Евтушенко, Рязанов и Вознесенский виновны в смерти Высоцкого, - Бочаров

14:11, 26 июля 2010
25 июля исполняется 30 лет со дня смерти Владмира Высоцкого. Незадолго до кончины актера эпатажный...
Евтушенко, Рязанов и Вознесенский виновны в смерти Высоцкого, - Бочаров

25 июля исполняется 30 лет со дня смерти Владмира Высоцкого. Незадолго до кончины актера эпатажный художник Сергей Бочаров запечатлел его с петлей на шее и в окружении «лучших друзей» - Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Эльдара Рязанова, Андрея Вознесенского и Андрея Дементьева. Вот уже 30 лет маэстро свято верит в то, что именно эти люди стали для Высоцкого злыми демонами, подтолкнувшими его к падению и безвременному уходу.

- Всё окружение Высоцкого страшно завидовало невероятной любви народа к нему, - говорит художник Сергей Бочаров. - Они считали Владимира актером, бардом и не могли простить того, что для простых смертных он был поистине народный поэт. Вели себя с ним высокомерно, считая его творчество балаганом. Вместо того, чтобы поддержать Высоцкого, они травили и унижали его. А после смерти вмиг стали его «лучшими друзьями».

«Вот тебе банька по-черному, пьянь!»

- В 1978 году я, 25-летний студент, увидел Высоцкого на Мосфильме, и предложил создать его портрет. Рассказал, что ещё в Сибири, в старообрядческой деревне Серединке, где я вырос, я вывешивал динамик на фасаде избы и крутил первые любительские записи Высоцкого для всех жителей. Владимир Семенович согласился, но на все запланированные сеансы  не являлся, - рассказывает Сергей Бочаров. - Но я был настойчив. С холстом и этюдником караулил его после спектаклей, концертов, киносъёмок. Даже в другие города за ним ездил! Через несколько месяцев Высоцкий, наконец, воспринял меня всерьез и уже сам приезжал ко мне на сеансы в мою съемную комнату в коммуналке.
Ужас состоял в том, что я всегда жил на птичьих правах, а Высоцкий во время сеанса любил громким зычным голосом петь одну и ту же песню «Протопи ты мне баньку по-чёрному». Однажды моя соседка, буфетчица Раиса Петровна подкараулила Высоцкого в коридоре и начала хлестать мокрой половой тряпкой по его необыкновенной кожаной куртке, кричала: «Вот тебе, банька, пьянь, вот тебе банька!» и старалась угодить ему в лицо. Я защищал его: «Это же великий Высоцкий! Гамлет!» На что Раиса Петровна отвечала: «Какой это Высоцкий? Это же пьянь!»
Для людей, знавших Высоцкого только по песням, он был идеалом. В реальном человеке, который ведёт себя как алкоголик, но при этом у него нет запаха изо рта, не только соседи художника отказывались признавать своего кумира. Узнав спустя годы, что он был наркоманом, многие испытали шок.
- Я писал с натуры около 30 сеансов. Пока Высоцкий позировал,  мы говорили о театре, кино, живописи, актёрах, поэтах, Сибири. Иногда он неожиданно поднимался, делал стойки на руках и отжимался. Но выглядел глубоко больным человеком. Лицо было опухшим, к концу дня его энергия полностью угасала, глаза были отрешённые, а на последних сеансах они словно смотрели внутрь себя, что говорило о приближении смерти.
Бывало, когда я звонил, чтобы договориться об очередной встрече, его мама говорила мне в телефонную трубку: «Ты послушай…» И я слышал дикий страшный крик - как будто бы раненого кабана… И тогда мама Владимира Семеновича вздыхала: «Какое уж тут рисование…»

«Друзья» не простили народной любви

- Сначала на портрете не было никаких «демонов», - продолжает Бочаров. - Я написал их, то есть Евтушенко, Рязанова, Вознесенского, Ахмадулину и Окуджаву, вверху, в правой  и левой части портрета за несколько месяцев до смерти Высоцкого, весной 1980 года. Увидев это, Владимир Семенович насторожился. Он вообще был очень осторожным человеком и страшно боялся изображённых мною людей, так как страстно мечтал, чтобы его стихи опубликовали. И именно от этих влиятельных личностей зависело, быть тому или нет. Он попросил меня их затемнить, чтобы они не бросались в глаза. Каждый раз он просил затемнить их ещё больше…
Получая в редакциях отказ за отказом, Владимир Семенович не понимал,  почему его никто не хочет печатать. Ведь все его песни проходили ту же цензуру перед выпуском и пластинок, и фильмов. А вся творческая Москва знала, что не публиковали его просто потому, что этому всячески противодействовали его «друзья»-поэты. А после его смерти все дружно стали списывать свои грехи на советскую цензуру.
Как-то на моей выставке в редакции журнала «Юность» я подвёл Владимира Семеновича к Андрею Дементьеву, которому отдал тетрадку, где Высоцкий своей рукой записал лучшие, по его мнению, свои стихотворения. Пока я просил Дементьева напечатать в «Юности» хоть что-нибудь из нее, Высоцкий стоял рядом, но был  перепуган и сконфужен, и все твердил, что это не его, а моя идея. Дементьев снисходительно похлопал его по плечу и отошёл. Ни одной строчки из этой тетрадки, ни самой тетрадки я больше не увидел...
Люди, которых я изобразил как демонов Высоцкого, никогда не помогали ему, а лишь травили и унижали. Когда я выставил портрет поэта с натянутой ими удавкой, все они отнеслись к моему видению их роли в судьбе Владимира Семеновича отрицательно. Но чем больше времени проходит, тем больше я убеждаюсь в своей правоте.

Тяготел к большим деньгам

- Высоцкий оставил у меня впечатление большого любителя красивой жизни. У него единственного из актеров СССР в те годы был «Мерседес». Думаю, что если бы Высоцкий был жив сейчас, то он оказался бы в демократическом лагере, поближе к большим деньгам. Он и в друзья себе старался подбирать людей богатых, которые могли его спонсировать. Чтобы пробиться в кинематографе, зачастую использовал влияние и славу Марины Влади. Как-то, будучи на спектакле в театре на Таганке, я услышал разговор Марины Влади с Эльдаром Рязановым. Она предлагала Высоцкого на роль Сирано в новом фильме. Владимир Семенович при этом молча стоял рядом. Потом, когда Рязанов так и не взял его в фильм, я спросил Высоцкого: «Что это вас Эльдар Рязанов так не жалует?» Но он принялся его  оправдывать: мол, Рязанов хотел, да Госкино не утвердило. И знал, что это была ложь от первого до последнего слова. Митта захотел утвердить Высоцкого — и утвердил!
Многие считали Высоцкого жадным, но в моей практике это был единственный человек, который за портрет заплатил мне две цены — 400 рублей вместо запрошенных мной двухсот. В  1989 году Влади выставила портрет на аукцион в Париже за 30 тысяч долларов, я его выкупил. Сейчас он в моей коллекции.
Высоцкий получал большие «левые» заработки с концертов, а после турне по Америке заработал колоссальную по тем временам сумму – 36 тысяч долларов. Привёз всем знакомым подарки, а мне – кожаную куртку, которую я не мог позволить себе носить, и сдал в комиссионку за 800 рублей. Всегда давал мне контрамарки на свои спектакли.  Так что он однозначно был щедрым человеком.

Досье

*Сергей Бочаров родился в 1953 году в Новосибирской области. Член Союза художников и Союза кинематографистов России. Обладатель трех международных премий Гран-При за картины. Пикассо подарил ему собственный рисунок с подписью: «Лучшему рисовальщику моего любимого Советского Союза». В 2005 году персональная выставка Бочарова прошла  в здании администрации президента России. Бочарову позировали Паваротти, Брежнев, Джанни Версаче. Известен скандальными политическими полотнами  «Рвущийся к власти. Портрет Горбачева», «Цирроз печени. Портрет Ельцина», «Кремлёвская баня».
* Булат Окуджава   -  поэт. Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете».
* Андрей Дементьев - поэт. С 1967 года  был редактором отдела  поэзии в издательстве «Молодая гвардия», с 1972  по 1981 год - заместитель главреда журнала «Юность», а затем 12 лет его глава. Тираж издания, в котором  печатались Аксенов, Арканов, Астафьев, Ахмадулина, Васильев, Друнина, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, достиг 3 млн 300 тыс экземпляров.
* Белла Ахмадулина – поэт. В 1979 году  участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь». Ее первым мужем был Евгений Евтушенко, вторым — писатель Юрий Нагибин.
* Евгений Евтушенко – поэт. Входил в редколлегию журнала «Юность», активно печатался в нем и в журналах «Новый мир», «Знамя». Выступал в поддержку диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля.
* Андрей Вознесенский - поэт. Участник альманаха «Метрополь». Его стихи легли в основу знаменитого спектакля «Театра на Таганке»,  для которого Высоцкий написал и спел «Песню Акына» на стихи Вознесенского.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн