Повлияет ли на судей новый единый подход к начислению пенсий?

16:21, 23 октября 2017
Газета: 35-38 (404-407)
Судьи опасаются, что с принятием нового закона, которым парламентарии решили осовременить пенсии для всех, их материальное обеспечение может быть сокращено.
Повлияет ли на судей новый единый подход к начислению пенсий?

Ольга Прокопенко,
«Судебно-юридическая газета»

3 октября Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий». Этим актом внедряется единый подход к начислению пенсий в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Изменения касаются, в частности, и законодательного урегулирования вопроса пенсионного обеспечения судей, для чего предполагается внести правки в Закон «О судоустройстве и статусе судей». Эти новшества озадачили многих судей — некоторые из них начали беспокоиться о тех гарантиях, которые давало им государство, когда они приходили в профессию.

Как известно, еще на стадии рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» и. о. главы КСУ Виктор Кривенко обратился к спикеру Верховной Рады Андрею Парубию.

Судья Верховного Суда Украины Галина Каныгина подчеркнула, что верит в то, что Основной закон в Украине работает, и права судей на надлежащее материальное и социальное обеспечение ни в коем случае не могут быть нарушены. «Когда я еще работала в прокуратуре, у меня были постоянные ночные выезды на происшествия, соответственно, от этого страдала моя семья.

А когда была уже на должности судьи, часто нагрузка была очень большой, и приходилось работать даже в выходные дни. Но я четко понимала, что за мои труды государство обеспечит меня надлежащим образом в старости. Я верю в то, что Конституция в Украине действует, и сегодняшний состав Верховной Рады Украины то ли специально, то ли ошибочно говорит нам о том, что нас всех уровняют в пенсии. Важно не забывать, что мы все работали на разных должностях, и у всех нас была разная ответственность. Я верю в то, что данный вопрос будет урегулирован в пользу судей. Мы имели гарантии независимости, в т. ч. материальной, когда шли в профессию, и они должны быть сохранены для нас пожизненно. Я уверена, что все урегулируется, нужно просто пережить этот переломный период», — подчеркнула судья.

Судья Львовского окружного административного суда Владимир Кравчук также считает, что у его коллег нет поводов для волнений. «В Закон «О судоустройстве и статусе судей» не были внесены изменения. Соответственно, эти ограничения судей касаться не будут. Кроме того, государство не имеет права забрать у судей гарантии, которые были даны им при входе в профессию. Ведь надлежащее материальное обеспечение — неотъемлемая часть судейской независимости, оно является своеобразным предохранителем от коррупционных рисков, так как судьи понимают, что государство обеспечит их надлежащим образом и по окончанию трудовой деятельности», — подчеркнул он.

Впрочем, судебные тяжбы может вызвать другой момент. «Коллегам, которые будут уходить в отставку, не избежать судебных разбирательств. Ведь ст. 137 Закона «О судоустройстве и статусе судей» в действующей редакции предусматривает исчерпывающий перечень, что засчитывается в общий судейский стаж. В то же время, предыдущая редакция закона давала право на зачисление в стаж работы судьи и работы на других должностях. Такие изменения существенно ограничивают права тех судей, которые, к примеру, пришли на работу в суд с должностей прокуроров. Я считаю, что новые положения закона ни в коей мере не должны ограничивать право уже работающих судей на зачисление в стаж работы судьи должностей, которые были определены в акте в период назначения на должность», — считает Сергей Гирыч.

Конституционный Суд Украины в своих решениях не единожды подчеркивал, что одной из гарантий независимости судей является их надлежащее материальное и социальное обеспечение, в частности, предоставление им за счет государства судейского вознаграждения, а судьям в отставке — назначение ежемесячного пожизненного денежного обеспечения или пенсии по выбору. «Мы уже имеем решение Конституционного Суда Украины №4рп/2016 от 8.06.2016, в котором КСУ признал неконституционными нормы законов Украины относительно уменьшения размера ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи. Решения КСУ являются обязательными для исполнения и не могут быть обжалованы.

А в соответствии с требованиями ст. 8 Основного закона, принятие законов, других правовых актов или их отдельных положений в редакции, аналогичной той, которая была признана неконституционной, недопустимо», — отмечает судья Тернопольского окружного административного суда Андрей Жук.

Успокаивает судей и глава Государственной судебной администрации Зеновий Холоднюк: «Если судья имеет право на отставку по выслуге лет, он будет получать пожизненное денежное содержание в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей», а если нет — идет на пенсию на общих основаниях по Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Других вариантов на сегодняшний день нет».

Таким образом, судьям пока не стоит волноваться о своем материальном обеспечении после окончания трудовой деятельности. Однако все мы знаем, что народные избранники могут «приятно удивить» принятием тех или иных законов, и если они все же решат сэкономить на служителях Фемиды, последние явно с этим не согласятся. Тогда может снова появиться работа как для Конституционного Суда, так и для других судов.


КОММЕНТАРИИ

Андрей Жук, судья Тернопольского окружного административного суда:

– Прежде всего, следует разобраться, каким образом осуществляется социальное обеспечение определенной категории судей. В соответствии со ст. 142 Закона «О судоустройстве и статусе судей», судье, который вышел в отставку, после достижения мужчинами возраста 62 года, а женщинами — пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», выплачивается пенсия на условиях, определенных указанным Законом, или, по его выбору, ежемесячное пожизненное денежное содержание. Судья в отставке, не достигший возраста, установленного ч. 1 ст. 142, получает ежемесячное пожизненное денежное содержание. При достижении таким судьей возраста, установленного ч. 1 указанной статьи, за ним сохраняется право на получение ежемесячного пожизненного денежного содержания или, по его выбору, назначается пенсия на условиях, определенных законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Размер пожизненного денежного содержания определяется ч. 3 ст. 142 Закона «О судоустройстве и статусе судей».

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно закону судья, который вышел в отставку, имеет право:

  • до достижения соответствующего возраста (мужчины — 62 года, женщины — пенсионного возраста) — на получение ежемесячного пожизненного денежного содержания;
  • после достижения такого возраста — на получение по своему выбору или ежемесячного пожизненного денежного содержания, или пенсии на условиях, определенных Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Эти два вида социального обеспечения судей в отставке отличаются по размеру и порядку начисления, а также по источникам выплаты. Так, пенсия выплачивается в порядке и на условиях, определенных Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и на нее влияют любые изменения в пенсионном законодательстве, поскольку нагрузка таких выплат лежит на пенсионной системе Украины. В то же время, ежемесячное пожизненное денежное содержание выплачивается в порядке и на условиях, определенных ст. 142 Закона «О судоустройстве и статусе судей», ч. 5 которой, в частности, предусмотрено, что ежемесячное пожизненное денежное содержание выплачивается судьям органами Пенсионного фонда Украины за счет средств Государственного бюджета Украины. Таким образом, выплата судьям в отставке ежемесячного пожизненного денежного содержания не несет нагрузки на бюджет пенсионной системы Украины, поскольку осуществляется за счет средств Государственного бюджета.

Кроме того, согласно ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей», судоустройство и статус судей в Украине определяются Конституцией Украины и законом. Изменения в данный Закон могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Таким образом, ажиотаж, который вызывает принятие Верховной Радой пенсионной реформы — Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», непонятен, ведь обеспечение судей в отставке осуществляется согласно требованиям профильного закона, изменения в который можно внести только отдельным актом.

Сергей Гирыч, председатель Лычаковского районного суда Львова

– Базовым законом, который определяет порядок получения и размер денежного содержания судьи, в т. ч. размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке, является Закон «О судоустройстве и статусе судей». Согласно его ст. 142, судье, который вышел в отставку, после достижения мужчинами 62 лет, а женщинами — пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», выплачивается пенсия на условиях, определяемых указанным Законом, или, по его выбору, ежемесячное пожизненное денежное содержание.

При этом, с учетом изменений в этой статье согласно Закону №1798-VIII от 21.12.2016, ежемесячное пожизненное денежное содержание выплачивается судье в отставке в размере 50% судейского вознаграждения судьи, работающего на соответствующей должности. За каждый полный год работы на должности судьи более 20 лет размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивается на 2% денежного содержания судьи. Это для судей, которые по результатам квалификационного оценивания подтвердили соответствие занимаемой должности (способность осуществлять правосудие в соответствующем суде) или назначены на должность по результатам конкурса, проведенного после вступления в силу настоящего Закона и проработали в должности судьи не менее 2 лет со дня принятия по отношению к ним соответствующего решения по результатам такого квалификационного оценивания или конкурса.

В других случаях, когда судья уходит в отставку после вступления в силу настоящего Закона, размер ежемесячного пожизненного денежного содержания составляет 80% судейского вознаграждения, исчисляемого в соответствии с положениями Закона «О судоустройстве и статусе судей», т. е. исходя из денежного содержания судьи до его повышения. За каждый полный год работы на должности судьи более 20 лет размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивается на 2% денежного содержания судьи, но не может быть больше 90% судейского вознаграждения судьи, исчисляемого в соответствии с указанным Законом.

Поэтому, мне кажется, депутаты не решились ограничить максимальный размер этих выплат судьям, поскольку без внесения изменений в базовый Закон права судей однозначно будут нарушены. Положения п. 13-4 раздела XV «Заключительные положения», в которых определен максимальный размер пенсии в 10740 грн, не ограничивает размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке. Соответственно, для судьей, которые будут уходить в отставку после 1 октября с. г., размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке будет составлять 80% судейского вознаграждения (плюс по 2% за каждый год, максимально 90%), исчисляемого в соответствии с положениями Закона «О судоустройстве и статусе судей», которые действовали до внесения изменений Законом №1798-VIII от 21.12.2016.

Но здесь коллегам, которые будут уходить в отставку, не избежать судебных споров. Следует напомнить, что ст. 137 Закона «О судоустройстве и статусе судей» в ныне действующей редакции предусматривает, что в стаж работы судьи засчитывается работа на должности:

1) судьи судов Украины, арбитра (судьи) арбитражных судов Украины, государственного арбитра бывшего Государственного арбитража Украины, арбитра ведомственных арбитражей Украины, судьи Конституционного Суда Украины;

2) члена Высшего совета правосудия, Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

3) судьи в судах и арбитра в государственном и ведомственном арбитражах бывшего СССР и республик, входивших в его состав.

В то же время, предыдущая редакция Закона давала право на зачисление в стаж работы судьи и работы на других должностях. Такие изменения существенно ограничивают права тех судей, которые, например, пришли на работу в суд с должности прокуроров. Считаю, что новые положения Закона ни в коем случае не должны ограничивать право уже работающих судьей на зачисление в стаж работы судьи должностей, которые были определены в Законе в период их назначения на должность судьи. Поэтому здесь судебные споры могут иметь место.

Кроме того, следует отметить, что положения Закона №1798-VIII о том, что ежемесячное пожизненное денежное содержание выплачивается судье в отставке в размере 50% судейского вознаграждения судьи, работающего на соответствующей должности, а за каждый полный год работы в должности судьи более 20 лет его размер увеличивается на 2% денежного содержания судьи, тоже существенно отличаются от положений действующего до этого Закона, которым размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке определялся в 80% судейского вознаграждения.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Суды и оптимизация: что будет дальше с судьями и аппаратом
Новости онлайн