Право на горячий душ

10:35, 5 октября 2009
Газета: 13
К сожалению, в сферу отечественного жилищно-коммунального хозяйства никак не могут прийти рыночные...
Право на горячий душ

К сожалению, в сферу отечественного жилищно-коммунального хозяйства никак не могут прийти рыночные отношения. ЖЭКи, которые достались нам по наследству от советских времен, и дальше остаются монополистами в этой важной для каждого жильца сфере бытовой жизни. Но если цены на коммунальные услуги дотягивают до европейских стандартов, то качество остается прежним. Сегодня довольно часто приходится платить за холодную или летнюю "горячую" воду. Можно ли отстоять свое право на горячий душ?

Дело техники
Харьковские ученые нашли техническое решение этой бытовой проблемы. В ГП "Харьковстан-дартметрологии" изобрели новый умный счетчик для воды и в начале сентября презентовали его потребителям. "Сейчас ставится отдельный счетчик на горячую и отдельный счетчик на холодную воду, и потребителям приходится платить стоимость горячей воды не зависимо от ее температуры. А наш счетчик контролирует температуру воды. Если она ниже 50 градусов, потребитель платит за нее меньше, а если ниже 40 градусов – вода считается холодной и столько же стоит. А ведь это позволяет значительно экономить средства", – сообщил пресс-секретарь "Харьковстан-дартметрологии" Павел Черномаз. Но тем, у кого нет возможности достать такое ноу-хау или денег на его установку не хватает (стоит оно порядка 1000 грн.), нужно самостоятельно отстаивать свое право на качественные услуги ЖЭКа и знать, что делать, чтобы не переплачивать.

Не секрет, что квартплата состоит из определенных услуг, которые ЖЕК обязан предоставлять жильцам. Но жилищно-коммунальные организации не в полном объеме оказывают эти услуги, а люди все равно платят за них, как полагается. Проблема в том, что ЖЭКи и сами не могут оценить качество услуг, но счета выставляют, как обычно – по нормативам.

Существует Постановление КМУ ¹ 630 от 21 июля 2005 г. "Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, подаче холодной и горячей воды и водоотвода…". Этот документ регламентирует отношения исполнителя (ЖЭКа) и потребителя (жильца). Вы можете отказаться платить полностью или частично в случаях: 1) если холодной и горячей воды в кранах нет более шести часов в сутки – плата меньше на 3,3% месячной оплаты за каждый "проблемный" день; 2) если температура горячей воды (через две минуты после открытия крана) ниже 50°С (45–49 °С), оплата уменьшается на 10% на все время отклонения от нормы; 40–44°С – оплата уменьшается на 30% на все время отклонения от нормы, а если ниже 40°С – вы имеете право платить как за холодную.

Как не платить?
Если у вас в квартире из горячего крана течет холодная вода, нужно вызвать представителя ЖЭКа для составления акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки и виды нарушений. Представитель ЖЭО должен появиться у вас не позднее двух рабочих дней после вызова. Акт-претензия составляется потребителем и представителем ЖЭКа и скрепляется их подписями. Если
коммунальщики отказали в визите, акт-претензия считается действительным, когда его подписали как минимум два потребителя. В этом вам с удовольствием помогут соседи. Этот документ направляется в ЖЭК, который в течение трех дней должен пересчитать ваши коммунальные платежи или письменно обоснованно отказать.

Но ведь в ЖЭКе и так прекрасно знают, куда подается, а куда не подается горячая вода. Хотя, как правило, не проявляют инициативу по пересчету стоимости услуг. Более того, ведь не бывает, чтобы вода или тепло отсутствовали в одной квартире. Отключают либо целый дом, либо как минимум стояк. И, естественно, ЖЭК об этом знает. Однако они не только не пересчитывают стоимость услуг самостоятельно, но даже если какой-нибудь активный жилец все-таки добьется прихода комиссии и докажет, что воды у него нет, то квартплату пересчитают только ему. Все остальные жильцы дома так и будут платить "по нормативу".

Кому предъявлять претензии?
В ЗУ "О защите прав потребителей" (п. 5 ст. 10) указано, что при ненадлежащем выполнении услуги предприятие должно заплатить потребителю неустойку. Но практика свидетельствует, что на сегодняшний день эта норма пока не применяется. В конце концов, ЖЭК сам не производит ни воду, ни тепло, ни электричество. Он лишь является промежуточным звеном между производителями услуг и жильцами. Поэтому логично было бы адресовать претензии не только ему.

В Гостпотребстандарте считают, что ответственность перед жильцами должны нести сами производители услуг. Для этого нужно, чтобы организации (водо-, теплопоставщики) заключали с жильцами каждой квартиры договор на оказание соответствующих услуг. Правда, здесь есть определенная сложность, так как организациям-поставщикам принадлежат трубы и провода только до входа в дома. Соответственно, они несут ответственность за качество и количество оказываемых услуг лишь до ввода в здание. А внутренние коммуникации принадлежат собственнику дома, который должен отвечать за доставку этих услуг к каждой квартире. При этом плата за воду, тепло, газ поступает непосредственно поставщикам (производителям), а в квартплату входит стоимость обслуживания домовых коммуникаций. Следует полагать, что такие договора должны быть трехсторонними: между жильцом, собственником дома и поставщиком – где необходимо указать все права и обязанности сторон. Жилец обязуется правильно эксплуатировать коммуникации и оплачивать услуги, а собственник дома и поставщик гарантируют ему предоставление услуги постоянно и определенного качества. Таким образом, если температура горячей воды не поднимается выше 40 градусов, что случается нередко, жилец, имея на руках договор, сможет обратиться в суд с требованием не только освободить его от оплаты такой услуги, но и взыскать с поставщика моральный ущерб.

Татьяна Бельченко, специально для "Судебно-юридической газеты"
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Координатор общественной организации "Качество жизни" Виктория Журбас:
– Чтобы оспорить неправомерные действия коммунальных предприятий, нужно подать заявку в ЖЭО. Но учтите, все претензии и жалобы должны быть поданы только в письменной форме в двух экземплярах (один экземпляр остается у вас). Параллельно нужно жаловаться в райгосадминистрацию. При этом отправлять жалобу необходимо заказным письмом. Для контроля сроков ответа на обращение потребитель должен подать его сам и обязательно зарегистрировать в организации, куда обращается. Для этого на экземпляре ставится входящий номер, дата регистрации, штамп организации. Это ответственные лица обязаны сделать в соответствии с ЗУ "Об обращении граждан". Потребитель имеете право узнать фамилию и должность лица, зарегистрировавшего документ, и номер телефона, по которому сможет узнать, кому оно направлено для рассмотрения. Нужно сказать, что коллективные обращения намного эффективнее. ЖЭКу тяжело перенести большое количество настырных звонков. Последней инстанцией, конечно же, является суд, но практика свидетельствует, что на такой шаг осмеливаются единицы. И эти настырные жильцы ходят в суд около 2–3 лет, но безрезультатно. Все потому, что договорные отношения с ЖЭКом записаны по единому стандарту, который не в пользу потребителя.

Президент Днепропетровской ассоциации потребителей, защиты прав вкладчиков и акционеров Григорий Дубовой:
– Для достижения полной реализации своих потребительских прав принципиальное значение имеет то обстоятельство, заключен ли между жильцом и жилищным предприятием письменный договор на предоставление услуг по содержанию дома и придомовой территории. Имея на руках такой договор, потребитель вправе предъявить не только общие требования о возмещении части или полной стоимости оплаты за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги, но и взыскать с виновной стороны пеню за каждый день просрочки обязательств, а также моральный (неимущественный) ущерб. Однако следует проявить осмотрительность и не подписывать так называемый типовой вариант договора, навязчиво предлагаемый коммунальщиками, в текст которого не внесены конкретные проценты пени, четко не вписаны показатели (параметры, определения) качества услуг, в том числе в виде дополнений и приложений к договору.

Иначе, поверив на слово работникам жилищных служб, что предлагаемый ими к подписанию договор утвержден местным органом самоуправления и не подлежит пересмотру, изменениям и дополнениям со стороны потребителя, вас ловко обведут вокруг пальца. И в случае конфликта и обращения потребителя в суд с жалобой на некачественное предоставление услуг, трудно будет спорить с коммунальщиками и доказывать их неправоту. На основе Типового договора и Порядка формирования тарифов, утвержденных постановлением КМУ от 12.07.2005 г. ? 560, можно разработать вполне эффективный альтернативный вариант договора на предоставление услуг по содержанию дома и придомовой территории

В Киеве не отключат горячую воду В Шевченковском районе столицы введен мораторий на отключение жилых домов от газо-, водо-, электроснабжения и отопления. Такое решение приняли депутаты Шевченковского райсовета 29 сентября 2009 г. Как сообщили в пресс-службе райсовета, исключением может стать только отключение в связи с авариями. "Этим решением районная власть хочет донести до людей свою позицию: мы категорически против любых отключений, которыми едва ли не ежедневно угрожают киевлянам столичные монополисты, в частности, "Киевэнерго". Районные службы со своей стороны никогда не станут инициаторами подобных действий", – отметил руководитель района Виктор Пилипишин.

КРАТКО О ЖКХ
Черновецкий просит деньги на газ Киевсовет ведет переговоры с Кабинетом Министров о возврате части изъятых из бюджета столицы 7,5 млрд грн. с тем, чтобы закупить газ для отопительного сезона. Об этом на пресс-конференции заявил депутат горсовета от фракции ГАК Юрий Бондарь: "Есть проблема своевременной закупки энергоносителей, прежде всего, природного газа. Мы слышали о том, что создан государственный резерв в размере более 20 млрд кубов, но, к сожалению, на сегодняшний день "Газ Украины" продолжает направлять в "Киевэнерго" предупреждения о том, что если не будет своевременной оплаты, то газ не будет поставляться. Сейчас ведутся переговоры на всех уровнях и с предприятием "Газ Украины", и с правительством".

Должники на билбордах Пока чиновники в других городах отключают от отопления неплательщиков, пломбируют краны с горячей водой и ломают голову, что бы еще придумать, дабы заставить должников схватиться за квитанции и побежать в кассы, в Тернополе, Днепропетровске и Черновцах придумали новый метод. В этих городах уже месяц злостные должники "красуются" на билбордах. На щитах указаны фамилии неплательщиков, которые живут в том же микрорайоне и задолжали местной теплосети по 3 тыс. грн. и больше. Слава за долги приносит свои плоды: психологически влияет не только на тех, кто уже месяц висит на "доске почета", но и на всех местных жителей, которые стараются не попасть в черный список.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Что делали судьи Кировского райсуда Днепра в кабинете Назара Холодницкого
Новости онлайн