Совершенствуя подбор судейских кадров (часть 2)

17:05, 19 октября 2009
Газета: 14
Сегодня уже не вызывает сомнений, что Украине давно пора реформировать механизм подбора судейских...
Совершенствуя подбор судейских кадров (часть 2)
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Сегодня уже не вызывает сомнений, что Украине давно пора реформировать механизм подбора судейских кадров. К примеру, особенности административных споров требуют, чтобы их решали судьи, которые не просто имеют юридическое образование, но и владеют глубокими знаниями публичных отраслей права и высокими моральными качествами. Быть может, следует разрабатывать не только механизмы подготовки судей, но и их воспитания? Обсудить эту проблему мы решили с народным депутатом Украины, председателем подкомитета по вопросам формирования судейского корпуса Комитета ВР по вопросам правосудия Юрием Бутом.

 

– Юрий Анатольевич, бытует мнение, что часть процедур и операций процесса отбора кандидатов на должность судьи регламентируется неполностью, недостаточно четко, нередко в общей форме, иногда противоречиво. Ваше мнение по этому поводу?

– Процедура отбора кандидатов на должность судьи, порядок подготовки и оформления документов относительно их назначения на должность профессионального судьи, а также подготовка и оформление необходимых документов относительно судей, пятилетний срок полномочий которых истек, для избрания их на должность бессрочно регламентированы Законами Украины «О статусе судей» и «О судоустройстве Украины». Согласно этим нормативно-правовым актам отбор кандидатов осуществляются десятью квалифкомиссиями апелляционных округов – для судей общих судов и двумя квалифкомиссиями – для судей хозяйственных и административных судов, а также квалифкомиссией судей военных судов. Высшая квалификационная комиссия судей дает рекомендацию всем категориям судей, которые идут на бессрочное избрание в ВР Украины. Все процедуры назначения и избрания также регламентированы: в соответствии со ст. 128 Конституции Украины первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом страны после внесения соответствующего представления о назначении Высшим советом юстиции (ст. 131 Конституции Украины). Что касается избрания судей бессрочно, то после первого пятилетнего срока избрание осуществляется ВР Украины на основании рекомендации ВККС Украины в соответствии с п. 8 ст. 8 ЗУ «О статусе суддей», п. 4 ст. 60 ЗУ «О судоустройстве Украины», п. 1 ст. 1 ЗУ «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины». Как видим, на законодательном уровне все регламентировано достаточно четко.

 

– И все-таки иногда судьями оказываются люди, имеющие смутное представление о будущей работе. Как часто Комитет рассматривает вопросы о несоответствии судей занимаемым ими должностям?

– К сожалению, не могу не согласиться, но такие случаи бывают, когда судьями или высшими должностными лицами государства становятся люди, не достойные этого высокого звания или вообще не имеющие профильного образования. К примеру, всем нам известный судья И. Зварыч, экс-министр юстиции Р. Зварыч. Это издержки в работе квалификационных комиссий судей, ВСЮ и в какой-то мере Комитета ВР Украины по вопросам правосудия. В нашем Комитете существует подкомитет по вопросам увольнения судей. И почти на каждом заседании Комитета рассматриваем вопросы увольнения судей, но больше на следующих основаниях: достижение предельного возраста, подача заявления об отставке либо увольнение с должности по собственному желанию. Процедура увольнения судьи по дискредитирующим его основаниям достаточно сложная, к тому же конституционный орган, который обязан вносить представление на увольнение судьи по дискредитирующим основаниям, не всегда заинтересован в этом по ряду различных причин. И вот с этим нам, законодателям, нужно бороться совместно с правоохранительными органами.

 

– Может, имеет смысл вернуться к выборной системе судей?

– Это вопрос риторический. Я считаю, необходимо повысить требования к образованию судей, не допуская прием в судьи выпускников юридических вузов с заочной формой обучения, непрофильных вузов, а также внести конституционные изменения по возрастному цензу: с 25 лет, как это существует сейчас, хотя бы до 35, как это предусмотрено для избрания Президента.

 

– Что мешает, на Ваш взгляд, отечественному судейскому корпусу выносить правомерные решения?

– Отсутствие единой судебной практики, пробелы в отечественном законодательстве, высокий круговорот в законодательстве Украины, непрофессионализм судьи и, конечно же, высокая коррумпированность судейской системы в целом.

 

– Как Вы относитесь к советскому принципу, в соответствии с которым, пока человек не отработал в суде секретарем заседания, он не имел права поступать в юридический вуз? Может, есть смысл возродить нечто подобное?

– О подобной инициативе лучше спросить у самих судей, однако я считаю, что прежде всего необходимо, как я уже говорил, повысить возрастной ценз для избрания гражданина на эту высокую и ответственную должность. Но и квалифкомиссиям следует значительно повысить требования при отборе кандидатов, конечно же, учитывая и принимая во внимание предыдущий опыт и стаж работы в правовой отрасли

 

Беседовал Иван Правдин,

«Судебно-юридическая газета»

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді