Новый порядок продажи б/у автомобилей: хотели как лучше, а получилось как всегда

14:52, 30 июня 2010
Как известно, в Украине вступил в силу одиозный закон ? 2275-VI
Новый порядок продажи б/у автомобилей: хотели как лучше, а получилось как всегда

Как известно, в Украине вступил в силу одиозный закон ? 2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Документ опубликован 16 июня 2010 года в газете «Голос Украины». Согласно новелле, теперь товарные биржи не могут регистрировать сделки по купле-продаже б/у автомобилей.

В частности, дополнена статья 15 Закона Украины «О товарной бирже» частями 6–9 следующего содержания: «Не могут быть предметом биржевой торговли вещи, определенные индивидуальными признаками, если они не продаются как партия, а также любые применяемые товары, включая транспортные и капитальные активы. Такое ограничение не распространяется на имущество, которое отчуждается из налогового залога, а также имущество, конфискованное в соответствии с законом. Для целей настоящего Закона партией товара считается определенное количество (но не менее двух единиц) однородных товаров одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товарно-сопроводительному документу; подержанными товарами считаются товары, которые были в пользовании не менее года, транспортные средства, которые не подпадают под определение нового транспортного средства по закону, а также любой капитальный актив, который был принят в эксплуатацию до его продажи».

Соответственно, гражданину, решившему продать свой б/у автомобиль, только один путь – к нотариусу, где он может заключить с покупателем договор купли-продажи. Однако при оформлении сделки купли-продажи автомобиля у нотариуса одним из необходимых документов есть независимая оценка стоимости автомобиля. Дополнительные затраты сторон (стоимость услуг оценки авто для целей купли-продажи), как правило, невысоки: от 200 до 300 грн. Ее проведение занимает один день. Как оценщик, я должна бы только поддержать эту инициативу, так как понятно, что работы у оценочных компаний в этом сегменте теперь будет больше. Но есть одно «но».

Здесь следует разобраться в одном концептуальном вопросе: достигнет ли своей цели это законодательное новшество? Вполне очевидно, что теперь граждане будут стараться «оптимизировать» свои затраты при купле-продаже автомобиля с помощью оценщиков. И вполне возможно, что найдется недобросовестный оценщик, который будет готов в своем акте указать заниженную стоимость автомобиля, от которой и будет исчисляться подоходный налог. Сейчас от лишних затрат уходят при помощи биржи, в дальнейшем будут уходить при помощи оценщиков или генеральной доверенности. В итоге желаемого наполнения бюджета не произойдет, а права собственности станут еще менее прозрачными.

В целом: экономическая целесообразность проекта закона – аморально увеличивать затраты граждан в период кризиса, это не приведет к увеличению поступлений в бюджет. Правительство идет по наиболее легкому пути для наполнения бюджета – изымание необходимых сумм у граждан, вместо стимулирования производства.

Еще одна проблема – это размер подоходного налога, а вернее, его льготная ставка. Ее по закону позволено платить тем, кто в течение года продал не более одной машины. Однако, по словам нотариусов, проверить, сколько автомобилей вы продали за год, невозможно. Базы данных, откуда можно было бы взять такую информацию, в Украине нет! Поэтому в прессе нередко можно встретить информацию со ссылкой на комментарии нотариусов, что их обязали брать с продавцов автомобилей подоходный налог по максимуму, то есть 15% от суммы стоимости проданного автомобиля. Хотя вполне очевидно, что отсутствие такой базы – не вина обычных граждан, а недочет государства. И было бы вполне справедливо, если бы в этот переходной период подоходный налог брался не по максимуму (15%), а по минимуму – 1%.

Судя по всему, ситуация движется к тому, что с принятием закона о трейд-ине (продажа автосалоном нового авто взамен старого плюс доплата) останутся в выигрыше лишь владельцы автосалонов. Рынок б/у автомобилей будет окончательно монополизирован, а в проигрыше останутся, как обычно, рядовые потребители. Хотя, надо отдать должное авторам  Закона, они и не пытались достигнуть паритета интересов сторон.

Татьяна Павлюк, директор оценочной компании,
специально для «Судебно-юридической газеты»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн