Льготы пробили брешь в бюджете

14:59, 15 ноября 2011
Чтобы приостановить выплаты
Льготы пробили брешь в бюджете

Чтобы приостановить выплаты «неугодных» пенсий и доплат, правительство готово изменить правила судопроизводства по таким делам

 

Как сложно дождаться решения суда о присуждении положенной по закону социальной выплаты, известно всем. Многострадальные соцспоры кочуют по юрисдикциям не первый год – от административной к гражданской и обратно. Но меньше их от этого не становится, и они до сих пор тоннами громоздятся в судах. Причем около полумиллиона таких дел до сих пор не зарегистрированы. Естественно, это также не способствует решению проблемы. Однако теперь ко всему добавился еще один вопрос: с чем останутся те, кому посчастливилось пройти все судебные круги от первой до последней инстанции, выиграть и получить окончательное решение «именем Украины» о выплате надлежащих средств?

 

«Расточительные» суды

 

Лодка, именуемая государственным бюджетом, как отметили в правительстве, всех не выдержит: льготников слишком много, а выплаты, присуждаемые им некоторыми судами в соответствии с законодательством, чрезвычайно высокие. Под угрозу ставится социальная справедливость, поскольку выплаты многотысячных компенсаций льготникам опустошают счета Пенсионного фонда, что ставит под угрозу обеспечение даже минимальной соцпомощи другим гражданам. Сами выплаты возросли в связи с тем, что граждане стали выигрывать судебные процессы против государства, которое теперь обязано выплачивать большие суммы, накопившиеся за многие годы.

 

Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что согласно судебным решениям со счетов Госказначейства в пользу льготников уже было списано в бесспорном порядке около 6 млрд грн. Он привел пример, что в Харьковской области по решению суда льготнику-чернобыльцу была назначена компенсация в сумме около 700 тыс. грн, а также пенсия в сумме 34 тыс. грн. По данным же ПФУ, в сентябре 2011 г. по решениям суда 3940 человек получили доплаты в размере от 10 тыс. до 50 тыс. грн, 1389 – от 50 тыс. до 100 тыс. грн, 557 – от 100 тыс. до 200 тыс. грн и 132 – свыше 100 тыс. грн. С учетом решений судов, пенсии по инвалидности в размере от 11 тыс. до 34 тыс. грн получают 875 инвалидов-чернобыльцев в десяти регионах Украины. При этом дефицит Пенсионного фонда в текущем году составляет 55 млрд грн. Таким образом, по словам Н. Азарова, выполнение указанных судебных решений создает огромную проблему как для ПФ, так и для бюджета страны.

 

С ним солидарен вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко, который назвал подобные упомянутым судебные решения проявлением коррупции в судах: «В Украине вынесены тысячи судебных решений, по которым пенсии составляют более 30 тыс. грн, а разовые выплаты при этом достигают 700 тыс. и выше. Иначе как судебной коррупцией это назвать нельзя. Однозначно нужно усиливать надзор за правомерностью таких решений». Вице-премьер-министр подчеркнул, что подобные решения являются неподъемной тяжестью для бюджета, но сообщил, что выход из ситуации есть: вскоре Минсоцполитики подаст законопроект об усилении адресности предоставления льгот по профессиональному признаку. По словам С. Тигипко, закон предусматривает, что льготы будут предоставляться только в том случае, если доход на члена семьи не будет превышать прожиточного минимума. «Сегодня только 23% средств, выделяемых из бюджета на социальную помощь, получают бедные люди. Остальное идет тем, кто имеет средний и выше среднего доход. Мы изменим ситуацию. Мы подготовили законопроект по профессиональным льготам, в котором предлагаем учитывать доход человека при назначении льгот», – отметил чиновник. Он подчеркнул, что такой механизм назначения льгот не планируется применять к ликвидаторам аварии на ЧАЭС, к участникам боевых действий (афганцам) и участникам Великой Отечественной войны.

 

Примечательно, что ранее в Минсоцполитике поспешили обвинить судей, которые разрешали однотипные споры по соцвыплатам, помимо коррупции, также в некомпетентности. Как подчеркнул руководитель пресс-службы этого ведомства Михаил Кухар, не все суды общей юрисдикции «обладают достаточной компетенцией в этих вопросах и потому принимают противоречивые решения – иногда в пользу истцов, иногда в пользу государства – по одним и тем же пенсионным вопросам». Но несмотря на то, что сначала правительство дало указание Пенсионному фонду такие судебные решения не выполнять, впоследствии Кабмин пообещал прекратить блокировать выплату повышенных пенсий. По словам того же г-на Кухара, Сергей Тигипко подписал распоряжение, которым были отозваны разосланные по структуре ПФ письма о прекращении выплат, назначенных решениями судов.

 

Новые нормы КАСУ в помощь бюджету

 

Возможно, некоторым нашим соотечественникам пенсия в 7–8 тыс. грн покажется огромной, однако если это решение суда, которое вступило в законную силу, оно подлежит выполнению. О том, что невыполнение судебного решения, согласно ст. 382 Уголовного кодекса Украины, является уголовно наказуемым деянием, думается, известно всем. На это ссылаются и льготники, проводя акции протеста под управлениями ПФУ в областях. Стоит напомнить, что именно невыполнение решений национальных судов касательно соцвыплат стало причиной принятия пилотного решения против Украины Европейским судом по правам человека, который до сих пор ждет от нашей страны вразумительных действий.

 

Правильным выходом из ситуации может стать закрепление в законе норм, которые позволили бы избежать чрезмерных затрат бюджета, сочли в правительстве, и 2 ноября зарегистрировали законопроект №9400, который при ближайшем рассмотрении оказывается не менее спорным, чем законопроект «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений» №9127.

 

Согласно пояснительной записке к законопроекту №9400, подготовленному Минсоцполитики, «принятие акта позволит истцу или ответчику подать ходатайство о рассмотрении дел, связанных с пенсионным обеспечением, которые по своей сути являются спорами о праве, по общим правилам КАСУ». По сути, это означает усиление позиций ответчика, т. е. того же Пенсионного фонда – если его представители подадут ходатайство, подобный иск не сможет быть рассмотрен по сокращенной процедуре (3–15 дней) без проведения заседания и вызова участников процесса. Также изменениями к ст. 183-2 и 256 предусматривается изъятие из КАСУ норм о немедленном исполнении постановления суда о присуждении выплаты в полном объеме. Кроме того, авторы законопроекта намерены уменьшить размер штрафов, которые могут быть наложены на должностных лиц, не выполняющих постановление суда, со 100–300 минимальных зарплат (98,5–295,5 тыс. грн) до 100–300 необлагаемых минимумов (1,7–5,4 тыс. грн). Как уточнил г-н Кухар, предложенный законопроект напрямую связан с судебными решениями по выплатам пенсий «чернобыльцам». В ответ в общественной организации «Союз Чернобыль Украины» предположили, что законопроект правительства является попыткой отказаться от финансовых обязательств перед пенсионерами. Таким образом, уже сейчас нетрудно спрогнозировать, что его принятие может сопровождаться очередными общественными акциями.

 

Стоит сказать, что свои поправки к КАСУ предлагает и председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов в законопроекте №8736 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно усовершенствования отдельных положений административного судопроизводства)», который готовится к принятию во втором чтении. Законопроектом г-на Кивалова (в редакции, подготовленной ко второму чтению) в ст. 183-2 КАСУ предлагается внести изменения, которыми исключается норма об обязательном наличии в постановлении суда по итогам сокращенного производства заключения об удовлетворении иска (п. 6 ч. 6 ст. 183-2). Обязанность ответчика исполнить постановление немедленно не распространяется на постановления по делам, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 183-2 КАСУ, т. е. на упомянутые дела о соцвыплатах.

 

Административная юстиция, очевидно, также не против таких изменений. Как подчеркнул бывший глава ВАСУ, а ныне судья Конституционного Суда Александр Пасенюк, «возникают проблемы с исполнением судебных решений. В случае сокращенного производства постановления суда первой инстанции подлежат исполнению немедленно (абз. 2 ч. 1 ст. 256 КАСУ). Например, если суд удовлетворил иск физического лица относительно социальных выплат, постановление исполняется немедленно и в полном объеме. Субъект властных полномочий может обжаловать такое постановление в апелляционный суд. Однако, пока ответчик готовит обжалование, постановление будет выполняться, и с органов Пенсионного фонда, отделов труда и соцзащиты деньги будут взысканы. И даже если апелляционный суд примет противоположное решение, т. е. откажет физическому лицу в удовлетворении иска, по ст. 266 КАСУ вернуть средства, взысканные в пользу физического лица, нельзя. И это еще не весь спектр несовершенства этого производства». Примечательно, что авторы законопроекта №9400 учли и этот момент, приравняв процедуру поворота исполнения решения суда в соцделах к общим правилам. На сегодня, напомним, поворот исполнения постановления о присуждении выплаты пенсий или других периодических платежей из Госбюджета или внебюджетных государственных фондов допускается только, если постановление было основано на сообщенных истцом заведомо ложных сведениях или представленных им подложных документах.

 

Таким образом, по мнению представителей исполнительной власти, виноваты опять суды, а кто был автором действующего законодательства – вопрос второстепенный. Теперь, чтобы предотвратить дальнейшее расточительство, судам дадут новые и улучшенные законы. Фемиде же придется судить по новым правилам, вновь принимая весь удар на себя, и выслушивать от граждан обвинения в несправедливости.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
К чему готовиться судьям-пятилеткам при назначении бессрочно
Фото
Видео
Новости онлайн