В GRECO отметили прогресс судебной реформы в Украине

10:15, 9 августа 2017
Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) сообщила о прогрессе в реформировании судебной системы Украины.
В GRECO отметили прогресс судебной реформы в Украине

Об этом идет речь в последнем Отчете о результатах оценки противодействия коррупции в среде народных депутатов, судей и прокуроров. Организация обратила внимание на многие аспекты деятельности судебной системы Украины, в частности выразила беспокойство фактами давления на суды и значительным сокращением действующих судей. Не остались без внимания и проблемы квалификационного оценивания судей и создания Высшего антикоррупционного суда.

Прогресс существует

Эксперты GRECO в позитивном плане отметили законодательные изменения, принятые в 2016 году согласно новой редакции Конституции Украины, нового Закона «О судоустройстве и статусе судей» и Закона «О Высшем совете правосудия». Например, в антикоррупционной организации обратили внимание на бессрочное назначение судей Высшим советом правосудия, а не парламентом, как это было раньше, отмену пятилетнего испытательного срока для судей, ограничение судейской неприкосновенности, переход от четырехзвенной к трехзвенной судебной системе. В качестве положительных примеров отмечено и расширение полномочий Высшего совета правосудия, а также сокращение полномочий органов прокуратуры.

Впрочем, в GRECO считают, что об успехе судебной реформы в Украине говорить пока преждевременно. «Несмотря на широкомасштабные реформы, которые создали новые основы для работы судебной власти, необходимо доказать эффективность осуществленных мероприятий на практике», — говорится в отчете. Такая позиция, как следует из документа, основывается на том, что долгое время судебная система Украины считалась политизированной и коррумпированной, склонной поддаваться на давление со стороны прокуратуры. Факты давления политиков и прокуроров на судей, как следует из отчета, продолжают иметь место. По мнению экспертов, органы прокуратуры явно злоупотребляют регистрацией уголовных производств в отношении судей по ст. 375 Уголовного кодекса (Постановление судьей заведомо неправосудного решения).

В GRECO также заметили, что действующий Закон «О судоустройстве и статусе судей» не анализировался ни одним органом Совета Европы. Также сдержанно эксперты высказались о создании нового Верховного Суда, отметив, что опыт конкурса в этот суд может быть использован для обновления и других судов Украины.

Давления на суд быть не должно

Согласно результатам опроса, приведенным в докладе, в 2016 году 5,5% украинских судей (и 6,6% судей первой инстанции) признались в получении угроз от прокуратуры по причине отказа выносить «нужное» прокурорам решение, а еще часть судей сообщила, что они являлись фигурантами уголовных производств либо по ст. 375 УК, либо других статей Уголовного кодекса. В связи с этим в GRECO считают подобное положение вещей недопустимым и рекомендуют конкретизировать положения ст. 375 или отменить ее вовсе.

Эксперты обратили внимание и на такой украинский феномен, как деятельность всевозможных общественных организаций, политических деятелей и активистов, регулярно блокирующих суды и срывающих судебные заседания. В GRECO прямо назвали такие инциденты «угрозой для независимости суда». Согласно данным опроса судей в 2016 году, 88% опрошенных сообщили, что не ощущают себя в безопасности в здании суда. «GRECO рекомендует принять меры для обеспечения безопасности судей, чтобы они меньше зависели от внешнего давления и коррупции», — настаивают авторы доклада.

Без антикоррупционного суда никуда

Есть в отчете и откровенно лоббистские предложения. Так, эксперты GRECO в целом согласны, что в Украине должен быть создан Высший антикоррупционный суд. Это утверждение базируется на выводе, согласно которому в Украине после событий Майдана ни одно лицо не было осуждено за коррупционное правонарушение. Некие респонденты GRECO в Украине убедили экспертов организации, что украинские суды или умышленно тормозят рассмотрение таких дел, либо просто не имеют необходимой квалификации для рассмотрения дел такой категории.

Хотя, по всей видимости, часть претензий к украинским судам обоснована, все же сами украинские судьи уже неоднократно высказывались на тему медленного рассмотрения коррупционных дел, полагая, что одной из основных проблем являются кадровый кризис в судах, несовершенное законодательство и далеко не всегда высокое качество досудебного расследования. Согласно последним данным Верховного Суда Украины, только за первую половину 2017 года отечественными судами за коррупционные правонарушения к лишению свободы приговорены 121 гражданин Украины, 33 человека осуждены к ограничению свободы, 17 лицам запрещено заниматься определенным родом деятельности, 4 человека приговорены к общественным работам. Еще 265 лиц отделались штрафами, а еще 669 лиц привлечены судами к ответственности за коррупцию в рамках статей Кодекса об административных правонарушениях.

Что характерно, говоря о необходимости создания Высшего антикоррупционного суда, эксперты GRECO все же считают его «исключительным шагом». «Важно обеспечить, чтобы институционная структура и процедура назначения судей в такой суд не нарушала единство судебной системы», — говорят эксперты. Судя по всему, это означает, что создание некоего отдельного органа, который вместо ВККС должен проводить такой конкурс, на чем настаивают украинские лоббисты антикоррупционных судов, недопустимо.

О квалификационном оценивании

В целом, с учетом сложившейся в Украине ситуации и необходимости возвращения доверия населения к судебной власти, в GRECO полагают оправданным прохождение всеми украинскими судьями квалификационного оценивания, которое, как известно, началось еще в начале 2016 года, а также проведении специальной проверки. В то же время эксперты выразили обеспокоенность, что оценивание судей может иметь и обратный эффект, поскольку процесс слишком затянулся. А опрошенные GRECO украинские респонденты и вовсе полагают, что квалификационное оценивание проходят только лояльные к государственной власти судьи. У экспертов также вызывает обеспокоенность, что из-за проведения квалификационного оценивания некоторые судьи отказываются брать на себя ответственность и выносить решения по резонансным, в первую очередь политическим, делам.

Общественность и судьи

Отдельное внимание эксперты GRECO уделили Общественному совету добропорядочности, который принимал активное участие во время конкурса в Верховный Суд. Эксперты пришли к выводу, что роль Совета добропорядочности является спорной. Опрошенные в Украине респонденты отметили, что деятельность этого органа может привести к нарушению принципа независимости судебной власти, а его члены нередко стремятся подменить в своих действиях ВККС. Вопросы вызвало и членство в ОСД действующих адвокатов. В целом, GRECO рекомендует уточнить и конкретизировать полномочия Совета добропорядочности.

Единый орган судебной власти

В отчете специалистов GRECO есть и достаточно радикальные предложения. Например, для обеспечения единства процедуры отбора в судьи, их оценивания и назначения, предложено объединить ВККС и Высший совет правосудия. Целесообразность существования ОСД в перспективе вовсе поставлена под сомнение. «Группа экспертов GRECO призывает украинскую власть проанализировать, есть ли в действительности необходимость сохранить такие дополнительные органы, как ВККС и Общественный совет добропорядочности, в долгосрочной перспективе, если реформированный Высший совет правосудия докажет свою независимость, непредвзятость и эффективность на практике», — отметили авторы доклада.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Почему депутаты хвалят и ругают новые процессуальные кодексы
Новости онлайн