Политическая реклама: Кто ответит за пустые обещания?

11:21, 24 сентября 2009
Газета: 12
Что ж, Украина вступает на тропу политических войн — начинается битва за главное кресло страны. А...
Политическая реклама: Кто ответит за пустые обещания?

Что ж, Украина вступает на тропу политических войн — начинается битва за главное кресло страны. А значит, всем гражданам необходимо в срочном порядке приготовиться к сниманию с ушей многотонных порций лапши. Можно с уверенностью сказать, что обещать нам будут немало и, как всегда, всерьез. Кто-то вспомнит, как хорошо было раньше, и будет уверять, что только он сможет навести порядок. Другой безапелляционно заявит, что Украине нужен только он. А кто-то, не прекращая, будет навязчиво напоминать, что работает только "ВОНА". В общем, начинаются обычные будни предвыборного процесса. Украинцам к выборам не привыкать, но каждый раз наши сограждане наталкиваются на одну и ту же проблему, наступают на одни и те же грабли — верят всему, что говорят политики. Или не верят, но при этом никак не пытаются наказать тех, кто много обещает, но потом ничего не делает. Казалось бы, что в столь эфемерной области как политическая реклама, никакой ответственности быть не может, однако это не так. Ведь все обещания — это, по сути, рынок избирательных программ. А рынок не только диктует свои правила, но и оперирует таким понятием, как защита прав потребителей.

Не секрет, что беспринципная избирательная система порождает беспринципное участие в ней. Первый порок ее — выдвижение на первый план имиджа вместо профессионализма. А что такое имидж? Это внешний образ кандидата, который зачастую не соответствует его содержанию. Во власть приходят дилетанты или денежные мешки, которым мало дела до нужд народа. Одна из неотъемлемых составляющих имиджа — избирательная программа, написание которой дается борзописцам, работающим по принципу "Чего изволите"? А кандидат изволит купить народ, поэтому ему нужно отразить в программе то, что народ желает. Это происходит примерно так: "Что там требует народ? Социальной политики? На тебе социальную политику — сколько хочешь, только поверь и проголосуй. Второй государственный язык — русский? Тоже не проблема. Обещаю! Только проголосуйте".

Таким образом избирательные программы, равно как и политическая реклама (платформы, анонсы и проч.), становятся средством обмана людей в период избирательных кампаний. Прецедентов множество. Вспоминает и переход на контрактную армию, и "Бандиты должны сидеть в тюрьмах", и многое другое. Обман — это, скорее, правило, чем исключение. У претендента на власть выдвигается на первое место не доказательство своей квалификации, а, как цинично говорят в кулуарах, задача "оседлать электорат".

Вывод из всего этого напрашивается один: несмотря на общую несостоятельность и ущербность существующей избирательной системы требуется защита людей от мошенников в период избирательных кампаний хотя бы в одном — в вопросе выяснения состоятельности программных претензий и обещаний и ответственности за ложь. Популизм — бич не только Украины. Но в нынешнее время это стало вопросом национальной безопасности: остановить лавину популизма или самоуничтожиться как народу.

Давайте разберемся, что собой представляет предвыборная программа. Оставив на секунду определение "предвыборная", приходим к выводу, что программа — это план последовательного развертывания предмета до момента выполнения заданной задачи. То есть, без получения заданного результата программа не является таковой. Отсутствие этого компонента делает программную претензию нулевой, несостоятельной, программным блефом.

Обратимся к самому слову. Оно состоит из двух частей: PRO и GRAMMA. PRO переводится с греческого как "вперед". GRAMMA — письменный знак, черта, линия. Казалось бы, перевод на русский как "план" или "предписание" вполне приемлем, если бы не второе существенное значение — черта, линия, которая в логике всегда связывается с последовательностью развертывания точки. Следовательно, в слове "программа" заложена идея последовательности. Это подтверждает термин "программирование" — создание последовательных систем с элементами самостоятельности. Именно поэтому является сомнительной попытка оторвать программу от концептуальных корней и превратить в популистское заявление, чем сейчас и является политическая реклама.

А ведь взятое право (в данном случае — избирательное) предполагает адекватную ответственность. Не может отвечать муравей за слона, но за самого себя — обязан. Программа — не только заявка на деятельность, но еще и правовой акт: с момента вынесения программы на люди и предоставления этими людьми в избирательной процедуре своих прав под эту программу они вправе потребовать ответственности за взятые у них права. Исходя из ясного положения о юридическом содержании программы, следует вывести из употребления категорию "обещания" как безответственную установку на обман. Требование или просьбу поверить обещаниям кандидата следует рассматривать как демагогию, или иными словами — обман покупателя.

На основании изложенного "Судебно-юридическая газета" ставит вопрос об ответственности отдельных кандидатов в президенты (равно как и политических организаций) за проводимую ими предвыборную агитацию и рекламу. При этом опираться следует на базовые законы о рекламе, об информации, защите прав потребителей.

Можно быть уверенным, что вскоре страну заполонят агитационные листки наподобие следующего: "Заработают заводы — снизится безработица — наполнятся бюджеты — регулярно станет выдаваться зарплата — повысятся пенсии и пособия — качественная медицина и образование станут доступными каждому — достойная жизнь станет реальностью". Неужели нельзя остановить эту  безответственную ложь? Неужели нельзя потребовать обоснования этих заявок через суд?

Бездна феерических обещаний, не подтвержденных даже поверхностно, напоминает издевательскую игру в кошки-мышки. "Мышке" не нужен весь этот театр, но у нее есть избирательное право, которым все равно кто-то воспользуется: если не ты, то те, кто считает голоса. При этом "мышка" даже не может спросить подтверждения лозунгам, а уж тем более привлечь за них к ответственности.

Реклама — она ведь в любой форме реклама — краткая заявка на состоятельность: продукции, услуги, намерения. Она не только называет то, что есть, но и призывает познакомиться с наличием продукции, услуг и прочего. В любой момент рекламу можно проверить на соответствие. Если реклама не соответствует провозглашениям, следуют санкции. Программный лозунг, без сомнения, имеет признаки рекламы — лозунг привлекает внимание и намекает на большие блага при использовании продукции. Но парадокс — политическая реклама не влечет никакой ответственности! С этим абсурдом следует заканчивать.

В украинском политикуме уже было несколько попыток разработать законопроекты "О политической рекламе". Еще в далеком 2003-м году такой проект был подан В.Д. Мишурой. В проекте не только давалось определение, что такое недобросовестная политическая реклама, антиреклама, но и предлагались конкретные основания для привлечения к ответственности. Более того, фальшивую политическую рекламу предлагалось приравнять к подлогу — ввести уголовную ответственность для субъектов избирательного процесса за недобросовестные обещания народу! Впрочем, законопроект парламентом одобрен не был. Равно как и другие, в частности прошлогодний законопроект Олега Зарубинского "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно политической рекламы". А тем временем наступает новая пора совершенно бесконтрольных обещаний.

Иван Правдин,
"Судебно-юридическая газета"

Инфосправка. Политическая реклама–2009
Стратегия политической коммуникации при проведении избирательной кампании предусматривает наличие объединяющего стержня — слогана. Слоган, в ряде случаев его называют лозунгом или девизом, занимая центральное место в политической рекламе, является афористичным воплощением ее идеи. Его выбор зависит от множества факторов, определяющих стратегию в целом: от того, кому адресуется сообщение, от того, чему рекламисты решат отдать предпочтение — личности кандидата или его платформе, от того, чего требует политическая ситуация и чего ждут избиратели — новых людей или новых решений.

Традиционно реклама кандидатов в Президенты Украины состоит из трех основных лозунгов. В. Янукович использует в своей рекламной кампании первым лозунгом: "При мне такого беспорядка не было". Вторым лозунгом будет "За мной Москва", он входит в парадигму кампании 2004 года, но тут ему придется пережить жесткую конкуренцию со стороны нескольких кандидатов, в частности, Симоненко, Литвина и, как ни удивительно, Яценюка. Последний достиг потолка на Западе Украины и, судя из последних заявлений кандидата, когда он поддержал заявление Медведева, команда Яценюка начинают активно работать с электоратом Востока и Юга. Третий лозунг Януковича — "Я помню и знаю, как навести порядок".
Что касается Ю. Тимошенко, то первый лозунг — пока она борется с кризисом, все ей мешают. Это мы видим по билбордам "Она работает — они блокируют". Вторым лозунгом будет то, что мы еще не видим, — "Если бы не Тимошенко, то удар кризиса был бы сильнее". Этот лозунг будет раскручиваться в ближайшее время. И третий лозунг будет "Украина сильная, мы сильны вместе", что уже видно по социальным роликам на ТВ.
Среди ключевых лозунгов лидера "Фронта перемен" А. Яценюка эксперты отмечают следующие: "Все старые, а я новый", "Если не я, то страну ожидает раскол".

Единственным проявленным на сегодняшний день лозунгом возможного кандидата в президенты А. Гриценко является лозунг "Только я обеспечу порядок". Основной месседж И. Богословской можно определить как "Голосуйте за кого угодно, только не за Януковича и не за Тимошенко", председателя ВР В. Литвина — "Стране нужен я". Что касается действующего Президента В. Ющенко, то в связи с тем, что его медиа-участие во всех СМИ и так достаточно велико, надобности в политической агитации пока не возникало. Однако все может резко корректироваться в ходе избирательной кампании.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн