Депутаты считают закон о судоустройстве и статусе судей готовым к принятию во втором чтении

17:23, 2 июля 2010
Комитет по вопросам правосудия рекомендует парламенту принять во втором чтении и целом законопроект "О...
Депутаты считают закон о судоустройстве и статусе судей готовым к принятию во втором чтении
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Комитет по вопросам правосудия рекомендует парламенту принять во втором чтении и целом законопроект "О судоустройстве и статусе судей".

На заседании народные депутаты отмечали, что законопроект (рег. ? 6450) направлен на комплексное реформирование системы судопроизводства в соответствии с международными стандартами для повышения роли суда и статуса судьи в обществе, обеспечение независимости судей от влияния, в том числе в системе правосудия и упрощения процедуры доступа в суд для каждого гражданина. Кроме того, положения законопроекта направлены на исполнение ряда решений Конституционного Суда Украины.

Народные депутаты обращали внимание на то, что проектом предлагается повысить требования к кандидатам на должность судьи. А именно: судьей апелляционного суда и высшего специализированного суда могут стать только судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, а судьей Верховного Суда Украины - не менее пятнадцати лет. Кроме того, предусмотрено: "специальная подготовка будущих судей, которая проводится в течение одного года за счет средств Государственного бюджета Украины"; избрания на должность на конкурсной основе: квалификационный экзамен, который проводится путем сложения кандидатом на должность судьи письменного анонимного тестирования и выполнения практического задания по целью выявления уровня практических навыков и умений в применении закона.

Законопроектом вводится сокращенная процедура избрания и увольнения судей, избранных бессрочно: эти вопросы включается в повестку дня сессии Верховной Рады вне без голосования и рассматриваются парламентом без выводов комитетов.

При обсуждении законопроекта члены Комитета отмечали, что предложенными изменениями предусматривается, что председатель местного суда и его заместитель, председатель апелляционного суда, и его заместители, председатель высшего специализированного суда и его заместители будут назначаться на должности сроком на пять лет из числа судей этого суда и освобождаться от должности Высшим советом юстиции по предложению соответствующего совета судей. Кроме того, "судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков подряд".

С целью совершенствования системы судов общей юрисдикции законопроектом предусматривается создание Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, который наравне с Высшим административным судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины функционировать как суд кассационной инстанции.

Кроме того, отмечали народные депутаты, предложенные нормы законопроекта, направленные на борьбу с коррупцией. Так, предлагается, почти в 5 раз увеличить заработную плату судьям первой инстанции. При этом такая заработная плата будет начисляться не на основе подзаконного акта, а на основании закона. Вместе с тем предлагается повысить ответственность судей перед обществом. В частности, предусмотрено обязательство судьи ежегодно заполнять декларации не только о доходах, но и о своих расходах. Согласно законопроекту "декларация об имущественном состоянии должна содержать сведения о доходах, ценных бумагах, недвижимом, ценном движимом имуществе, вкладах в банках, финансовые обязательства судьи, членов его семьи и лиц, с которыми он совместно проживает или совмещенный общим бытом , и расходы (если разовые расходы превышают размер месячного заработка судьи) судьи ".

Проектом предусматривается также, что "в судах, наряду с государственным, могут использоваться региональные языки или языки меньшинств в соответствии с Законом" О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств »в порядке, установленном процессуальным законом.

По мнению народных депутатов, законопроектом "виришаються проблемы с волокитой в судебной системе". Так, сокращенно сроки рассмотрения дел и срок обжалования решения. При этом суды апелляционной и кассационной инстанции не вправе будут возвращать дела на повторное решение в суд низшей инстанции. Вместе введено ответственность за судебную волокиту, которую допускает судья. При этом такие действия считаются нарушением присяги, за что предусмотрена дисциплинарную ответственность для судьи вплоть до увольнения его с должности.

Законопроектом также предусматривается ликвидация квалификационных классов судей, присвоение которых, считают члены Комитета, "нередко использовалось как средство давления на судей". При этом предлагается установить и запрет награждения судей к моменту их выхода в отставку с целью усиления их независимости при осуществлении правосудия.

Субъектами законодательной инициативы ко второму чтению было внесено 1724 поправки, из которых около 400 были учтены полностью или частично.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва