законодательства, направленные на достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. "Следовательно, планы законодательной деятельности должны быть инструментом законодательного обеспечения политических намерений, поэтому необходимо обеспечить системность в планировании и осуществлении законопроектных работ", - подытожил заместитель Руководителя Аппарата парламента.

В выступлении руководителя Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины Василия Борденюка говорилось о проблемах формирования перспективного плана законодательной деятельности, связанные с современными политико-правовыми реалиями в Украине. Он отметил роль национальной науки в обосновании целесообразности принятия тех или иных законопроектов, а также обратил внимание участников конференции на отсутствие надлежащей связи между результатами научных исследований и практикой законотворчества.

Выступление заместителя заведующего отделом Института законодательства Николая Федорина был посвящен обзору современного состояния перспективного планирования законодательной деятельности Верховной Рады Украины. По его мнению, налаживание перспективного планирования требует согласованности позиций, а также конструктивного взаимодействия, прежде всего, между основными субъектами формирования и реализации государственной правовой политики в сфере законодательства (Верховная Рада, Президент и Кабинет Министров Украины). Реализация такой идеи, по словам выступающего, требует установления четких взаимоотношений между ними на долгосрочную перспективу. В частности, на случай возникновения определенных противоречий по вопросам формирования и реализации Перспективного плана между главными субъектами законодательного процесса в Украине необходимо ввести определенную процедуру их согласования. Очевидно, что такого рода правила и процедуры должны быть закреплены в действующем законодательстве.

Н. Федорин отметил, что организация управления законодательным процессом требует проведения на постоянной основе обстоятельного изучения состояния и проблем формирования законопроектной базы. По его словам, эффективным инструментом для проведения необходимых исследований может стать Национальный реестр законодательных предложений, внедрение которого в законодательный процесс активизирует информационное обеспечение выполнения Перспективного плана законодательных работ, способствовать установлено четкого порядка рассмотрения и обсуждению на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины перспективных законопроектов, оптимизирует работу с своевременного выявления пробелов и противоречий в действующем законодательстве, недопущение параллелизма при подготовке законопроектов. Кроме этого, отметил оратор, будут созданы предпосылки для создания Центра развития законодательства, основной функцией которого должно стать информационное обеспечение координации работ, связанных с реализацией задач стратегического планирования.

По результатам конференции планируется обобщение предложений и рекомендаций, которые будут переданы в соответствующие комитеты Верховной Рады Украины, а также публикация материалов конференции в сборнике научных трудов. 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн