Проверяй, не доверяй! или Как не попасть в "налоговую яму"

16:08, 6 декабря 2009
Бизнес всегда связан с риском. Например, нельзя быть уверенными в своем контрагенте, даже если от него...
Проверяй, не доверяй! или Как не попасть в "налоговую яму"

Бизнес всегда связан с риском. Например, нельзя быть уверенными в своем контрагенте, даже если от него получены необходимые документы, или он проверен по доступным базам ГНАУ. Ведь он может оказаться… "налоговой ямой". Что повлечет за собой пренеприятнейшие судебные разбирательства. Налоговые споры - одна из тем, особо волнующих предпринимателей. Как выстраивать линию поведения, если мнения налогоплательщика и налоговика расходятся? Как аргументировать свою позицию? Как проверить контрагента, чтобы случайно не упасть в "налоговую яму"?

Защита от претензий
Украинские налоговые органы пытаются выявлять и оспаривать сделки, заключенные предприятиями с так называемыми "налоговыми ямами" - фиктивными предприятиями, деятельность которых направлена на уклонение от налогообложения. В последнее время активность налоговых органов в этом направлении резко возросла: все больше предприятий сообщают о том, что по некоторым их контрагентам в ходе проверки возникли проблемы.

В ряде случаев добросовестный налогоплательщик может пострадать, даже невзирая на то, что его непосредственный поставщик уплачивает все налоги - достаточно и того, чтобы "налоговой ямой" оказался какой-либо из контрагентов поставщика. В ходе интернет-конференции, организованной ЛІГА:ЗАКОН, юристы налоговой практики ЮФ DLA Piper Илья Свердлов и Дмитрий Донец обсуждали тонкости споров между предприятиями и налоговыми органами, а также предложили некоторые практические рекомендации по защите от возможных претензий налоговиков.
Итак, для минимизации претензий со стороны налоговых органов специалисты рекомендуют:

- проводить предварительную проверку налоговой добросовестности контрагентов;
- требовать от контрагентов предоставления первичной документации, подтверждающей поставку товаров, результаты полученных услуг;
- разрабатывать внутреннюю документацию (приказы, отчеты) для подтверждения связи отдельных расходов с хозяйственной деятельностью, обоснования выбранного подхода к налогообложению определенных операций.

Однако даже предоставление полного пакета необходимых документов налоговым органам не исключит возможность наличия претензий. Зачастую такие претензии объясняются планами ГНАУ по дополнительному взиманию налогов и сборов.

Наибольшее количество споров с налоговыми органами связано с бюджетным возмещением НДС, безосновательным изъятием валовых расходов (налогового кредита) и доначислением налогов, а также с доначислением налоговых обязательств в отношении сделок, признанных ничтожными. Секретов, которые могли бы гарантировать успешное разрешение спора с налоговыми органами, к сожалению, нет. "В своей практике мы опираемся на правильное использование законодательства и конфликтность отдельных норм, подготовку широкой доказательной базы, особое внимание к процедурным аспектам проведения проверок", - рассказали юристы DLA Piper.

Проверяй, не доверяй!
Чтобы не попасть в "налоговую яму", можно предпринять ряд мер по проверке налоговой добросовестности будущего партнера. Такая проверка должна включать получение данных о постановке контрагента на учет в налоговой, сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, использование информации о деятельности контрагента из официальных источников, а также подтверждение полномочий его представителя. Илья Свердлов и Дмитрий Донец предлагают следующий алгоритм действий по предварительной проверке контрагента.

1. Запросить у контрагента заверенную подписью руководства и печатью компании копию устава, документов о государственной регистрации и регистрации в налоговых органах (в т. ч. свидетельства о регистрации плательщиком НДС), копию справки управления статистики с указанием видов деятельности предприятия.

2. Запросить у контрагента или самостоятельно получить извлечение (справку) из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, где будут указаны данные относительно текущего статуса предприятия (не начата процедура ликвидации) и перечислены лица, уполномоченные действовать от имени предприятия.

3. Запросить у контрагента документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договор, и лиц, подписывающих другие документы, связанные со сделкой (в частности, налоговые накладные, налоговую отчетность), копии паспортов этих лиц, удостовериться в том, что подпись на документах принадлежит этим лицам.

4. Запросить у контрагента справку, выданную налоговой инспекцией, подтверждающую отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам.

5. Запросить у контрагента или самостоятельно получить выписку из Единого реестра залогов движимого имущества, подтверждающую отсутствие налогового залога на активы контрагента.

6. Подготовить распечатки с сайта ГНАУ: подтверждающие, что контрагент не значится в перечне субъектов предпринимательской деятельности с признаками "налоговых ям"; что контрагент числится как зарегистрированный плательщик НДС (а также о том, что свидетельство контрагента не указано в перечне аннулированных свидетельств НДС); что юридический адрес контрагента не входит в перечень адресов массовой регистрации.

7. Запросить у налоговых органов по месту регистрации контрагента справку о том, что контрагент не числится в перечнях фиктивных, подозрительных фирм по данным внутренних реестров ГНАУ. Даже если налоговый орган откажется предоставить такие данные, сам факт обращения с запросом может быть подтверждением того, что ваша компания предпринимала шаги по проверке добросовестности контрагента.

8. Запросить у контрагента копии налоговой отчетности по НДС и по налогу на прибыль за отчетный период, в котором произошла сделка, с отметкой налогового органа о принятии отчетности.

9. Составить своеобразный "паспорт" или "анкету" контрагента, в которой отметить результаты проведенной проверки и перечислить собранные документы с датами их получения.

До суда и в суде
В случае если налогоплательщик имеет претензии к налоговой, он может попытаться пойти по пути административного обжалования до уровня ГНАУ. Это позволит продлить срок, в течение которого налоговые обязательства, доначисленные налоговыми органами, будут считаться несогласованными, объясняют Илья Свердлов и Дмитрий Донец.

Если же ГНАУ не удовлетворит жалобу, тогда можно обратиться в административный суд с требованием о признании решений налоговых органов недействительными. Чем дольше длится оспаривание, тем больше срок, в течение которого оспариваемые доначисления считаются несогласованными налоговыми обязательствами. Кроме того, с учетом загруженности админсудов срок судебного рассмотрения в суде первой инстанции составляет порядка 6 месяцев.

Как уже говорилось, предприятия часто ненамеренно совершают сделки с "налоговой ямой", и налоговики доводят дело до суда. В таком случае необходимо предоставить суду документы, подтверждающие операцию с целью подтверждения отсутствия умысла, противоречащего интересам государства. А также предоставить суду документы о контрагенте, хотя бы минимум: свидетельство о госрегистрации контрагента, свидетельство плательщика НДС, распечатка из онлайн-баз ГНАУ и т. д.

Кстати, судебная практика по рассмотрению подобных налоговых споров достаточно противоречива. Высшие судебные инстанции в некоторых случаях поддерживали требования налогового органа, а в других - защищали интересы предприятия. То есть у судебных органов еще не выработалась единая позиция по рассмотрению таких дел. Значит, всегда есть возможность отстоять свою позицию.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Верховный Суд может начать работу уже в этом году (видео)
Новости онлайн