Бессмысленные запреты для покупателей

17:44, 3 августа 2009
Газета: 9
Однажды мой друг, который с женой и дочкой остановился у меня на пару дней проездом из Николаева, вернулся...
Бессмысленные запреты для покупателей

Однажды мой друг, который с женой и дочкой остановился у меня на пару дней проездом из Николаева, вернулся домой после шопинга в неважном настроении. Как выяснилось, причиной послужил инцидент в торговом центре, когда желание ребенка сфотографироваться на фоне фонтана, расположенного в торговом зале, вызвало прилив адреналина у охранников.  Они, особо не церемонясь, пресекли это вопиющее безобразие, при этом указав отцу семейства на входную дверь, на которой было нанесено около десятка пиктограмм с запретами на любой вкус, в том числе и запрет на фотосъемку.

Что ж, иной раз, глядя на значки на стеклянных дверях супермаркетов, невольно создается впечатление, что владельцы арендных площадей организовали негласное соревнование, кто больше придумает запретов для своих посетителей. Особых претензий охране здесь, конечно, не предъявишь: люди они подневольные и часто вынуждены балансировать между здравым смыслом и распоряжениями администрации. И на вопрос, почему нельзя, отвечают односложно — потому что нельзя. А почему нельзя? Потому что запрещено. На том интеллектуальная беседа и заканчивается. Справедливости ради надо сказать, что некоторые запреты для посетителей торговых залов не лишены смысла. Курить в торговом зале действительно недопустимо, из санитарных соображений там нечего делать животным (хотя в Европе и этот вопрос решен цивилизованно). Но почему на территории ТЦ нельзя есть мороженное, если оно здесь же и продается, и какой ущерб может принести арендатору фото ребенка в обнимку с огромным плюшевым пандой из отдела игрушек — умом не понять.

Однажды от одного из охранников пришлось услышать мнение, что, мол, так арендаторы защищают ценовую информацию от конкурентов. Однако в беседе с корреспондентом "Судебно-юридической газеты" начальник службы охраны супермаркета "Домотехника" Георгий Д. признал, что защищать подобным образом ценовую политику совершенно бессмысленно. Ведь цены на товары можно просто записать в блокнот. А фотографироваться в обнимку с телевизором никто не станет. Но вот ситуация, когда потенциальный покупатель захочет, например, сфотографировать понравившийся холодильник, чтобы обсудить свой выбор на семейном совете, вполне вероятна.
 
Но логика логикой, а вот в Законе "О защите прав потребителей" недвусмысленно сказано, что "потребителем является лицо, которое приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать товар (работу или услугу) для собственных бытовых нужд". В этом же Законе указано, что "потребитель имеет право на доступную и своевременную информацию о товарах, их качестве и ассортименте". Таким образом, право потребителя собирать информацию о товаре и ассортименте предусмотрено законом.

Вот что по этому вопросу говорит член правления Украинского общества защиты прав потребителей Татьяна Шальман: "В большинстве случаев перечисленные ограничения на территории ТЦ не являются нарушением прав потребителей. Тем более что торговый зал — не место для фотосессий, это действительно может отвлекать продавцов, мешать другим покупателям. Но это не касается ситуаций, когда покупатель имеет намерение зафиксировать на фотокамеру наличие на прилавках некачественного или просроченного товара или иных нарушений правил торговли. На это потребитель, безусловно, имеет право. Я полагаю, это истинная причина, по которой вводятся такие запреты".

В свою очередь юрист адвокатского бюро "Частная практика" Александр Бахов отмечает, что можно с уверенностью сказать: те ограничения, которые накладываются на посетителей в ряде торговых центров, противоречат Конституции Украины, в частности, положениям статьи 34, предусматривающей право человека получать, хранить и распространять информацию. Супермаркет или торговый центр является не стратегическим или оборонным объектом, а местом свободного доступа. И хотя в Конституции нет определения, что такое общественное место, но в законе, который определяет запрет на курение, таковым является любое место, куда люди имеют свободный доступ. Поэтому запрет на право фото- и видеосъемки в таких местах выглядит неправомерным. А вот что касается доступа животных, то такой запрет обоснован, в первую очередь  необходимостью соблюдения санитарных норм.

К сожалению, охрана ТЦ в большинстве случаев является заложником ситуации, когда, с одной стороны, нужно выполнять распоряжение дирекции (под страхом увольнения), с другой — нельзя совершать действий, противоречащих законодательству. Администрация же торговых центров, как правило, не слишком озабочена, чтобы ее распоряжения соответствовали правовым нормам.

Константин Егоров,
Специально для "Судебно-юридической газеты"

Глас народа
"Запрет любой формы повлияет на намерения покупателя прийти в этот центр еще раз, а это уже реально потерянные деньги"

Экскурсовод Валерия Лукойлина:
– Во многих зарубежных супермаркетах предусмотрены специальные зоны, где посетитель может оставить на время животное и быть уверенным, что его накормят и напоят, пока хозяин будет занят шопингом. Если же животное вдруг решит справить нужду, то хозяин обязан убрать за своим питомцем, для чего на территории магазина есть и стойки с пакетами и швабры, и даже герметичные урны, не пропускающие запаха.

Студент Сергей Ерошин:
– Прошлым летом я был в турпоездке по странам Шенгена. Несколько раз наша группа заходила в супермаркеты — в Германии, в Австрии, в Венгрии. И, конечно, как туристы мы были обвешаны фото- и видеокамерами. Ни разу нам никто не сделал замечания. Наверное, тамошние хозяева понимают, что любая информация о них — это косвенная реклама. Почему съемка запрещена у нас, можно только догадываться.

Директор Украинской торговой гильдии Виталий Бойко:
– Всевозможные запреты на территории ТЦ — это однозначно ошибочная стратегия, которая формирует негативное впечатление от посещения ТЦ и снижает эффективность его работы в целом. Эти запреты противоречат самой идеологии работы мегамаркета, тем более что большинство запретов, вводимых администрациями торговых центров на своей территории, совершенно необоснованы. Ведь ТЦ — это сегодня уже не просто место торговли, а место социальной активности граждан, что намного больше по своей философии, чем просто отдых и просто торговля.

На западе сегодня "якорные" функции могут быть присущи не только магазинам, но и кинотеатрам, медицинским заведениям и даже культовым сооружениям. Такая территория должна по определению быть доброжелательной к посетителям. Да, она должна быть контролируема и охраняема, но там не должно быть никаких факторов, способных отрицательно повлиять на настроение посетителей. Запреты на напитки, на мороженое — полный бред, потому что все такие центры наполовину состоят из магазинов, кафе и лотков с мороженым. Как можно запретить там есть и пить? Купили вы мороженое внутри или зашли с ним снаружи — какая разница? Запрет на пользование мультимедийными устройствами — это вообще нонсенс, поскольку на западе существуют целые маркетинговые стратегии, когда при входе в ТЦ посетителю на мобильный через блютуз загружается и схема торгового зала, и реклама товаров, и информация о скидках…

Очень распространенный запрет на фотосъемку, на мой взгляд, тоже необоснован, хотя бы потому, что фото на фоне вывесок и логотипов — это косвенная реклама брендов. Наша гильдия, наоборот, практикует рекламу, когда можно фотографироваться в каком-то красивом месте с логотипом торгового центра. В одном из торговых центров Полтавы у нас даже есть место для съемки молодоженов в процессе шопинга. Администраторы должны понимать, что запрет любой формы повлияет на намерения покупателя прийти в этот центр еще раз. А это уже реально потерянные деньги.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Верховный Суд может начать работу уже в этом году (видео)
Новости онлайн