Фотоохота на автолюбителей продолжается

17:02, 3 августа 2009
Газета: 9
Разговоры вокруг фиксации нарушений ПДД системой "ВИЗИР" не утихают. Водители не перестают негодовать по...
Фотоохота на автолюбителей продолжается

Разговоры вокруг фиксации нарушений ПДД системой "ВИЗИР" не утихают. Водители не перестают негодовать по поводу получения так называемых "писем счастья" в виде извещений о наложении ГАИ штрафных санкций за административное правонарушение. Представители Национальной правовой палаты организовали пресс-конференцию, на которой юристы и высокие чины ГАИ обсуждали существующие недостатки фото- и видеозаписи правонарушений на дорогах, а также возможность их устранения.

Адвокат Национальной правовой палаты Анна Гранкина утверждает, что применяемый ГАИ прибор "ВИЗИР" своими техническими характеристиками не отвечает требованиям законодательства Украины: прибор, которым проводился надзор за дорожным движением с целью фиксации нарушений ПДД, не является автоматическим средством фото- или видеофиксации, так как находится у работника ГАИ, управляется им непосредственно или через компьютер. Хотя в ст. 14-1 КУоАП предусматривается, что для его применения необходимо, чтобы фиксация велась средствами фото-, кино- или видеосъемки, работающими в автоматическом режиме. "Кроме того, не существует сертификата качества на сам прибор системы "ВИЗИР", – продолжает г-жа Гранкина. – Также он не фиксирует точное место осуществления правонарушения, привязываясь к конкретному дорожному знаку, предупреждающему о скоростных или других ограничениях". С этой мыслью согласился и юрист Александр Поставец. Он показал присутствующим на пресс-конференции журналистам ксерокопии фотокадров, сделанных прибором "ВИЗИР", на основании которых водитель был уличен в нарушении ПДД. На этих снимках явно было видно, что номерные знаки, расположенные спереди и сзади авто, принадлежали двум разным транспортным средствам. Хотя оштрафован за административное правонарушение был водитель одной машины. Кроме того, по словам юриста, в законе указано, что наказывать за нарушение ПДД необходимо владельца ТС, а не водителя, что тоже противоречит здравому смыслу. К тому же не выдерживает критики и сама процедура вынесения постановления о нарушении ПДД с помощью системы "ВИЗИР". "Ведь виновными признают людей, руководствуясь несколькими снимками плохого качества. При этом сотрудники ГАИ не берут у них объяснения, не заполняют в их присутствии протокол, нарушая, таким образом, конституционные права граждан Украины", – подчеркивает г-н Поставец. Тем не менее если досконально знать свои права и начать умело ими пользоваться, то, по утверждениям юриста, можно 100-процентно избежать наказания. Основаниями для отмены судом постановления о наложении штрафа за нарушение ПДД могут стать формальные причины, такие как лазейка в законодательстве об автоматической фиксации факта правонарушения прибором "ВИЗИР", нарушение процессуальных сроков оповещения о наложении штрафа и наказание не водителя авто, а его владельца, которого на момент совершения правонарушения не было за рулем.

Заместитель начальника департамента ГАИ МВД Украины Сергей Будник уверен, что фиксация правонарушений с помощью прибора "ВИЗИР" имеет положительные результаты. По его словам, с внедрением этого способа наказания нерадивых водителей и повышением размера штрафов количество ДТП на дорогах снизилось на 35%. "Можно даже заметить, что в том месте на перекрестке, где установлена камера наблюдения и фиксации движения ТС, количество проездов на красный свет через некоторое время стало равняться нулю. "Это еще раз говорит о пользе прибора системы "ВИЗИР", – продолжает представитель ГАИ. – Но некоторые пробелы в этом деле все же имеются. В первую очередь они связаны с неавтоматической фиксацией правонарушений, как записано в законе, а также с нарушениями, допускаемыми инспекторами и техническими работниками ГАИ при обработке полученных данных. Поэтому мы пытаемся учесть все эти недостатки. К сожалению, в связи с финансовым кризисом наше государство не имеет возможности выделить необходимое количество средств на закупку за рубежом более современной техники. Следовательно, нам приходится модернизировать и усовершенствовать то, что имеется".

Всего в Украине действует около 400 единиц приборов "ВИЗИР", в Киеве – более 50. Запись одной камерой производится в течении 4 часов. После чего информация переносится с флешкарты на специальное записывающее устройство, а потом обрабатывается техническим работником ГАИ. Что же касается протестов водителей, которые через суд пытаются отменить постановление об административном нарушении на дорогах, то, по данным ГАИ, их численность не превышает 1%. Такой маленький процент оспоренных штрафов, по словам представителя общественного совета при Национальной правовой палате Александра Балычева, объясняется правовым нигилизмом общества и нежеланием граждан вступать в судебные тяжбы. "Практика показывает, что людям проще уплатить 300 грн. штрафа, чем ходить по судам. Хотя подача иска обойдется заявителю всего лишь в 1 грн. 70 коп.", – объясняет правозащитник. Также участники пресс-конференции сошлись во мнении, что на сегодняшний день ГАИ является одним из самых коррумпированных органов. Не способствует улучшению ситуации и состояние отечественных дорог. Тем не менее облавтодоры продолжают взимать с владельцев авто огромные поборы. Отдельные претензии высказывались и по поводу сооружения "лежачих полицейских", укладка которых не соответствует ГОСТам. И водители, натолкнувшись на такие барьеры, теряют управление автомобилем, создавая аварийные ситуации.
Участники пресс-конференции видят выход из такого положения в объединении усилий юристов и ГАИ.

Александра Тимощук,
"Судебно-юридическая газета"







Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
С какими проблемами столкнется Общественный совет добропорядочности осенью
Фото
Видео
Новости онлайн