А как в Европе? Западные примеры самоорганизации судей

16:28, 29 апреля 2010
А как в Европе? Западные примеры самоорганизации судей

        Органы судейского самоуправления, которые начали активно развиваться в постсоветский период в Украине, уже длительное время существовали на территории западноевропейских государств и США. Следует отметить, что богатый опыт этих государств в отношении формирования и деятельности органов самоуправления судей мог бы послужить примером для становления данного института в нашей стране.

Аппараты судейского самоуправления в разных странах носят различные наименования: во Франции, Румынии, Португалии, Алжире, Италии, Молдове - Высший Совет магистратуры; в Испании - Генеральный Совет судебной власти; в Болгарии и Казахстане - Высший судебный Совет; в Польше - Всепольский Судебный Совет (Krajowa Rada Sadownictwa), в Армении - Совет правосудия, в Колумбии - Высший совет судейского корпуса (Judicatura), в Венгрии - Всевенгерский совет юстиции.

Основными задачами этих органов являются защита интересов судейского корпуса и решение кадровых вопросов. Например, в Италии и Португалии судьи не могут быть уволены или отстранены от должности, назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры. Что касается назначения судей на должности, то в большинстве стран Европы действует система, похожая на отечественную: советы вносят предложения о назначении судей в уполномоченный орган (высший законодательный орган или главе государства). В компетенцию советов всех государств входят полномочия по применению дисциплинарных мер в отношении судей, обычно советы это делают самостоятельно, либо дают рекомендации к применению таких мер (Словения).

 

Что интересно, к компетенции многих органов судейского самоуправления Европы входит участие в назначении работников прокуратуры и применении в их отношении мер дисциплинарной ответственности. Совет правосудия Республики Армения помимо этого даёт заключения о кандидатурах заместителей Генерального прокурора и прокуроров, возглавляющих структурные подразделения прокуратуры; представляет предложения о присвоении квалификационных классов прокурорам.

Подобные органы практически везде являются конституционными. Например, согласно ст. 130 Конституции Республики Болгарии 1991 года Высший судебный совет (ВСС) состоит из 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор являются его членами по праву. В качестве остальных его членов избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие не менее 15 лет юридического стажа. Половина из них избирается Народным собранием, а другая половина - органами судебной власти на пять лет без права на немедленное переизбрание. На заседаниях ВСС председательствует министр юстиции, который, однако, не участвует в голосованиях. Решения ВСС о назначении, повышении, понижении, перемещении и освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также решения о предложении кандидатур председателей обоих верховных судов и главного прокурора, представляемых Президенту для назначения (при повторном представлении Президент не может отказать в назначении), принимаются тайным голосованием (ч. 1 и 2 ст. 129,ст.131).

Основное предназначение такого рода органов Конституция Польши 1997 г. определила так: "Всепольский Судебный Совет стоит на страже независимости судов и независимости судей" (ст. 186). В отличие от органов исполнительной власти - министерств юстиции советы судей отнесены конституциями в число органов, представляющих судебную власть, хотя собственно судебных функций (рассмотрение дел) они не осуществляют. Несколько иначе определяет роль Генерального совета судебной власти (ГССВ) Испанская конституция. Согласно ч. 2 и 3 ст. 122 ГССВ - орган управления судебной власти.

Согласно Конституции Португалии, при Высшем совете магистратуры действует корпус инспекторов, которые следят за качеством работы судей. Инспекторы каждые три-четыре года проверяют работу каждого судьи, при этом они не вмешиваются в ход рассмотрения судебных дел, а оценивают работу судьи по определенным критериям. Если же судья не соответствует предъявляемым требованиям, его увольняют с должности, несмотря на то, если он избран бессрочно.

В Италии, в соответствии со статьей 104 конституции страны, магистратура образует автономное и независимое от всякой власти сословие, в нее входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом в судебной иерархии Италии является Высший совет магистратуры, деятельность которого регулируется основным законом (ст. 104-108) и специальным законодательством. Высший совет магистратуры включает 24 человека, из коих трое входят в него по должности - Президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда.

В Алжире Высший совет магистратуры заседает под председательством Президента Республики. Он решает вопросы о назначении, перемещении и продвижении судьи по службе. ВСМ дает консультации по вопросам помилования, осуществляемого Президентом Республики.

Интересно, что масштабные изменения в Конституцию принимают не только в Украине. Так, 23 июля 2008 г. по инициативе Н.Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47 статей из 89). Она проходила под лозунгом «модернизации институтов V Республики». Затронула реформа институтов Республики и институт Президента Республики, и решено было, что Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры (высший орган судейского сообщества во Франции).

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн