Интеллектуальная собственность: некоторые нововведения

11:22, 5 октября 2010
Проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам...
Интеллектуальная собственность: некоторые нововведения

Проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам интеллектуальной собственности" (далее - проект Закона) разработан Министерством образования и науки Украины во исполнение Закона Украины "Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза" от 18 марта 2004 ? 1629-IV, пункта 14 Плана мероприятий по выполнению в 2008 году Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 11 июня 2008 ? 821-р, поручения Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2008 ? 23093/1/1-08 "О состоянии государственного регулирования и управления в сфере развития, правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в Украине", поручения Кабинета Министров Украины от 14 марта 2008 ? 14946/0/1-08 "О представление в Кабинет Министров Украины проектов актов законодательства по реализации предложений инвесторов и участников Форума "Власть и бизнес - партнеры" по улучшению инвестиционного климата в Украине "и поручения Кабинета Министров Украины от 10 января 2009 ? 223/0/2-08" О возвращении на доработку проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности" ".

Необходимость эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности для Украины обусловлено выбранной ею стратегией построения цивилизованных рыночных отношений, обеспечение социальной ориентации экономики и инновационного социально-экономического развития, которое должно опираться прежде всего на активизацию собственного интеллектуального потенциала.

Интеллектуальная собственность является одной из приоритетных сфер, в которых осуществляется адаптация законодательства Украины в соответствии с Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, утвержденной Законом Украины от 18.03.2004 ? 1629-IV.

Целью адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС является достижение соответствия правовой системы Украины acquis communautaire с учетом критериев, предъявляемых ЕС к государствам, которые намерены вступить в него.

Также адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС является приоритетной составляющей процесса интеграции Украины в Европейский Союз, в свою очередь является приоритетным направлением украинской внешней политики.

На сегодня, установленные действующим законодательством Украины положения, преимущественно отвечают международным договорам Украины в сфере интеллектуальной собственности. Однако, некоторые положения нормативно-правовых актов требуют совершенствования и более четкого их определения с учетом требований европейского и международного законодательства.

Проект Закона предусматривает внесение изменений в Гражданский кодекс Украины и специальных законов Украины по вопросам промышленной собственности, в частности, "Об охране прав на изобретения и полезные модели", "Об охране прав на промышленные образцы", "Об охране прав на знаки для товаров и услуг "," Об охране прав на топографии интегральных микросхем "," Об охране прав на указание происхождения товаров "в связи с необходимостью приведения их в соответствие с законодательством ЕС.

В действующем Законе Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" не учтены положения Директивы 98/44/ЕC Европейского Парламента и Совета ЕС от 6 июля 1998 о правовой охране биотехнологических изобретений, а именно: определение сроков; годности изобретения (полезной модели) для приобретения права на него; содержания прав, неимущественного и имущественного права на изобретение (полезную модель), срока действия прав, ограничений в осуществлении имущественных прав, исключений из имущественных прав.

В действующем Законе Украины "Об охране прав на промышленные образцы" не учтены положения Директивы 98/71/ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 13 октября 1998 о правовой охране промышленных образцов, а именно: предоставление и определение сроков, в частности: "изделие" , "составленный изделие", "новизна", "своеобразие" и др.; дополнительного условия пригодности для приобретения права на промышленный образец - "своеобразия", положение, согласно которому не является пригодным для приобретения права на промышленный образец внешний вид изделий, который обусловлен исключительно их техническими функциями; заявки, приоритет, экспертизы заявки, разделения заявки;

В действующем Законе Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" не в полной мере учтены положения Директивы Совета ЕС 87/104/ЕЕС, 89/104/ЕЕС и Регламента Совета ЕС ? 40/94. В частности, необходимо урегулирования вопросов коллективных знаков для товаров и услуг, а также об ограничении прав собственника о запрете другим лицам использовать знаки для товаров и услуг, если необходимо указать назначение продукта или услуги, в частности как комплектующих или запасных деталей, при условии, что третья сторона использует их в соответствии с честной практики, принятой в промышленных и коммерческих делах и т.п.

В действующем Законе Украины "Об охране прав на указание происхождения товаров" требуют совершенствования и более четкого определения с учетом условий Регламента Совета ЕС ? 510/2006 отдельные положения, установленные этим законом.

В частности, в Законе Украины "Об охране прав на указание происхождения товаров" не учтены положения относительно: определения терминов "название, стала видовым", "географическое указание" и "наименование происхождения"; круга лиц, имеющих право подавать заявку на регистрацию; права вносить изменения в спецификации; условий сосуществования зарегистрированной и незарегистрированной названия; случаев отказа в регистрации географического указания с учетом существующего знака для товаров и услуг и других установленных Регламентом Совета ЕС ? 510/2006 положений.

В проекте Закона, также, учтены предложения инвесторов и участников Форума "Власть и бизнес - партнеры" по улучшению инвестиционного климата в Украине, в частности, по законодательному закреплению осуществления публикаций заявок на промышленные образцы и знаки для товаров и услуг, возможность подачи возражения любых лиц относительно использования зарегистрированного знака для товаров и услуг в промышленном образце, обеспечения возможности обжалования решения по заявке на знак для товаров и услуг в Апелляционную палату лицами, которые подавали мотивированное возражение против заявки.

Кроме того, в целях совершенствования и более четкого определения положений национального законодательства, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности, проектом Закона предусмотрено учета норм международных договоров, в частности, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентном праве, Договора о патентной кооперации, Гаагской соглашения о международной регистрации промышленных образцов, Общих правил к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Протокола к этому соглашению.

В целях реализации положений статей 8, 9 и 13 Закона Украины "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" 13 июня 2008 на официальной странице Государственного департамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки в сети Интернет был размещен проект Закона, анализ регуляторного влияния проекта закона и сообщения об опубликовании проекта Закона.

Проект Закона прошел обсуждение, также, на заседании Общественного Совета при Государственном департаменте интеллектуальной собственности.

Проект Закона пока доработан с учетом предоставленных замечаний и предложений.

Прогноз результатов

Внедрение проекта Закона позволит:

в полной мере учесть положения законодательства Европейского Союза в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности, соответствующий основным направлениям внешнеэкономической политики нашего государства;

привести в соответствие законодательство Украины об охране прав на объекты интеллектуальной собственности с положениями действующего законодательства Украины в этой сфере;

усовершенствовать общественные и хозяйственные отношения отношении приобретения, осуществления и защиты прав интеллектуальной собственности;

способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине.

Реализация проекта Закона будет способствовать дальнейшему развитию и качественному совершенствованию системы правовой охраны относительно отношений, связанных с приобретением, осуществлением и защитой прав на изобретения и полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем, указания происхождения товара, а также упорядочению действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности в Украине, ускорению экономического развития государства, улучшению инвестиционного климата в Украине и повышению международного имиджа нашего государства.

Принятие проекта Закона позволит повысить эффективность защиты прав и законных интересов большого количества участников гражданских отношений.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн