Вся правда о сетевом маркетинге-2

09:49, 8 декабря 2009
Газета: 17
Статья
Вся правда о сетевом маркетинге-2

Статья «Вся правда о сетевом маркетинге в Украине» в ? 16 от 16.11.09 почему-то вызвала шквал негативных эмоций сетевиков. Хотя, если честно, так и не понятно, почему. Ведь хотелось показать необходимость принятия закона о МЛМ. Такой закон позволил бы не только легализировать этот вид бизнеса, но и улучшить его! Сейчас, анализируя зарубежный опыт, постараемся описать основные положения, которые должен содержать закон о МЛМ. Как же решается вопрос правового регулирования многоуровневого сетевого маркетинга (МЛМ — от англ., multilevel marketing) в мире?

В США, где идет жестокая борьба с «финансовыми пирамидами», их и МЛМ четко разграничивают. Правда, осуществляется такое разграничение на федеральном уровне не при помощи единого закона о МЛМ, а при помощи серии решений Федеральной торговой Комиссии (Federal Trade Commission), что для прецедентной системы права полностью допустимо и эффективно. На уровне штатов принимаются соответствующие уставы, в которых подробно регулируется такой правовой аспект МЛМ, как наличие на фирме многоуровневого компенсационного плана (Multilevel compensation plan), содержащий: определение понятий «продажа», «дистрибьюция» (распространение) и «поставка»; определение товаров, которые продаются, или услуг, которые предоставляются; положение о том, как происходит продажа или предоставление услуги (через «независимого агента» (independent agent), «посредников» (contractors) или «дистрибьюторов» (distributors)); положение о том, как происходит построение структуры и как взаимодействуют члены этой структуры между собой; положение о том, что участники МЛМ могут привлекать других участников, формируя структуру; положение о том, за что именно выплачиваются бонусы (за объемы продаж товаров или за привлечение других участников (recruitment)). К примеру, в Кодексе штата Джорджия (Georgia Code 10-1-410) четко определено, какой объем продаж и на какую сумму должен сделать продавец (то есть, собственник фирмы), поскольку налог будет выплачиваться в любом случае из этой фиксированной суммы (15 млн долл. США, или 3 млн единиц товара) при условии, что внешним аудитом не будет выявлен больший доход.

Кроме того, установлено, что МЛМ не могут пользоваться страховые фирмы, сельскохозяйственные или такие, которые направлены лишь на привлечение других участников. Более того, это должна быть публичная торговля (через специальные магазины, бутики, киоски и пр., чтобы к продукции имели доступ все желающие, а не только члены структуры).

Еще дальше в этом вопросе пошла Канада, где принят закон против «финансовых пирамид» — Акт о конкуренции (Canadian Competition Act). Положения 55, 55-1 этого акта касаются именно МЛМ. В частности, требуется четкое обоснование зачета бонусов, деятельность должен осуществлять лишь участник структуры; должен быть проведен расчет правовых и финансовых рисков (Due diligence); участники обязаны действовать в соответствии с маркетинговым планом. При неисполнении этих требований они будут обвинены в мошенничестве и обмане покупателей, а также оштрафованы на сумму 200 тыс. канадских долларов или лишены свободы на срок 1 год. При наличии в деятельности фирмы признаков финансовой пирамиды срок тюремного заключения увеличивается до 5 лет.

Таким образом, проанализировав отечественное законодательство и законодательство США и Канады в сфере МЛМ, а также учитывая, что после скандала с «Элита-Центр» до сих пор так и не принято ни одного закона о финансовых пирамидах (а точнее — о борьбе с таковыми) и об их разграничении с МЛМ (поскольку иногда грань между ними очень тонка), становится понятно, что Украине нужен такой закон!

Он должен содержать следующие основные положения: определять правосубъектность каждого из участников этого рынка (владельца, консультанта и конечного потребителя); требования обязательного наличия устава такой фирмы и маркетинг-плана; определение характера правоотношений, которые складываются между участником структуры (гражданские или трудовые), а также между дистрибьютором и «конечным потребителем»; определить публичный характер такого бизнеса, что позволит гарантировать охрану прав потребителей, которые не желают вступать в структуру, но желают пользоваться продукцией фирмы; установить ответственность за неисполнение условий этого закона (административную и уголовную); разработать схему налогообложения такого вида бизнеса; провести разграничение между МЛМ и финансовыми пирамидами.

Таким образом, хоть в условиях всемирного финансового кризиса сетевой маркетинг является неплохим способом обеспечения занятости населения, необходимо как можно скорее разработать и принять Закон Украины «О МЛМ».

Галина Палийчук,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Почему депутаты хвалят и ругают новые процессуальные кодексы
Новости онлайн