Зарплата ? не по дням, а по часам

18:29, 20 июля 2009
Газета: 8
В Украине под видом борьбы с кризисом хотят ввести новую формулу обнищания народа Разговоры о принятии...
Зарплата ? не по дням, а по часам

В Украине под видом борьбы с кризисом хотят ввести новую формулу обнищания народа Разговоры о принятии закона о введении в Украине почасовой оплаты труда и о соблюдении минимальных часовых гарантий начались еще в 1999 году. За последний год на рассмотрение парламента было предложено несколько законопроектов, предусматривающих такой порядок выплаты зарплат. Один из них — от народного депутата от Партии регионов В. Коновалюка не прошел голосование в Верховной Раде, а другой (парламентария О. Зарубинского, представляющего Блок Литвина) на днях подписал Президент.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (касательно почасовой оплаты)» начнет действовать с 1 января 2010 года. С этого момента минимальная ставка должна будет рассчитываться Кабинетом Министров и утверждаться парламентом при ежегодном принятии госбюджета. Эти изменения законодательно закрепляют обязательство работодателя оплачивать труд работников не ниже определенного минимального уровня за час работы. Но удастся ли таким образом защитить нанимаемых на условиях почасовой оплаты работников?

Председатель парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда и председатель Федерации профсоюзов Василий Хара (Партия регионов) считает, что этот закон практически ничего не изменит.

По мнению юристов, принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (касательно почасовой оплаты)» ничего не изменит потому, что только вводит понятие почасовой оплаты, но не конкретизирует, кому, за что и сколько платить. «Ведь при разработке документа законодатели не определили подход к расчету стоимости одного часа труда, — отмечает Василий Хара. — Такая ставка должна рассчитываться, исходя из уровня прожиточного минимума гражданина в час, как это делается при расчете минимальной месячной зарплаты. Вот только к решению этого вопроса в Кабмине еще никто не приступал, хотя работа по подготовке бюджета на следующий год уже в полном разгаре». Благодаря этому закону может получиться так, что в условиях нынешнего экономического кризиса людей будут нанимать на неполный рабочий день и выплачивать вдвое меньше положенного.

Но автор документа народный депутат Олег Зарубинский уверен в обратном. Он считает, что его закон устанавливает новый подход к оплате труда в Украине. «При разработке изменений мы ориентировались на практику европейских стран, где существует понятие «минимальная почасовая оплата», — заявляет Олег Александрович. — В нашем законодательстве пока определена только «минимальная месячная оплата». Но ведь бывают разные ситуации. Люди часто работают не полный рабочий день, а договариваются с работодателем на какое-то конкретное время. При этом наш законопроект позволит справедливо оценивать труд людей, работающих в разных условиях».

Кстати, если брать западный опыт, то там минимальная зарплата уже давно начисляется в почасовом формате. Впервые она была введена в Австралии 113 лет назад. В США широкое распространение почасовая оплата труда получила после так называемой «великой депрессии», когда был принят пакет законов о справедливом труде, а также первый общенациональный почасовой минимум оплаты труда. Вначале он составлял лишь $0,25 в час и распространялся только на 43% трудоспособного населения. Сейчас на такой способ оплаты труда перешло более 90% населения США. Приживется ли такая практика начисления заработной платы в Украине, покажет время. Правда, уже сегодня известно, что Кабмин действительно не торопится с расчетами минимальной почасовой ставки. Во всяком случае, этот факт подтвердил журналистам первый заместитель министра труда и социальной политики Павел Розенко, который отметил, что такие расчеты на следующий год пока не ведутся. По его словам, это происходит потому, что закон еще только принят. «Думаю, что минимальная почасовая ставка оплаты труда должна определяться в привязке к размеру минимальной месячной зарплаты», — отметил г-н Розенко.

Возникает вопрос: с какой стороны начнутся подвохи и разные толкования закона? Не будет ли злоупотреблений относительно переработок и недоработок со стороны работодателей и их сотрудников? Будут ли ставить счетчики учета рабочего времени? Придется ли теперь работодателям искать по всем углам своих сотрудников, выгоняя их на работу? А что: часик покурил, а зарплата «капнула». И работу, которую раньше делали за неделю, теперь можно будет растягивать на месяц. Хотя, зная, как быстро наши законы вступают в силу для украинских работодателей, в этом можно серьезно засомневаться. Не вселяет оптимизма и экономическая нестабильность в стране. Ведь не секрет, что при такой высокой инфляции и стремительном падении ВВП говорить о честной выплате работодателями почасовых ставок, увы, сложно.

Поэтому председатель центрального комитета профсоюза работников культуры Людмила Перемыгина полагает, что почасовая оплата должна действовать только во время финансового кризиса. «Это своеобразный выход из ситуации. Как бы мы ни требовали от правительства воздействовать на работодателей, чтобы исключить снижение зарплат и увольнение людей, это все равно будет происходить», – сказала она в интервью изданию Коммерсантъ-Украина. Л. Перемыгина также уверена, что постоянное существование в законодательстве нормы, предусматривающей почасовую оплату труда, приведет к снижению уровня заработной платы. «Работодатели могут произвольно снижать количество трудовых часов, что отразится на зарплате. Она будет урезана, а работник поставлен в такое положение, что не заработает себе даже на пенсию», – считает Людмила Перемыгина.

Почему-то очень хочется, чтобы этот закон объяснили еще раз и сотрудникам, и работодателям на доступном языке. Чтобы он был выгоден и тем, кто получает зарплату, и тем, кто ее платит. В противном случае к этой, в общем-то, прогрессивной системе еще долго будут привыкать как сотрудники, так и сами работодатели.

 Инфосправка

Как это было

Идея введения почасовой оплаты труда не нова. Так, в 2005 г. тогдашний министр труда и социальной политики, а ныне депутат от НУНС Вячеслав Кириленко заговорил о необходимости установления почасовой оплаты труда. В 2006 г. эстафету перехватил его преемник на посту министра труда и социальной политики Иван Сахань. В начале 2007 г. председатель ВР Александр Мороз предложил платить неквалифицированным рабочим 10 грн. в час, квалифицированным специалистам — не менее 25 грн. в час. Но депутаты решили отказаться от этой идеи, поскольку в таком случае пришлось бы пересчитывать в сторону увеличения пенсии и зарплаты всех бюджетников — учителей, врачей, правоохранителей, чиновников.

Кроме того, в 2008 г. в качестве эксперимента правительство вводило почасовую оплату труда на нескольких шахтах. Делалось это для того, чтобы шахтеры реже нарушали правила техники безопасности. Но эксперимент провалился, поскольку, с одной стороны, аварий меньше не стало, а с другой — зарплата шахтеров не увеличилась. И вот в конце 2008 г. народные депутаты от Блока Литвина Олег Зарубинский и Юрий Литвин представили на суд парламента собственный законопроект о почасовой оплате труда (? 3253 от 03.10.08 г.), который в результате и был принят.

Аргументы авторов были просты: в действующем трудовом законодательстве нет четких гарантий получения зарплаты, если человек не отработал полный рабочий месяц, что позволяет недобросовестным работодателям не платить работникам деньги за выполненную работу или выплачивать их часть. Примечательно, что на этот раз в тексте Закона не указан размер минимальной почасовой ставки. Определять ее должна будет ВР — каждый год при формировании госбюджета с учетом индексации уровня доходов.

 Плюсы и минусы Закона о почасовой оплате

Введение почасовой оплаты труда имеет как плюсы, так и минусы.

По-видимому, депутаты сознательно не указали размер минимальной почасовки в тексте Закона. Сегодня размер минимальной месячной зарплаты составляет 625 грн., а полный рабочий месяц — 170-180 трудочасов. В результате один рабочий час стоит около 3,5 грн. Если бы депутаты зафиксировали минимальную почасовую плату на уровне выше 4 грн., Кабмину пришлось бы пересчитывать все пенсии и зарплаты бюджетников. А это увеличение расходной части бюджета на несколько десятков миллиардов гривен. Кроме того, почасовая оплата труда не решает проблем, связанных с производительностью труда и эффективностью управления.

С другой стороны, установление минимальной стоимости часа труда является некой гарантией для наемного работника. Более того, председатель комиссии по вопросам контроля Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Олег Ивченко говорит, что наряду с введением минимальной почасовой оплаты труда депутаты должны установить минимальное количество часов, которые должен отработать в день наемный работник. «В противном случае работники будут приходить и уходить с работы, когда им захочется. Предприниматели также должны получить некие законодательные гарантии», – считает г-н Ивченко. Это замечание весьма существенно, поскольку в США и странах ЕС при почасовой оплате рабочий должен отработать не менее 35—45 часов в неделю, или 7—8 часов в день.

 Комментарии специалистов

Народный депутат от БЮТ Валерий Писаренко:

– Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (касательно почасовой оплаты)» вряд ли приведет к существенным улучшениям в сфере оплаты труда. Поскольку под это должна быть подведена финансовая база. А так как бюджет Украины сегодня работает на грани увеличения, то ожидать выделения должного финансирования под реализацию данного закона, думаю, сложно.

Председатель Союза промышленников и предпринимателей

Украины Анатолий Кинах:

– Проблема бедности и низкого уровня платежеспособности населения Украины довольно актуальна сегодня. Так, согласно исследованиям Европейского Союза по платежеспособности граждан наше государство среди 28 стран занимает постыдное предпоследнее место. Перед нами Албания, а замыкает этот рейтинг Молдова. И это неудивительно. Так как в Украине значительно вырос уровень безработицы, в связи с финансово-экономическим кризисом стали урезаться зарплаты у населения. Параллельно на 20% снизился уровень розничного товарооборота, и нет прироста ВВП. Чтобы как-то исправить ситуацию, необходимо выработать и принять ряд антикризисных законопроектов, а не только один закон относительно почасовой оплаты труда.

Ведь не секрет, что сегодня за счет повышения энергозатрат в структуре себестоимости товаров и услуг украинская продукция оказалась на международном рынке неконкурентоспособной. Соответственно, у отечественной экономики возникли проблемы с поступлением финансов от продажи отечественных товаров за рубежом, а также уменьшения платежеспособного спроса граждан Украины на товары и услуги внутреннего рынка. В связи с чем сократилось наполнение госбюджета, из которого правительством выделяются деньги на зарплаты. Поскольку закон о почасовой оплате труда вступит в силу с 1 января 2010 года, то до этого момента необходимо принять ряд антикризисных законов, которые бы позволили пополнить госбюджет денежными поступлениями, необходимыми для обеспечения норм принятого закона о почасовой заработной плате.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн