«Подводные камни» применения Налогового кодекса (ЭКСКЛЮЗИВ)

13:22, 11 сентября 2011
Несмотря на прилагаемые государственной властью усилия, безболезненным внедрение нового Налогового...
«Подводные камни» применения Налогового кодекса (ЭКСКЛЮЗИВ)

Несмотря на прилагаемые государственной властью усилия, безболезненным внедрение нового Налогового кодекса (НК Украины) назвать нельзя. Ежемесячно предприниматели сталкиваются с изменениями, призванными улучшить ситуацию. Некоторые коррективы действительно соответствуют поставленной цели, но чаще такое законотворчество создает путаницу, повергая в смятение налогоплательщиков. Таким образом, в условиях действия нового НК Украины, несмотря на разъяснительную работу налоговой службы, многие процедурные вопросы по-прежнему остаются темой для отдельной беседы, требуя к себе повышенного внимания и дополнительных пояснений. Именно о таких «подводных камнях» применения налогового законодательства «Судебно-юридической газете» рассказал глава Государственной налоговой администрации в Киевской области Анатолий Петренко.

 

– Как Вы оцениваете работу нового Налогового кодекса? Облегчила ли эта законодательная инициатива диалог между налогоплательщиком и фискальными органами?

 

– Со времени вступления в силу Налогового кодекса (1 января 2011 г.) по поводу его реализации и эффективности работы возникало немало противоречий. В процессе своей деятельности органы государственной налоговой службы и сейчас выявляют ряд несогласованностей НК Украины с другими нормативными и законодательными актами. Поэтому для налаживания конструктивного диалога с представителями малого и среднего бизнеса по вопросам налоговой политики инициируется внесение изменений в Кодекс, которые постепенно вводят законодательные органы.

 

Убежден, Украина может стать современным государством лишь на прочной и прозрачной финансовой основе. У нас нет другого выхода, как побороть теневую экономику. Она порождает коррупцию, создает угрозу демократическим правам и свободам, не позволяет Украине занять достойное место в цивилизованном мире. Налоговый кодекс должен стать эффективным и справедливым инструментом в борьбе с теневой экономикой, быть прозрачным механизмом наполнения бюджета страны, движущей силой модернизации. Только на основе нового налогообложения возможно существенное повышение пенсий и рост зарплат, качественное медицинское обслуживание, современные наука и образование.

 

Налоговый инспектор, как и предприниматель, должен знать свои обязанности и нести ответственность за свободное толкование законов и проявления коррупции.

 

Уже сегодня можно сказать, что четкие правила игры, которые устанавливает единый кодифицированный акт, как минимум позволят уменьшить количество конфликтных ситуаций между налоговой службой и плательщиком налогов, урегулировать их во внесудебном порядке.

 

В этом смысле нельзя не отметить, что и сама процедура судебного рассмотрения дел с налоговой службой со вступлением в силу Налогового кодекса значительно упростилась. Во-первых, Налоговый кодекс содержит четкие указания, предписывающие налоговому органу в случае необходимости доказать правомерность любого начисления, что, безусловно, возлагает высокую ответственность на налогового инспектора за сделанные им во время проверки выводы. Во-вторых, Верховная Рада Украины вместе с принятием Налогового кодекса внесла изменения в процессуальное законодательство, которыми, в частности, значительно сократила сроки рассмотрения судами дел с участием налоговых органов. Так, например, по некоторым категориям налоговых споров суд обязан рассмотреть дело в течение 96 часов. Эти изменения, с одной стороны, дают возможность более эффективно работать налоговой службе, а с другой – позволяют бизнесу работать в условиях правовой определенности.

 

Расширены НК Украины и права налоговых органов относительно обращения в суд с целью выполнения делегированных им полномочий. Это предоставляет дополнительные возможности для борьбы с нарушителями налогового законодательства. Но вместе с тем Кодекс содержит и механизм противодействия злоупотреблениям этими правами. Так, например, введена императивная норма (ст. 94 НК Украины), что в случае отмены судом решения об административном аресте имущества в отношении лица, применившего подобный арест, проводится служебное расследование, в результате которого принимается решение о привлечении этого лица к ответственности.

 

Таким образом, на сегодняшний день нельзя дать однозначную оценку работе Налогового кодекса, тем более негативную, ведь с момента его принятия и применения на практике прошло не так много времени.

 

– Анатолий Андреевич, свидетельствуют ли показатели пополнения бюджета об экономической эффективности и целесообразности принятия Налогового кодекса?

 

– Проведение масштабных экономических реформ в Украине призвано обеспечить более успешное экономическое и социальное развитие государства в принципиально новых условиях. Главенство закона и права, существенное изменение условий хозяйствования, связанное, в частности, с принятием Налогового кодекса Украины, дает возможность избегать бессистемного внесения изменений в налоговое законодательство, обеспечивает его стабильность, способствует инвестиционно-инновационному развитию экономики, снижению налогового давления на налогоплательщиков, системности предоставления налоговых льгот, увеличению поступлений в бюджет за счет расширения базы налогообложения и улучшения администрирования.

 

Есть надежда, что такая налоговая политика будет обеспечивать сбалансированность государственных финансовых ресурсов, удержание дефицита госбюджета на экономически безопасном уровне, дальнейшее совершенствование системы налогообложения и уменьшение нагрузки на налогоплательщиков.

 

Показатели поступлений в бюджет за семь месяцев использования в практической деятельности Налогового кодекса Украины не требуют дополнительных комментариев относительно эффективности и экономической обоснованности его внедрения. Поступления в сводный бюджет выросли как за счет расширения налоговой базы, определенной Кодексом, так и благодаря детенизации экономики, в частности, внедрению рискоориентированной системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок. А это, в свою очередь, способствует налаживанию партнерских отношений с добросовестными налогоплательщиками и позволяет сотрудникам налоговых органов сосредоточить основное внимание на тех субъектах хозяйствования, которые имеют наибольшую вероятность невыполнения налоговых обязательств.

 

Так, в государственный и местный бюджет Украины налоговиками Киевской области мобилизовано налогов и сборов почти на 1 млрд грн больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Это, в свою очередь, способствует динамичному развитию инфраструктуры региона, обеспечивает благосостояние населения и гарантирует поддержку широкой палитры различных социальных программ, осуществляемых на территории Киевской области и в государстве в целом. Таким образом, анализируя результаты работы по новому Кодексу, нельзя не обратить внимание на его экономическую эффективность.

 

– Не секрет, что с введением нового Налогового кодекса число «упрощенцев» пошло на убыль. С чем это связано?

 

– Упрощенная система налогообложения внедрена в 1998 г. Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Эта система обеспечила динамичное развитие сферы малого предпринимательства и стабильные поступления в бюджет, что свидетельствует об адаптивности и приемлемости ее для значительной категории субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, система является действенной формой государственной поддержки малого бизнеса.

 

Не секрет, что вопрос изменений в администрировании упрощенной системы налогообложения в связи с принятием Налогового кодекса Украины получил резонанс и длительное время обсуждался как на уровне общественности (в средствах массовой информации, на совещаниях, семинарах), так и на правительственном уровне. Как известно, значительное количество недобросовестных субъектов хозяйствования использовали такую систему налогообложения в схемах уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов. Масштабы бюджетных потерь от этих негативных явлений были весьма ощутимы. С точки зрения государственных интересов, предложенные условия работы на упрощенной системе налогообложения являются оптимальными, поскольку перекрывают ключевые схемы минимизации базы налогообложения. Кроме того, все новшества, внесенные в упрощенную систему налогообложения, были обнародованы для общественного обсуждения и согласованы с предпринимателями.

 

Суммируя сказанное, хотелось бы отметить, что в настоящее время на законодательном уровне предпринимаются все возможные меры для поддержания и поощрения субъектов хозяйствования, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

 

– В июле закончились полгода, отведенные предпринимателям для ознакомления с новыми формами отчетности, в частности, с новыми формами деклараций. Насколько успешной можно считать разъяснительную работу налоговой службы, проводившей в это время многочисленные семинары для бухгалтеров?

 

– Одним из элементов семинаров для бухгалтеров, проведенных на протяжении последнего года, является разъяснительная работа, в частности, по составлению и предоставлению налоговой отчетности соответствии с требованиями нового Налогового кодекса. Проведение семинаров для налогоплательщиков – одна из самых благоприятных и доступных форм разъяснительной работы как для юридических лиц, так и для предпринимателей-физических лиц. Семинары проводились при участии ведущих специалистов органов Государственной налоговой службы Киевской области. Так, с начала 2011 г. налоговыми органами Киевской области было проведено 675 семинаров для налогоплательщиков, из них 2 – кустовых, 144 – тематических, 111 – общих и 418 практикумов-тренингов.

 

Следует отметить, что с сентября 2010 г. в постоянном режиме (один раз в две недели) при содействии ГНА в Киевской области на «5» телеканале выходит телепередача «Налоги». Также на спутниковом телеканале REAL ESTATE-TV транслируются передачи по налоговой тематике (передача «Киевщина»). Указанные программы с помощью дисков распространяются и транслируются на всех телеканалах области. Подобные методы сотрудничества приводят к цивилизованности общественных отношений и стимулируют налогоплательщиков добровольно и своевременно платить все налоги и сборы. Сейчас происходит становление и совершенствование налоговой культуры, повышается осведомленность граждан и организаций о налоговом законодательстве. Это касается в равной степени и представления в налоговые органы новых деклараций.

 

– 10 августа Кабмин утвердил Порядок перечисления в общий фонд местных бюджетов 50% поступлений налога на прибыль предприятий и акцизного налога сверх годовых расчетных объемов. Т. е. половину поступлений в виде дотаций будут переводить в местные бюджеты тех областей, которые перевыполнили план по сбору налогов. Это мотивирует местные органы власти наращивать доходы госбюджета, как Вы считаете?

 

– Да, действительно, постановлением КМУ от 10 августа 2011 г. №860 утвержден Порядок перечисления в общий фонд местных бюджетов 50% поступлений налога на прибыль предприятий и акцизного налога сверх расчетных годовых объемов. Среди прочего, документ предусматривает распределение дополнительных дотаций между бюджетом АР Крым, областными бюджетами, бюджетами городов Киева и Севастополя, обеспечившими по общему фонду выполнение определенных для них годовых расчетных поступлений налога на прибыль предприятий и акцизного налога.

 

Это, безусловно, является дополнительным, но не определяющим фактором для улучшения показателей региона по поступлениям в бюджет. Думаю, не стоит сейчас обращаться к статистическим показателям, но следует отметить, что на уровне области постоянно ведется консультационная работа среди налогоплательщиков (юридических лиц и физических лиц-предпринимателей) о необходимости полного декларирования доходов, выявляются недобросовестные налогоплательщики, которые минимизируют доходы с использованием преступных схем уклонения от налогообложения, ведется активная борьба с выплатой заработной платы «в конвертах» и теневым сектором экономики региона в целом. Такие меры приносят свои результаты и способствуют пополнению бюджета, и если правительством и государством такие меры поощряются, я считаю это положительным.

 

– Анатолий Андреевич, ввиду сезона отпусков по-прежнему остается актуальным вопрос туристического сбора. Например, освобождаются ли от сбора те, кто проживает в стране менее года по личным причинам, не связанным с туризмом, но при этом имеет намерение проживать в Украине неограниченное количество времени?

 

– Этот вопрос является актуальным, особенно в условиях подготовки страны к футбольному турниру Евро-2012, в связи со все возрастающим количеством лиц, посещающих Украину в туристических целях.

 

Согласно Налоговому кодексу, с 1 января в Украине в числе местных налогов был введен туристический сбор. Он может составлять от 0,5% до 1% стоимости временного проживания без учета расходов на питание, бытовые услуги, телефонные счета. Средняя ставка по стране – 0,88%. Как уже отмечалось в СМИ, на начало августа в Украине было собрано 12 млн грн туристического сбора. Такая цифра говорит сама за себя, подтверждая целесообразность введения этого сбора. Средства, поступившие в местные бюджеты, используются местными органами власти на развитие туристической инфраструктуры. Хотелось бы обратить внимание, что вопрос туристического сбора нашел урегулирование в НК и разъяснениях центрального налогового органа, который, в частности, определяет налогоплательщиков, базу налогообложения и порядок администрирования данного сбора.

 

Что касается взимания туристического сбора с лиц, проживающих в Украине меньше года по личным обстоятельствам, не связанным с туризмом, но при этом намеревающихся проживать в Украине неограниченное время, следует заметить, что в каждом конкретном случае для урегулирования этого вопроса такие лица должны обращаться в местные органы ГНС.

 

– Еще один актуальный вопрос: с 1 июля аудиторам опять разрешили стать плательщиками НДС, однако многие представители этой сферы жалуются на то, что налоговая инспекция не возвращает им соответствующие свидетельства. Чем это вызвано?

 

– НК Украины предусмотрена как обязательная, так и добровольная регистрация субъекта хозяйствования в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. Требования к процедуре регистрации установлены ст. 183 Налогового кодекса, где определены форма и сроки подачи регистрационного заявления. Этой же статьей предусмотрен и исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговый орган может отказать в регистрации лица в качестве плательщика НДС, а именно: если по результатам рассмотрения регистрационного заявления или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров, услуг или не отвечает требованиям, определенным первыми пунктами ст.ст. 180 – 182, а также п. 7 ст. 183 НК Украины, или если существуют обстоятельства, которые являются основанием для аннулирования регистрации в соответствии со ст. 184 НК Украины. Возможно, отказ налогового органа в регистрации СПД как плательщика НДС обусловлен несоблюдением условий, при которых осуществляется регистрация. Как бы там ни было, в случае отказа налогового органа в регистрации СПД как плательщика НДС или отказа в возврате предпринимателю свидетельства плательщика НДС последний может обратиться к контролирующему органу высшего уровня за защитой своих прав и интересов.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн