Начнем с двухсот... Чья очередь дальше?

10:29, 22 июня 2009
Газета: 5
В середине мая Виктор Ющенко подписал сразу 12 указов о назначении судей, что вызвало немалый ажиотаж...
Начнем с двухсот... Чья очередь дальше?

В середине мая Виктор Ющенко подписал сразу 12 указов о назначении судей, что вызвало немалый ажиотаж среди украинских политиков. Сразу поползли слухи, что Президент в канун президентских выборов решил одним махом расставить в судах свои кадры. Среди изданных главой государства 12 документов — один указ об увольнении трех судей, два — о переводе пяти судей на другое место работы, и девять — о назначении 178 судей впервые сроком на пять лет.

Напомним, что Президент уже более полугода не назначал судей на должности впервые сроком на 5 лет. А это право согласно Конституции относится исключительно к его полномочиям. Как следствие такой президентской «бездеятельности» — многие местные суды в Украине были недоукомплектованы и не могли в полном объеме выполнять свои полномочия, судебный процесс существенно тормозился. Точно определить причины промедления со стороны Президента сложно — эксперты говорят как о желании дождаться перед назначениями судебной реформы, так и о принципиальном конфликте с главой Верховного Суда Василием Онопенко, которого тесно связывают с БЮТ. 
В любом случае, назначения начались. То, что Президент назначил только часть потенциальных служителей Фемиды, тоже вызвало разночтения, поскольку многие уже предположили, что в канун выборов Виктор Ющенко «пропустит» в судебную систему только проверенные кадры, а неугодных оставит в «запасе». И все же усмотреть в издании Президентом сразу 12 кадровых судейских указов какой-то подвох достаточно сложно. Безусловно, все были бы только рады, если судей назначили одновременно, ведь нельзя действовать выборочно и делить кандидатов на первый и второй сорт. Однако и политическая составляющая в такой выборочности, скорее всего, отсутствует, поскольку среди назначенных судей есть люди, которых никак не назовешь близкими к Секретариату Президенту. Остается надеяться, что в ближайшие дни появятся еще указы о назначении судей. 

Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»

Комментарий специалистов

Глава Комитета ВР по вопросам правосудия (Партия регионов) Сергей Кивалов:
– К большому сожалению, не все судьи, которые прошли одобрение в Высшем совете юстиции, были назначены указами Президента от 13 мая. Видимо, аппарат Секретариата Президента недорабатывает. Нельзя на такое длительное время задерживать указы о назначении судей первый раз на пятилетний срок, что прямо предусмотрено Конституцией Украины. Создается впечатление, что людей назначили выборочно. Знаете, каждую кандидатуру на пост судьи на заседании Высшего совета юстиции тщательно рассматривают. Сначала кандидата обсуждают на секции, потом на общем заседании — случайных людей там практически не бывает. Точное число судей назвать не могу, но если не половина, то львиная доля рекомендованных ВСЮ кандидатов судей Президентом назначены не были. Много судей осталось в «запасе». Я не пойму, зачем их держать. Понимаете, есть районные суды, где всего три судьи, а то и меньше. Случается, что по некоторым категориям дел нужна коллегия их трех человек. То есть, если судей всего двое, то нельзя осуществлять правосудие. Мне кажется, аппарат СП должен выдать все, а Президент должен подписать все указы, касающиеся назначения судей на должности. 

Член Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (НУ-НС) Владимир Мойсик
– Я бы не говорил, что назначение судей состоялось «скопом». Беда в том, что есть сложная технология прохождения кандидатов на должности судей впервые. Указ Президента – только конечное звено процесса. Поэтому, как правило, на подпись Президенту представляют сразу несколько десятков кандидатур. Это обычная технология назначения судей на должность. Я не думаю, что задержка за Президентом. Задерживать может предыдущий технологический цикл – комиссии в Высшем совете юстиции, сам ВСЮ, ГСАУ... Там очень сложная процедура. Говорят, что Президент в последние полгода «тормозил» назначение судей, но я думаю, что в этот период ему просто не поступали материалы. Как только они поступили, Президент их сразу же и подписал — 12 указов. Говорят, что у Президента накопилось много дел по назначению судей. Но такая же ситуация и в парламенте. В ВР накопились списки сотен кандидатур в судьи на избрание бессрочно. Из-за технологических нюансов они тоже не могут быть назначены, некоторые из них не работают и не имеют полномочий годами, но получают заработную плату. 

Член Комитета ВР по вопросам правосудия (БЮТ) Валерий Писаренко:
– Президент уже полгода медлит с назначением судей впервые на пятилетний срок. Понятно, что такое промедление сегодня, фактически, обескровливает судебную систему Украины. Мне очень легко предположить, что Секретариат Президента в назначении отдельных судей имеет свои бонусы. Возможно, этим и объясняется выборочность назначения. Не исключаю, что именно назначенные недавно судьи будут принимать необходимые Президенту решения. 
Стоит заметить, что не все судьи, прошедшие необходимую для назначения Президентом процедуру, были назначены. Значительная часть кандидатов до сих пор ждут своего часа. Я думаю, что это связано с тем, что назначают сначала тех, кто больше всего верен Президенту, а не Украине. Ведь ситуация уже находится на уровне скандала между Президентом и Верховным Судом из-за блокирования Виктором Ющенко назначения судей на должности впервые. Еще в начале года между ними были жесткие трения. Когда сегодня людей назначают избирательно, это свидетельствует о заинтересованности Секретариата Президента. 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
К чему готовиться судьям-пятилеткам при назначении бессрочно
Фото
Видео
Новости онлайн