Быть или не быть местным выборам в Украине?

14:25, 29 апреля 2010
Не успели отгреметь страсти по выборам Президента, как в Украине заговорили о новых избирательных планах...
Быть или не быть местным выборам в Украине?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Не успели отгреметь страсти по выборам Президента, как в Украине заговорили о новых избирательных планах в нашей стране. Что касается переформатирования Парламента, то после Решения КСУ от 06.04.2010г. (о конституционности новой коалиции) вопрос о перевыборах Рады был снят с повестки дня. Но видимо, Украина не может жить без «выборных» скандалов, и сейчас вновь встал вопрос о выборах в местные органы власти. На сей раз имеются в виду выборы очередные, запланированные и закрепленные Конституцией, а поэтому их фактически нельзя отменить. Но нашим законодателям все под силу, особенно балансировка на грани законности и беспредела.

Напомним историю вопроса. Верховная Рада приняла 8.12.2004г. закон «О внесении изменений в Конституцию Украины», которым изменила ч.1 ст. 141 и установила, что депутаты сельского, поселкового, городского, районного, областного совета избираются на 5 лет. При этом, оставив неизмененной ч.2 той же статьи Конституции, которой установлено, что председатели вышеуказанных советов избираются территориальными общинами сроком на 4 года. Только спустя пять лет с момента принятия данных изменений в Конституцию, зимой этого года депутатам показалось несколько странным такое несоответствия в сроках полномочий местных советов и их же глав. Поэтому нардепы всерьез взялись за обсуждение данного вопроса и внесение новых изменений в Конституцию, теперь уже – во вторую часть статьи 141.

Далее, ВРУ 16 февраля приняла Постановления об отмене очередных выборов в местное самоуправление, назначенных на 30 мая текущего года. Причинами такой отмены были названы: отсутствие бюджета на 2010 год, а следовательно – и бюджетных средств на избирательную строку, неподготовленность законодательства и потребность в реформах. Получается, что очередные выборы отменили, чтобы впоследствии провести их по новым, более выгодным правилам.

С отменой выборов определились быстро, а вот с датой их нового назначения начались проблемы. Дискуссии развернулись горячие, предложения и мнения сыпались как из рога изобилия, вследствие чего на сегодняшний день имеем три законопроекта в Верховной Раде о проведении очередных местных выборов: лето 2010, осень 2010, весна 2011.

Основным фаворитом среди указанных законопроектов является ЗП «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно сроков полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей)» под рег.? 4177, которым планируется проведение выборов 27 марта 2011 года. За данный законопроект депутаты проголосовали на редкость единодушно – 401 нардеп из 423, присутствующих в зале. С одной стороны такая идиллия во мнениях на выборы среди депутатов разных фракций объясняется их желанием сэкономить бюджетные средства, а с другой, конечно, - надеждой на твердые позиции среди территориальных громад в будущем.

В любом случае, ЗП одобрен практически всеми политическими силами. Однако этот факт не помешал оппозиции заявлять, что перенос местных выборов является незаконным, неконституционным и ограничивает права граждан избирать и быть избранными, что, как ни странно, поддержали и эксперты в сфере права, и политологи.

1 апреля с.г. в КСУ был направлен вышеназванный законопроект для дачи заключения о его соответствии Конституции Украины. Теперь Конституционный Суд вновь должен решить главный украинский философский вопрос: быть или не быть выборам; а если быть, то когда? Время у суда на это решение есть до 15 июня с.г.

Главная загвоздка сложившейся ситуации заключается в том, что, по сути, данным законопроектом хотят применить обратную силу закона к выборам местных советов, чего, как известно, в Украине быть не может по Конституции. Дело в том, что прошлые выборы местных органов власти состоялись 26.03.2006г., а конституционные изменения в статью 141 вступили в силу несколькими месяцами позже, а, следовательно, не должны распространяться на текущие полномочия советов. Из этого следует, что выборы на местах должны были пройти через четыре года после их избрания, то есть 30 мая 2010 года, чего, как мы знаем, уже не произойдет. И тогда дефицит бюджета, точнее отсутствие оного, натолкнуло власть на мысли о переносе даты выборов на более поздний срок.

Согласно ст. 42 Закона Украины "О местном самоуправлении" полномочия глав городских, поселковых и сельских советов заканчиваются в день открытия первой сессии совета, избранного на следующих очередных местных выборах. Поэтому юридически и практически местные советы и их главы будут действовать до того, как изберут их последователей, несмотря  на то, что по закону их полномочия должны были давно прекратиться. Получается, что нардепы нарочно или случайно, но предусмотрели возможность работы местных советов практически бессрочно – если ВРУ не назначит новых выборов, то местные власти могут действовать и 10 и 20 лет совершенно спокойно и законно.

Стоит отметить, что отмена выборов или продление полномочий избираемых органов в украинской практике встречается впервые. Для нашей страны более свойственны выборы внеочередные, повторные, «форс-мажорные», но никак не «отмененные». Да и термина для переноса выборов или их отмены законодательство не предлагает. В соответствии с ЗУ «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов, сельских, поселковых, городских голов»: «Местные выборы могут быть очередными, внеочередными, повторными, промежуточными или первыми (в случае формирования новых местных советов)» (ст. 14 Закона). Таким, образом, видим, что поводы для внеплановых выборов включены в законодательство достаточно обширно, а вот перенос или отмена выборов вообще не предусмотрена ни специальным законодательством, ни даже Конституцией Украины. Признает ли Конституционный Суд такую обоюдовыгодную всем партиям новеллу легитимной, или примет решение, исходя из предписаний самой Конституции, покажет время.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки