Совершенствуя подбор судейских кадров (часть 2)

17:05, 19 октября 2009
Газета: 14
Сегодня уже не вызывает сомнений, что Украине давно пора реформировать механизм подбора судейских...
Совершенствуя подбор судейских кадров (часть 2)

Сегодня уже не вызывает сомнений, что Украине давно пора реформировать механизм подбора судейских кадров. К примеру, особенности административных споров требуют, чтобы их решали судьи, которые не просто имеют юридическое образование, но и владеют глубокими знаниями публичных отраслей права и высокими моральными качествами. Быть может, следует разрабатывать не только механизмы подготовки судей, но и их воспитания? Обсудить эту проблему мы решили с народным депутатом Украины, председателем подкомитета по вопросам формирования судейского корпуса Комитета ВР по вопросам правосудия Юрием Бутом.

 

– Юрий Анатольевич, бытует мнение, что часть процедур и операций процесса отбора кандидатов на должность судьи регламентируется неполностью, недостаточно четко, нередко в общей форме, иногда противоречиво. Ваше мнение по этому поводу?

– Процедура отбора кандидатов на должность судьи, порядок подготовки и оформления документов относительно их назначения на должность профессионального судьи, а также подготовка и оформление необходимых документов относительно судей, пятилетний срок полномочий которых истек, для избрания их на должность бессрочно регламентированы Законами Украины «О статусе судей» и «О судоустройстве Украины». Согласно этим нормативно-правовым актам отбор кандидатов осуществляются десятью квалифкомиссиями апелляционных округов – для судей общих судов и двумя квалифкомиссиями – для судей хозяйственных и административных судов, а также квалифкомиссией судей военных судов. Высшая квалификационная комиссия судей дает рекомендацию всем категориям судей, которые идут на бессрочное избрание в ВР Украины. Все процедуры назначения и избрания также регламентированы: в соответствии со ст. 128 Конституции Украины первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом страны после внесения соответствующего представления о назначении Высшим советом юстиции (ст. 131 Конституции Украины). Что касается избрания судей бессрочно, то после первого пятилетнего срока избрание осуществляется ВР Украины на основании рекомендации ВККС Украины в соответствии с п. 8 ст. 8 ЗУ «О статусе суддей», п. 4 ст. 60 ЗУ «О судоустройстве Украины», п. 1 ст. 1 ЗУ «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины». Как видим, на законодательном уровне все регламентировано достаточно четко.

 

– И все-таки иногда судьями оказываются люди, имеющие смутное представление о будущей работе. Как часто Комитет рассматривает вопросы о несоответствии судей занимаемым ими должностям?

– К сожалению, не могу не согласиться, но такие случаи бывают, когда судьями или высшими должностными лицами государства становятся люди, не достойные этого высокого звания или вообще не имеющие профильного образования. К примеру, всем нам известный судья И. Зварыч, экс-министр юстиции Р. Зварыч. Это издержки в работе квалификационных комиссий судей, ВСЮ и в какой-то мере Комитета ВР Украины по вопросам правосудия. В нашем Комитете существует подкомитет по вопросам увольнения судей. И почти на каждом заседании Комитета рассматриваем вопросы увольнения судей, но больше на следующих основаниях: достижение предельного возраста, подача заявления об отставке либо увольнение с должности по собственному желанию. Процедура увольнения судьи по дискредитирующим его основаниям достаточно сложная, к тому же конституционный орган, который обязан вносить представление на увольнение судьи по дискредитирующим основаниям, не всегда заинтересован в этом по ряду различных причин. И вот с этим нам, законодателям, нужно бороться совместно с правоохранительными органами.

 

– Может, имеет смысл вернуться к выборной системе судей?

– Это вопрос риторический. Я считаю, необходимо повысить требования к образованию судей, не допуская прием в судьи выпускников юридических вузов с заочной формой обучения, непрофильных вузов, а также внести конституционные изменения по возрастному цензу: с 25 лет, как это существует сейчас, хотя бы до 35, как это предусмотрено для избрания Президента.

 

– Что мешает, на Ваш взгляд, отечественному судейскому корпусу выносить правомерные решения?

– Отсутствие единой судебной практики, пробелы в отечественном законодательстве, высокий круговорот в законодательстве Украины, непрофессионализм судьи и, конечно же, высокая коррумпированность судейской системы в целом.

 

– Как Вы относитесь к советскому принципу, в соответствии с которым, пока человек не отработал в суде секретарем заседания, он не имел права поступать в юридический вуз? Может, есть смысл возродить нечто подобное?

– О подобной инициативе лучше спросить у самих судей, однако я считаю, что прежде всего необходимо, как я уже говорил, повысить возрастной ценз для избрания гражданина на эту высокую и ответственную должность. Но и квалифкомиссиям следует значительно повысить требования при отборе кандидатов, конечно же, учитывая и принимая во внимание предыдущий опыт и стаж работы в правовой отрасли

 

Беседовал Иван Правдин,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн