Кто ответит за испорченный отдых

15:58, 4 июня 2009
Газета: 2
Уже на майские праздники, не смотря на кризис, многие украинцы двинутся в сторону жарких стран. Вот только...
Кто ответит за испорченный отдых

Уже на майские праздники, не смотря на кризис, многие украинцы двинутся в сторону жарких стран. Вот только не все знают, как сделать отдых уютным и безопасным. Ведь не секрет, что на туристическом рынке Украины не обходится без аферистов. Чтобы узнать сегодняшнее состояние дел в отрасли, мы вместе с другом-юристом решили под видом молодоженов, желающих отправиться в свадебное путешествие, обойти не одно туристическое агентство. 
Сперва мы посетили турфирму, которая специализируется на индивидуальных турах в экзотические страны. В фешенебельном офисе в центре Киева нас сразу же пригласили присесть на кожаный диванчик у столика миловидной девушки, которая принялась предлагать эксклюзивные путешествия. Когда же наши взгляды сошлись на курорте в Бали с остановкой в Сингапуре (не требуется делать никаких прививок), симпатичная менеджер забросала нас информацией о райском отдыхе на острове, где количество туристов из бывшего постсоветского пространства невелико, сервис отменный и экскурсионная программа яркая. И все это — лишь за каких-то 5 тыс. долларов, что, по словам девушки, значительно дешевле, чем в других туристических компаниях. На все наши вопросы относительно качества обслуживания сотрудница турфирмы отвечала уверенно, без намека на хамство. Даже требование предоставить нам образец типового договора ее нисколько не смутило. И буквально через минуту мой друг-юрист уже знакомился с документом. Вскоре он сделал вывод, что договор полностью составлен в пользу продавца, то есть турфирмы. Например, в случае отмены тура по независящим обстоятельствам (форс-мажор, экологическое бедствие, забастовка перевозчиков и пр.) фирма не несет перед клиентами никакой ответственности и не обязана возвращать деньги, выплаченные за стоимость путевки. Если же выезд откладывается по вине туристов, турфирма в качестве компенсации вправе удержать определенный процент от стоимости поездки. Если клиент сообщил об отказе от тура за 15 суток до выезда, с него взыщут 30% от общей суммы, за 5 дней — 85%. Кроме того, турфирма вправе повышать стоимость поездки после ее полной оплаты на 5%, что разрешено законодательством. А это, по словам менеджера, в последнее время происходит довольно часто из-за постоянного роста цен на авиабилеты. Что же касается условий проживания, то турфирма может менять запланированный отель в случае отсутствия в нем свободных номеров на такой же по уровню сервиса. Правда, по поводу этого пункта нас тут же поспешили заверить, что подобное у туроператоров, которые специализируются на индивидуальных экзотических турах, случается крайне редко. Скорее, это особенность турагентств, работающих на массового потребителя в направлениях Турция и Египет. 
Дабы проверить информацию, мы с товарищем пожаловали в турфирму так называемых «горящих путевок», расположенную в одном из спальных районов Киева. И долго не церемонясь, задала менеджеру неудобный вопрос: «К кому предъявлять претензии через суд, если меня что-то не устроит». Реакцией стал немедленный приход директора компании, который, не желая связываться с такими неблагонадежными клиентами, сразу же выдал всю подноготную. Главной же темой затянувшегося монолога стало то, что его фирма всего лишь продавец туров, а судиться нам, согласно с действующим законодательством, придется с их организатором, то есть с туроператором. Иными словами, он не несет никакой юридической ответственности за то, что продает. 
Но, пожалуй, больше всего неприятностей доставляет путешественникам перелет на авиатранспорте. Ведь зачастую туристов перевозят чартерными рейсами. И если вдруг окажется так, что самолет не доукомплектован пассажирами, возможна задержка рейса на час–два (а иногда и на сутки) якобы по техническим причинам или в связи со сложными погодными условиями. Вот и приходится бедным туристам вместо принятия солнечных ванн на песочном пляже сутки томиться в душном здании аэропорта «Борисполь», поскольку предоставление отеля предусмотрено только для иногородних пассажиров бизнес-класса, то есть некиевлян. И претензии в этом случае высказать будет не к кому, так как вo взаимоотношениях пo перевозке турфирма выступает агентом пo приобретению билета и нe мoжeт при полном исполнении своих обязанностей пo оплате нести ответственность зa действия перевозчика. 
В Государственной службе туризма и курортов Украины заверяют, что путешествовать не только можно, но и нужно, поскольку уровень предоставления услуг в туристических компаниях сегодня не уступает европейскому. А те предприниматели, кто не считает своим долгом обеспечить туристам качественный отдых в Украине или за рубежом, попросту рискуют лишиться права работать в этой отрасли, поскольку Госслужбой туризма и курортов сегодня ведется серьезный контроль за деятельностью туристических компаний. В 2008 году были лишены лицензий 177 операторов, на очереди — 126 нерадивых предпринимателей. По словам заместителя председателя Гостуризмкурортов Сергея Семкина, лицензии отбирают в основном за игнорирование требований Закона «О туризме» и «О защите прав потребителей». Но решать проблемы через суд все же стоит, считают юристы. Вот только следует быть готовыми, что дело разрешится нескоро. Особенно, если дело о привлечении к ответственности касается иностранной турфирмы, не имеющей зарегистрированного представительства в Украине. 

Александра Тимощук,
«Судебно-юридическая газета»

Комментарий специалиста
Старший юрист, адвокат ЮФ «Magisters» Александр СКЛЯРЕНКО:
— Добиться положительного решения в судебном деле возможно лишь при условии, если Вы были внимательными и пунктуальными в вопросах оформления отношений с турфирмой, начиная с момента составления договора о предоставлении туристических услуг (в нем подробно должны быть расписаны условия проезда, проживания, питания и дополнительных услуг), и заканчивая фиксированием всех фактов, свидетельствующих о том, что та или иная оплаченная услуга была некачественной или вообще не была предоставлена. Например, если в туристическом ваучере предусмотрен трансфер (встреча туриста в аэропорту и доставка его в соответствующий отель), а в действительности туриста никто не встретил и ему пришлось добираться до гостиницы за свой счет, в суде необходимо будет предоставить документы (квитанции, счета, чеки), подтверждающие дополнительные расходы. Если фактические условия проживания не соответствуют оговоренным в договоре с турфирмой, необходимо это зафиксировать на фото- и видеосъемку, потом настоять на составлении соответствующих актов с их подписанием персоналом гостиницы, принимающей стороной, свидетелями). Все вышеуказанные доказательства понадобятся в судебном процессе.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Верховный Суд может начать работу уже в этом году (видео)
Новости онлайн