Насилие над студентами или будущее образования?

10:46, 8 декабря 2009
Газета: 17
Наши студенты сегодня учатся совершенно зря! Ни бессонные ночи перед экзаменом, ни зубрежка семестров не...
Насилие над студентами или будущее образования?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA


Наши студенты сегодня учатся совершенно зря! Ни бессонные ночи перед экзаменом, ни зубрежка семестров не помогут достичь главной цели – получить диплом, который будут признавать в Европе и по которому можно устроиться на высокооплачиваемую работу. Дело в том, что при внедрении в украинскую модель высшего образования новых европейских веяний («Болонский процесс»), Министерство образования создало некий гибрид, от которого страдают и студенты, и преподаватели.

Напомним, что Болонский процесс – это ряд европейских реформ, направленных на создание общей Зоны европейского высшего образования. Данная зона должна быть создана в 2010 году. Тогда Украине, как и другим странам-участницам Болонской декларации, придется представить на суд Совета Европы отчет о проделанной работе на пути к созданию Европейской зоны высшего образования. О том, насколько справилась Украина с поставленными задачами и каковы последствия внедрения болонского процесса в нашей стране, и пойдет речь.

Сегодня Болонская декларация объединяет 46 стран, причем не только европейских, но и азиатских. Основной задачей Европейской зоны высшего образования является свободное трудоустройство граждан с высшим образованием, получивших диплом единого европейского образца любой страны-участницы в другой стране-участнице Болонской декларации. Однако Украине такие привилегии не достанутся, тогда зачем мы присоединялись к этой системе, ломая хорошо отлаженную и проверенную годами систему национального высшего образования?

Экскурс в историю

18 сентября 1988 г. ректоры европейских университетов собрались в г. Болонья (Италия) для празднования 900-летия создания Болонского университета — древнейшего университета Европы. По этому случаю ими была подписана Большая Хартия Университетов, среди основных принципов которой было отмечено, что «университет является самостоятельным учреждением внутри обществ с разной организацией… он создает, изучает, оценивает и передает культуру при помощи исследований и обучения. Для удовлетворения потребностей окружающего мира его исследовательская и преподавательская деятельность должна быть морально и интеллектуально независимой от какой-либо политической и экономической власти». То есть планировалось внедрить в Европе такую систему образования, которая бы базировалась на автономии (университет может выбрать единую систему образования (в дальнейшем названую Болонским процессом — БП), а может обучать по своим старым традициям). БП изначально планировался на диспозитивных, а не на императивных началах, как мы видим его сегодня (обязателен для всех университетов страны, с жестким контролем со стороны государства).

25 мая 1998 г. в Париже министры четырех европейских стран — Франции, Германии, Италии и Великобритании — подписали Сорбонскую декларацию для установления сотрудничества в сфере высшего образования (обмен студентами, преподавателями и пр.). 19 июля 1999 г. в Болонье министры образования 21 страны подписали Болонскую декларацию, важными целями которой стали: 1) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; 2) введение двухциклового обучения: достепенного (длится не менее трех лет) и послестепенного (получение степени магистра или степени доктора); 3) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов — European Credit Transfer System, ECTS), она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин; 4) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

Что на самом деле кроется за БП

Если внимательно прочитать все нормативные документы в рамках БП (кроме вышеназванных, отчеты министров стран-участниц, Саламанскую конвенцию 2001 г., Гетебурзскую студентскую декларацию 2001 г.), то можно сделать некоторые выводы.

Поскольку университеты должны иметь автономный статус, значит, они должны быть полностью независимы от государства как в плане методологии изучения и преподавания тех или иных дисциплин, разработки обучающих программ и пр., так и финансово. Следовательно, БП подразумевает создание лишь платного образования. А значит, не будет никаких государственных стипендий, Минобразования должны воздержаться от какого-либо контроля над учебным процессом и стать органом, который будет лишь давать вузам рекомендации в той или иной сфере, а вуз уже будет сам решать, прислушиваться ему к этим рекомендациям или нет.

Если взять европейский опыт, то так и происходит: студент, который хочет учиться, может получить грант — стипендию на обучение от частных лиц либо университетскую стипендию (а университеты финансируются теми же частными лицами). Напомним, что в Европе иметь высшее образование не обязательно. Человек может годами идти к тому, чтобы понять, что ему хочется заниматься наукой, созреть для высшего образования. Как правило, средний возраст студента в Европе — 23-27 лет!

Дальше интереснее — студенты могут сами выбирать дисциплины, которые хотят изучать. А это означает, что студент, к примеру, юридического факультета может изучать философию, психологию, математику или выбрать столько те отрасли права, которые ему наиболее интересны. Кроме того, студент может сам выбрать преподавателя той или иной дисциплины. Также большой упор делается на самостоятельную работу студента. Отсюда следует, что посещение всех лекций, семинаров и практических занятий не обязательно, если студент прекрасно справляется с материалом сам.

Кроме всего прочего, БП (а в дальнейшем — ЕЗВО) предполагает наличие 3 степеней — бакалавра, а также магистра или доктора. По сему видим, что ни о каком специалисте речь не идет, и более того, чтобы стать доктором наук, не обязательно сначала получить степень магистра! Ну и, пожалуй, последний важный аспект — БП (ЕЗВО) ставит целью создание единого пространства для трудоустройства по всей Европе, то есть, закончив германский вуз, студент получает диплом, который принимается работодателями в любой другой стране-участнице Болонской декларации.

БП и Украина: что нас ожидает?

Украина подписала Болонскую декларацию на Бергенской конференции 19 мая 2005 г. Внедрение БП в Украине регулируется такими нормативно-правовыми актами: приказом МОН ? 612 от 13.07.07 «Об утверждении плана действий касательно обеспечения качества высшего образования Украины и ее интеграции в европейское и мировое образовательное сообщество на период до 2010 года»; постановлением КМУ ? 82 от 01.02.06 «О создании Межведомственной комиссии по поддержке Болонского процесса в Украине»; Указом Президента Украины ? 1013/2005 «О неотложных мерах касательно обеспечения функционирования и развития образования в Украине». К сожалению, БП в Украине — лишь жалкая пародия на то, каким он должен быть.

Давайте представим, что украинские университеты будут полностью независимы от государства, как того требуют принципы БП. Что произойдет? Вузы по примеру европейских начнут финансироваться за счет частных лиц и организаций, а «бюджетные» места аннулируют, что, согласитесь, в нашей олигархической коррумпированной стране может закончиться весьма печально для желающих учиться и для уже учащихся студентов (думаю, читатель достаточно образован, чтобы понят, в чем суть). Далее. Автономия предполагает и то, что вуз или его структурные подразделения могут принять БП или отказаться от него (как это сделал Оксфорд). Либо, в крайнем случае, разработать собственную методику преподавания, систему оценивания и пр., но так, чтобы это соответствовало принципам БП (которые, кстати, имеют очень поверхностный, неконкретный характер).

Что происходит в Украине? БП обязателен для всех. И что странно — БП ввели, а объяснить студентам и преподавателям, что это такое, не удосужились. Вот и получается, что все понимают его, как хотят: у каждого преподавателя свои собственные требования, оценивают все по-разному (кто-то ставит баллы за присутствие студента, кто-то — снимает за отсутствие; за доклад студент может получить у одного преподавателя максимум 4 балла, а у другого — 10 и т.п.). Посещение занятий обязательно, но вот в методических материалах предусмотрены часы на самостоятельную работу студента. Чисто декларативно, ведь если студент будет посещать занятия и еще использовать все эти часы на самостоятельную работу, то получится, что только на один предмет придется тратить ночь да еще и выходные. А отдыхать когда?

Более того, возьмем, к примеру, юридический факультет Киевского национального университета им. Т. Шевченко. В этом году студенты, поступившие в магистратуру, — первые, кто получит диплом образца, принимаемого в Европе. Заметим, что эти студенты четыре года проучились по старой 5-бальной системе. Поэтому им не просто тяжело перестроится морально. Программа для магистров расписана таким образом, что на каждый предмет выпадает лишь 8 занятий в семестр (а если учесть все праздники, карантины и прочее — 5–6 занятий, 2 из которых контрольные!). В группе 15 человек. За семестр, чтобы быть допущенному к экзамену, необходимо набрать не меньше 40 баллов, а чтобы получить на экзамене «5» — 60 баллов. Поскольку юридическая специальность предполагает умение красиво говорить и делать логические умозаключения (а не решать задачи, как, к примеру, математики, для которых БП — просто находка!), за пару успевает выступить в лучшем случае 3 человека. Вот скажите, это реально: каждому студенту из группы набрать достаточное количество баллов хотя бы для того, чтобы быть допущенным к экзаменационной сессии? Однозначно, нет. Тем более, требования и система оценивания у каждого преподавателя разные. И даже модульные контрольные не всегда помогают, потому что отвечать на тесты юристу, это все равно, что танцевать балет боксеру! Ведь юридическая наука — это не точная наука, в которой всегда есть однозначный ответ.

Вместо послесловия

Кроме того, молодому украинцу, оканчивающему школу, будет сложно объяснить, что ему не обязательно поступать в вуз сразу после школы (здесь сыграют свою роль родители, а также менталитет работодателя — «без диплома иди вон!»). Мы уж молчим о том, что ни о каком самостоятельном выборе дисциплин, а тем более преподавателей и речи не идет. Таким образом, Украина не выполняет условия декларации уже 4 года (с момента ее подписания в 2005)! И в 2010 г., когда Совет Европы направит в Украину комиссию, проверяющую, как мы внедряем БП, их будет ждать сюрприз.

Кстати, сегодня Испания и Сербия яро выступают против БП постоянными студенческими протестами. А в Германии еще в апреле 2007 года профессора и доценты Санкт-Галленского университета впервые выступили против БП, отмечая, что он очень негативно сказывается на гуманитарных дисциплинах. Кроме того, 17 ноября в Германии прошли студенческие демонстрации и забастовки: студенты выступили против поднятия цен за обучение, загруженности учебных программ и пр.

Ну и последнее — перспектива работы в Европе. Как нам кажется, даже с таким дипломом никто украинцев в Европу не пустит, ведь там прекрасно понимают, что их тогда ждет. Да и если пустят, то Украина останется без молодежи, а значит, без свежих инновационных идей, без современного мышления, а это — первый шаг к коллапсу государства как такового…

Единственный выход из сложившейся ситуации — либо отказ от БП, либо внесение изменений в ЗУ «О высшем образовании», которые детально регламентируют БП в том виде, в котором он должен существовать согласно Болонской декларации и последующим нормативным актам.

 

Галина Палийчук,

«Судебно-юридическая газета»

 


Мнение преподавателей. «Хуже всего то, что преподавателей, как и студентов, к Болонскому процессу совершенно не подготовили!»

Президент ЮФ Jurimex, к.ю.н., доцент кафедры конституционного и административного права Даниил Гетманцев:

— У медали всегда есть две стороны, точно так же, как в любом процессе есть негативные и позитивные стороны.

Среди позитивных сторон Болонского процесса могу назвать то, что он стимулирует студента работать над учебным материалом на протяжении всего семестра, пытаясь заработать необходимые баллы, чтобы в конце иметь достаточные основания для получения высокой оценки. Однако минусом Болонского процесса является то, что такое зарабатывание баллов порой превращается в самоцель, и тогда теряется сам предмет, то, ради чего, собственно, все это происходит. И здесь очень многое зависит от преподавателя, от того, как он выстраивает работу со студентами. Ведь, к сожалению, очень часто студент должен выполнять сугубо формальную работу (к примеру, написание рефератов – Ред.), которая приносит баллы, но не дает знаний и глубокого понимания предмета. Эта негативная сторона сегодня особенно видна на примере второго курса нашего факультета.

Но хуже всего то, что преподавателей, как и студентов, к Болонскому процессу совершенно не подготовили.

 

К.ю.н., ассистент кафедры правосудия Виктор Крыжановский:

- Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Это, на мой взгляд, одна из главных целей, для достижения которой создана Болонская система, которая способствует в последующем трудоустройству граждан Европы в странах, подписавших декларацию «Зона европейского высшего образования». Одна из серьезных проблем интеграции украинской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность граждан и должностных лиц как о текущем положении дел в украинском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Болонская декларация — это декларация о намерениях, а для создания Европейского пространства высшего образования необходимы соответствующие решения парламентов стран-участниц и изменение национальных законов о высшем образовании. Масштаб целей Болонского процесса требует реорганизации не только политического поля, но правового поля, что особенно очевидно для Украины, это могу сказать как юрист. В контексте ограниченных правовых возможностей Болонского процесса его часто интерпретируют как исключительно политический процесс, не предполагающий сколько-нибудь серьезных реформ высшего образования.

Не забудем, что цели, заявленные в Болонской декларации, должны быть в основном достигнуты к 2010 г, т.е. речь идет о единонаправленных и синхронизированных преобразованиях, призванных, с одной стороны, содействовать превращению Европы в динамичный и процветающий континент с самой сильной в мире социальной политикой и развитыми человеческими ресурсами, а с другой — сделать европейское высшее образование наиболее конкурентоспособным в соревновании за студента. Между тем, решение организационно-правовых и связанных с ними финансовых вопросов является важным не только в аспекте достижения поставленных Болонской декларацией целей, но и в общем контексте системного реформирования высшего образования в Европе. Обсуждение правового обеспечения Болонского процесса под углом зрения интерпретации последнего как процесса формирования европейского пространства высшего образования выявляет ограниченность его целей. Выясняется, что формирование европейского пространства высшего образования как системный процесс требует преобразования всей системы высшего образования, а не только решения поставленных довольно частных задач.

Как об идеале Болонского процесса пока еще нельзя говорить серьезно, поскольку все другие предметные области политики в сфере высшего образования — например, научные исследования, содействие молодым ученым, финансирование вузов, организация вузов, кадровая структура — остаются за скобками. Течение Болонского процесса выявило в нем определенные противоречия, столкновения интересов, конфликт интерпретаций. Поэтому предлагаю Европейским государствам разработать совершенно новый образовательный процесс, взяв на начальном этапе за модель Болонскую систему.

Болонский процесс и студенты юридических факультетов

 

Александр Попов, член правления студенческого самоуправления НЮА им. Ярослава Мудрого (г. Харьков):

– Внедрение в Украине Болонского процесса должно было стать способом обретения опыта европейского образования. Тем не менее, как это часто случается в нашей стране, внедрение важных изменений в отечественную систему высшего образования начало происходить без детально разработанного механизма их реализации и единых реальных (а не только задекларированных) стандартов по всей территории Украины. Это привело к тому, что почти в каждом вузе появился свой так называемый «гибридный» вариант кредитно-модульной системы обучения. Причем в большинстве случаев новая система консолидировала самые жесткие положения старой и новой систем. Во многих вузах вместе с новеллами, связанными с введением текущего модульного контроля, по совокупным результатам которого студент в Европе получает итоговую аттестацию за все учебное полугодие, остались старые добрые зимняя и летняя сессии, во время которых студенты должны еще раз доказывать свой уровень знаний при сдаче экзаменов и зачетов. Это отрицательно отразилось на процессе обучения, поскольку каждый студент должен бороться за свои зачетные баллы, чтобы подойти к сдаче экзамена с достаточно солидным результатом. На практике же такая борьба в каждой академической группе превращается в настоящий естественной отбор, по результатам которого одни получают свои заветные баллы, а другие даже вопреки подготовке остаются ни с чем.

Причиной всех этих недоразумений является неодинаковое понимание сущности  положений новой системы образования. Главное в дальнейшем определении приоритетов национального образования, по моему мнению, — определение четкой стратегии формирования отечественной системы образования. Пока еще есть время, нам необходимо либо вернуться к старой системе (с учетом необходимых реформ) и считать Болонский процесс простым экспериментом, либо завершать процесс реформирования системы образования в соответствии с требованиями Болонской декларации с окончательным искоренением отрицательных гибридных явлений. Tercium non datur!

 

Роман Лещенко, студент магистратуры КНУ им. Тараса Шевченко (г. Киев):

– По моему глубокому убеждению, отечественное образование имеет прекрасные традиции. Этим позитивом нужно воспользоваться так, чтобы, уважая иностранное, предложить рациональное свое. Мы всегда имели одну из наилучшей системы образования в мире. Однако в настоящий момент, взяв курс на европейскую систему образования, не понимая полностью сущность ее функционирования, разрушаем в основе предыдущие успешные наработки и спешно внедряем видоизмененную систему, которая не отвечает потребностям современного украинского образования.

До 2010 г. должно состояться построение Европейского пространства высшего образования с целью развития мобильности украинских студентов, педагогов, а также выпускников украинских вузов, которые хотят трудоустроиться в одной из стран Европы. К сожалению, на конец 2009 года не достигнуто больше половины программных целей, задекларированных Министерством образования и науки Украины. Поэтому полный переход к этой системе до 2010 г. является абсолютно невозможным. Как магистр юрфака вижу такие недостатки в процессе внедрения: отсутствие унифицированной системы оценивания, отсутствие возможности свободного выбора предметов, сложность проверки количества полученных баллов в течение семестра, сложность при получении необходимой учебной литературы и материалов для самоподготовки, значительное увеличение нагрузки на преподавателей и ухудшение качества коллективной работы в группе, невозможность получить достаточное количества баллов к экзамену из-за значительного количества студентов в группе.

Не так давно студентами нашего университета был инициирован сбор подписей за отмену кредитно-модульной системы для магистров. Наше письмо-обращение было передано ректору университета Леониду Губерскому. Но, к сожалению, ректор не поддержал студенческую инициативу, аргументировав это тем, что он как должностное лицо, непосредственно подотчетное МОН Украины, отвечает за внедрение болонского процесса в КНУ им. Т.Шевченко — флагмане украинского образования, который должен быть примером для подражания другим университетам. Поэтому вся дальнейшая работа студентов и преподавателей должна быть направлена на усовершенствование этой системы.

 

Ярослав Пита, студент магистратуры ЛНУ им. Ивана Франко (г. Львов):

– Плюсом Болонской системы является то, что из-за введения модульной проверки знаний студентам необходимо учиться на протяжении семестра, поскольку текущие и модульные оценки влияют на конечный результат — оценку за определенный предмет. Например, 50 баллов мы получаем за текущие оценки, 50 баллов – за экзамен. Все студенты понимают, что для получения отличных оценок надо учить на протяжении всего семестра. Это приводит и к тому, что материал лучше закрепляется в памяти, поскольку 1–2 раза в семестр проводится оценивание знаний студентов по всем пройденным темам (модуль). Теперь уже нельзя сдать предмет на «5», поучившись несколько ночей перед экзаменом, и это является большим плюсом.

Отрицательным является то, что экзамены проводятся в тестовой форме на компьютерах — результат будет зависеть от того, как специальная программа оценит ответ студента (в работе этих программ случаются ошибки). Также негативом является то, что на экзамене студент должен отвечать на вопрос, выбирая из нескольких предложенных вариантов. По моему мнению, студенту-юристу лучше было бы сдавать экзамены не в тестовой форме. Есть несколько плюсов: преподаватель может поставить более справедливую оценку, чем компьютерная программа; студент видит свой настоящий результат обучения (преподаватель говорит со студентом, видит, как он ориентируется в материале, на устном экзамене уже нельзя угадать правильный ответ — ты его либо знаешь, либо нет).

Минусом введения Болонской системы у нас является то, что она не унифицирована. Разные вузы по-разному воспринимают Болонскую систему. Например, мы модули пишем во время пар, расписание занятий не меняется — в один день могло быть несколько семинаров+модуль (наш деканат старался делать все возможное, чтобы такого не допускать, но удавалось не всегда). В НУ «Львовская политехника» студенты имели модульную неделю, когда не было никаких пар, только модули (один на день), и это было легче для студентов (не нужно готовиться к семинарам). Правда, теперь у них, кажется, модульные недели отменили.

 

 

 

 

 



Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді