Схемы уменьшения стоимости голубого топлива для населения

23:53, 16 марта 2010
Украинцы обрели новое Правительство, а значит – наступает новый виток украинской Истории. Однако...
Схемы уменьшения стоимости голубого топлива для населения

Украинцы обрели новое Правительство, а значит – наступает новый виток украинской Истории. Однако получим ли мы новое решение острых вопросов, стоящих перед украинским обществом? Речь, как вы понимаете, идет о газовых взаимоотношениях с Россией и Евросоюзом.

Вне всякого сомнения, цены на газ, тепловую энергию, электроэнергию, воду являются главной и больной темой для десятков миллионов украинских семей, ставших заложниками непродуманной политики государства за 18 лет его независимости. Эта сфера настолько глубоко вошла в сегодняшние реалии, что новому премьер-министру Николаю Азарову, равно как и Президенту Украины Виктору Януковичу нужно приложить максимум усилий для того, чтобы наша страна смогла изменить свой имидж «газового наркомана» и стать полноправным игроком на газовом рынке. И действительно г-н Азаров уже заявил о том, что он сделает все для того, чтобы стоимость газа стала более низкой. Посмотрим, насколько это реально.

Напомним, что нынешняя цена на газ была установлена 19 января 2009 года, когда представитель ОАО «Газпром» Алексей Миллер и представитель НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина подписали Контракт купли-продажи газа в 2009–2019 годах и Контракт об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на тот же период. Эти соглашения вызвали шквал недовольства и бурю негативных эмоций со стороны отечественных экономистов, политиков, юристов, народа. Все эксперты в один голос заявили о кабальности для украинцев подписанных контрактов. Но, быть может, их условия можно пересмотреть?

Разумеется, для того чтобы взвесить все «за» и «против», необходимо провести юридический анализ данных соглашений. Правда, в оригинале с Контрактами ознакомиться невозможно, поскольку эти документы отмечены грифом «Конфиденциально», но по многим украинским сайтам до сих пор «гуляет» ксерокопия текста одного из соглашений. Итак, если взять за основу Контракт купли-продажи газа в 2009–2019 годах, то можно сделать следующие выводы.

Во-первых, следует отдать должное, что стороны договорились о возможности пересмотра условий договора относительно годового контрактного количества (ГКК) поставляемого газа. Вот только изменять договор можно лишь в срок не позднее чем за шесть месяцев до начала соответствующего года поставки. Очевидно, что изменить цифру (52 млрд куб. м ежегодно) потребления газа на 2010 год уже не удастся. Далее этот же пункт (2.2.3) Контракта разрешает менять ежегодное ГГК, но не более чем на 20% (!). Возникает вопрос: а сможет ли Украина снизить свои внутренние потребности в 2011 году хотя бы на 10%?

Во-вторых, п. 2.2.5 представляет собой действительно условия кабальной сделки. Кстати, в праве под кабальной сделкой понимают сделку, совершенную на явно невыгодных условиях для одной из сторон, причем вторая сторона пользуется ее зависимым, тяжелым положением. Теперь касательно самого условия. Для большей убедительности приводим текст этой нормы: «В течение каждого года поставки покупатель (т.е. Украина) обязан отобрать и оплатить, или оплатить, если количество было предоставлено продавцом (РФ, соответственно), но не отобрано покупателем, не менее следующего минимального годового количества (МГК) природного газа: МГК = 0,8 х ГКК». Это означает, что Украина при любом раскладе (хочет она получить газ или нет, главное, что его поставят в места поставки) должна оплатить (0,8 х 52 млрд куб. м) 41,6 млрд куб. м (для сравнения: по условию этого же соглашения в 2009 году в Украину должны были поставить 40 млрд куб. м!). Иными словами, Украина обязалась каждый год на протяжении 10 лет (!) оплачивать не менее 80% МГК.

В-третьих, статьей 4 Контракта устанавливается порядок определения контрактной цены за куплю-продажу газа. Стороны предусмотрели формулу, позволяющую вычислить, скажем так, сколько мы должны России за месяц. Не будем приводить все подробности составляющих значений, скажем лишь, что за базовую цену в этой формуле принято ни много ни мало – 450 долларов за 1000 куб. м газа. Обращает на себя внимание и п. 4.3 названной статьи, согласно которому в случае, если мы без согласования с продавцом выберем газ в объеме, превышающем 6% месячного объема поставки, то коэффициент умножения, равный единице, увеличивается до 1,5 (если это имело место в период с апреля по сентябрь) и до 3 (с октября по март). То есть увеличив объем потребления газа всего на 6% в «теплый период времени», нас «накажут» в размере меньшем, чем если мы это сделаем в отопительный период.

Страшно представить последствия того, что, скажем, за последующие 5 лет цены на мировой газ взлетят, а отказаться от своих обязательств Украина, увы, не сможет. Вот и посчитайте, во сколько обойдется газ украинским потребителям. Кстати, реализовать его за пределы нашего государства нельзя, запрет на такие действия прямо предусмотрен п. 3.10 Контракта. Более того, соглашение подписано на основании норм, предусмотренных международными правилами торговли (ИНКОТЕРМС-2000) – так вот, из всех групп условий поставки товаров нашей стороне навязали самые жесткие. Кроме того, если «Газпром» поставит нам не российский газ, а казахстанский, узбекский или туркменский (такое тоже предусмотрено условиями договора), то «Нафтогаз» обязан оплатить стоимость услуг «Газпрома» по оформлению сертификата и каждого квартального акта экспертизы, с учетом НДС, за каждый документ. Более того, на украинскую сторону возложены и все расходы по перечислению денежных средств! Думается, нет необходимости объяснять, что среди международных групп условий поставки товаров есть и более щадящие условия. Все изложенное только подчеркивает кабальность заключенной 19 января 2010 года сделки.

Из анализа текста документа видно, что изменить его условия прямо разрешается лишь в отношении объема годовых поставок. Что касается цены договора, то изменить ее можно по правилам п. 4.4 при условии, что обстоятельства на рынке топливно-энергетических товаров существенно изменились по сравнению с тем, что стороны обосновано ожидали при заключении Контракта, и контрактная цена, указанная в пункте 4.1, не отражает уровня цен рынка. Предложенные изменения должны быть рассмотрены путем переговоров в течение 20 дней с даты получения предложения, и если в течение 3-х месяцев с даты начала переговоров соглашение не будет достигнуто, то стороны могут обратиться в Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма (Швеция), решение которого будет являться окончательным, не подлежащим обжалованию и имеющим для сторон обязательную силу (п. 8.3).

Вот только если инициатором изменений будет Российская сторона (в случае существенного подорожания газа на мировом рынке), то Россия на период спора сможет воспользоваться п. 5.3 и прекратить поставки газа в Украину вообще. Очевидно, что изменить это соглашение будет очень трудно, уменьшить количество потребляемого газа – экономически нецелесообразно (по условиям контракта), остается одно: пересмотреть соглашение о транзите газа через Украину в страны ЕС. И тогда, увеличив поступления в бюджет за счет увеличившейся оплаты за транзит, можно было бы удержать цены на газ в нынешних пределах, или даже пойти на снижение таковых.

Кстати, на встрече в Брюсселе (в начале марта этого года) Президент Украины Виктор Янукович заявил о следующем: «Цена на газ должна быть справедливой для Украины. А в целом, безусловно, этот вопрос можно и нужно рассматривать в большом комплексе вопросов, которые касаются поставки газа. Это и вопрос создания газотранспортного консорциума, это и доступ Украины к газовым месторождениям, российским и среднеазиатским, это и участие Украины в строительстве новых газогонов, которые, кстати, идут в обход Украины. То есть мы видим, что Украина должна быть полноценным партнером во всех газовых вопросах с партнерами – Россией и Евросоюзом».

Будем надеяться, что перемены в руководстве страны дадут ожидаемые результаты.

 

Схема

Способы уменьшения цены на газ

 

1. Сокращение объемов поставки газа на последующие года (максимально до 20%).

Такое изменение условий «газового соглашения» прямо разрешается п. 2.2.3 Контракта. Сократив объем поставки (это значение является одним из основных значений формулы, заложенной для определения стоимости газа) снизится и цена поставляемого газа.

2. Превращение транзитного потенциала Украины в действующий стратегический ресурс.

Географическое месторасположение Украины позволяет использовать нашу ГТС в качестве «газового моста» для транзита. Это в свою очередь создает условия, позволяющие Украине диктовать свои условия, касающиеся цены на транзитный газ, поставляемый нам Россией.

3. Создать консорциум для совместной эксплуатации украинской ГТС.

К примеру, вхождение Украины в «членство» газопровода «Южный поток» позволит расширить трансфер газовых поставок, скажем, в Грецию, Австрию. Увеличение собственной добычи газа может позволить возобновить экспорт газа в Польшу, Румынию, Венгрию (в качестве справки: до 2006 года «Нафтогаз» экспортировал собственный газ по 5 млрд куб.м ежегодно).

4. Перевод субъектов хозяйствования, вырабатывающих тепловую энергию для потребностей населения на иные виды топлива, сохранив действующие тарифы оплаты газа для населения.

Разумеется, население Украины оплачивает газ по цене, гораздо низшей, чем цена закупки. Это подтверждают ежегодные постановления КМУ, списывающие задолженности «Нафтогаза», образовавшиеся из-за разницы между ценами закупки импортированного природного газа и его реализации для потребления населением (иными словами, имеет место субсидирование потребителя услуг ЖКХ). Несмотря на настоятельные рекомендации Запада о повышении в 2–3 раза стоимости газа для населения, правительство Азарова сможет удержать тарифы для населения, существующие на сегодняшний день. Это будет возможно в том случае, если перевести все энергоснабжающие станции на альтернативное и дешевое топливо – мазут.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Верховный Суд может начать работу уже в этом году (видео)
Новости онлайн