Особенности национальной охоты ?на зайцев?: как правильно вести себя с контролерами

10:22, 22 марта 2010
Каждый из нас хоть раз в жизни имел удовольствие общаться с образованными и в высшей степени вежливыми...
Особенности национальной охоты ?на зайцев?:  как правильно вести себя с контролерами
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Каждый из нас хоть раз в жизни имел удовольствие общаться с образованными и в высшей степени вежливыми людьми, которые гордо именуют себя «транспортные контролеры». В народе, отдавая должное этим незаурядным транспортным служащим, их любовно прозвали «гополерами». Как же в правовом государстве, где права и свободы человека являются наивысшей социальной ценностью, представители власти имеют такую специфическую репутацию?

Тянется это все с далеких девяностых. Тогда ситуация усугублялась одним печальным обстоятельством – из-за низких требований к профессии транспортного контролера и острой нехватки этих специалистов туда набирали, фактически, кого попало. К сожалению, в это число попадало и немало лиц с криминальным прошлым. Естественно, такие люди о своих полномочиях и правах других граждан имели весьма скромные представления: каждый пассажир — потенциальный «заяц», это только нужно доказать. Раз «заяц», значит, плати, не заплатишь – сами возьмем, причем с лихвой. Тогда о приемах работы таких «мастеров» ходили легенды, даже милиционеры удивлялись находчивости и усердию романтиков городских дорог. Но это сумбурное время осталось далеко позади, какова же ситуация на современных маршрутах общественного транспорта?

Основания проверки проездных билетов

Прежде всего, нужно отметить одно очень важное обстоятельство – платить за проезд нужно! По идее, за счет этих денег финансируется работа общественного транспорта, начисляется зарплата его сотрудникам, развивается инфраструктура. Именно поэтому Кодексом Украины про административные правонарушения предусмотрена статья 135, которая устанавливает ответственность за безбилетный проезд в общественном транспорте, этот вопрос регулируют и другие нормативные акты. Давайте рассмотрим правовой механизм реализации этого положения.

Обязанность купить билет лежит именно на пассажире. Не ждите, что, если к Вам не подошел кондуктор в транспорте, с Вас снимается вся ответственность. Предполагается, что пассажир мог купить билет на остановке или в других местах.

Талон должен быть закомпостирован на первом перегоне, то есть до следующей остановки трамвая или троллейбуса. А вот в автобусе Вы обязаны по требованию контролера даже на первом перегоне предъявить проездной документ. Теоретически это положение можно свести к абсурду, если Вы не являетесь счастливым обладателем проездного или льготного. Но к счастью, должностными инструкциями контролеров предусмотрено, что они обязаны дать возможность пассажиру купить и закомпостировать талон. Нелишне также добавить, что билет должен быть закомпостирован так, чтобы можно было определить узор компостера, к тому же вы не обязаны давать талон в руки контролеру, достаточно его просто показать. Также пассажир должен сохранить билет до конца поездки – при потере или выбрасывании сего документа весь риск негативных последствий лежит именно на вас.

Кто, как и почему имеет право на взыскание штрафа

Допустим, бдительные контролеры поймали незадачливого «зайца». Как же стянуть с него заветный штраф? Излишне говорить, что перед началом контроля ревизор общественного транспорта обязан предъявить служебное удостоверение в раскрытом виде.

В случае безбилетного проезда протокол об админнарушении в соответствии с ч. 1 ст. 258 КУоАП не составляется. Разбирательство происходит в упрощенном порядке: штраф взыскивается на месте, а пассажиру выдается квитанция установленного образца. Знакомая всем нам ситуация, все вроде законно, но есть одно «но». На практике очень редко бывает, чтобы пассажир на месте признал свою вину и заплатил штраф. Обычно начинаются споры и препирательства, в которых контролеры проявляют чудеса ораторского искусства, а пассажир – гениальные сочинительские таланты. Как раз в этом случае ч. 3 ст. 258 КУоАП оговаривает, что если нарушитель оспаривает проступок, то в обязательном порядке должен быть составлен протокол. Но статьей 255 КУоАП, которая устанавливает, какой орган и за какое нарушение уполномочен составлять протоколы по ст. 135 (безбилетный проезд), такой орган просто не определен. То есть, кто бы ни составил протокол, это будет незаконным.

Еще один удивительный факт – рассматривать дела о безбилетном проезде, согласно ст. 222 КУоАП, могут только органы МВД (начальник, замначальника РУВД), а не транспортные контролеры. И хотя «Правила пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины» наделяют контролеров правом рассматривать эти деликты, это вряд ли является законным, поскольку согласно ст. 2 КУоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из этого кодекса и других законов Украины, но никак не подзаконных актов.

Как же действовать бедным городским контролерам без права штрафовать? Они должны либо доставить нарушителя в РУВД, либо установить его личность. Значит «зайца» могут доставить в милицию, только если при нем нет документов, устанавливающих его личность, или рядом нет людей с документами, которые смогут подтвердить личность правонарушителя. То есть после того, как контролер перепишет данные безбилетника себе на бумажку, отпускает его на все четыре стороны. Потом с этой писулькой идет в отделение милиции, где и составляется протокол.

Уже там милиционеры согласно ст. 278 КУоАП должны проверить правильность составления протокола, но, как мы уже установили, протокол не может быть составлен правильно — Кодекс никого на это не уполномочивает. Тут возможны два варианта: либо контролеры с бумажкой выпроваживаются от греха подальше (что происходит чаще всего – кому нужно лишнее крючкотворство), либо такой протокол все-таки составляют, несмотря на его незаконность. Далее, если нарушитель не предпринял действий об обжаловании протокола, он направляется в Государственную исполнительную службу, которая его охотно принимает, но выполнять не спешит. Максимум вам придет постановление об открытии исполнительного производства с предложением заплатить штраф добровольно. На этом, как правило, все и заканчивается в силу лени или загруженности государственных исполнителей.

Если же установить вашу личность контролерам не удалось – лучше платите штраф на месте. Визит в милицию отнимет много времени и нервов и прибавит незабываемых впечатлений. Короче, тридцать пять гривен того не стоят. Но до этого доходит очень редко – пока провозятся с вами, упустят кучу других «зайцев», кроме того, народная милиция разделяет негативное отношение народа к контролерам, и вполне может предложить вам в отместку обидчикам написать протокол на их незаконные действия типа оскорблений, угроз, вымогательства причем независимо от того, были они или нет. Контролеры это знают, и без крайней необходимости общаться со стражами порядка не хотят.

А как на самом деле?

На практике же доказать этим правосознательным людям простые факты, описанные выше, очень сложно. Контролеры руководствуются совершенно иными нормативными актами, как правило, должностными инструкциями, где написаны кардинально противоположные вещи. Многие из них знают только одну статью КУоАП, основного закона в данной сфере, – ст. 185-9 (злостное не подчинение законному распоряжению или требованию сотрудника транспорта), которой и пугают пойманных «зайцев». Причем, судя по их толкованию данной нормы, контролеры и сами толком не понимают ее суть — отказ платить штраф на месте, по их мнению, как раз и является таким неповиновением и тянет дополнительно еще на 51 гривен. Таким образом, главным элементом защиты своих прав является не столько знание, как умение их отстоять.

Главное правильно выбрать линию поведения. Во-первых – обязательно перепишите фамилию и имя контролера, место его работы. С ним сразу произойдут неимоверные перевоплощения – перестанет хамить, угрожать, тут же покажет знание вежливых слов. Во-вторых – не оспаривайте сам факт нарушения, достаточно заявить об этом раз, а далее вести разговор только о процессуальных моментах деятельности стражей транспортного порядка. При разговоре нужно быть спокойным, уверенным в себе, или, по крайней мере, демонстрировать это. Также ни в коем случае не стоит пугать или сквернословить в ответ на поведение представителей транспортной власти. Очень эффективной будет брошенная вскользь фраза о том, что «пока вы тут со мной мучаетесь, зайцев целые автобусы катаются, причем вместе с дедом Мазаем во главе». Но этот козырь нужно выбрасывать после того, как вы с контролерами уже минут десять ведете дружескую беседу, в которой, как ни в какой другой, очень важна психологическая составляющая.

В заключении повторюсь, что платить за проезд все-таки нужно. Вы ведь платите в маршрутках, к примеру, хотя доказать неоплату проезда и привлечь к гражданской ответственности за это практически невозможно. Но, тем не менее, платят почти все, даже вопроса такого не возникает. Также нужно отдать должное КП «Киевпастранс» — за последнее время контингент контролеров заметно «окультурился», стал более профессиональным, усилилась их ответственность и подготовка, но, видимо, вследствие профессиональной деформации, выйти на европейский уровень они пока не могут.

Что касается перспектив охоты «на зайцев», то взыскивать штрафы, безусловно, необходимо, но это должны делать представители исполнительной службы, а ни в коем случае не сами контролеры на месте нарушения.


Александр Шиян,

специально для "Судебно-юридической газеты"

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей