Кто поможет разобраться в судебных лабиринтах

11:45, 25 января 2010
Газета: 19
Как известно, на сайтах крупных судов Украины размещены телефоны, которые легко доступны для любого, кто...
Кто поможет разобраться в судебных лабиринтах

Как известно, на сайтах крупных судов Украины размещены телефоны, которые легко доступны для любого, кто имеет некоторое представление о глобальной телекоммуникационной сети информационных и вычислительных ресурсов — интернете. Многие ошибочно полагают, что такой номер является панацеей от всех проблем, то есть, позвонив по нему, можно, не вставая с дивана, узнать ответы на все интересующие вопросы. Это не совсем так.

Как правило, если очень повезет, набрав этот номер, можно попасть либо в приемную суда, где предоставят информацию о присутствии конкретного судьи на рабочем месте в определенный отрезок времени, либо в информационный центр. Работа операторов, отвечающих на телефонные звонки, заключается в том, чтобы по номеру дела (этот номер присваивается судьей после назначения дела к рассмотрению), названию (а еще лучше — коду ЕДРПОУ или же идентификационному номеру) сторон, дате подачи искового заявления (обязательно точной) предоставить информацию о том, на какой стадии находиться интересующее дело. К изумлению многих, на этом обязанности оператора исчерпываются.

Посему считаем необходимым дать некоторые пояснения.

Во-первых, оператор, как правило, не имеет юридического образования и зачастую не видит надобности интересоваться различными юридическими тонкостями и новинками. Поэтому вопросы о том, как правильно подготовить документы, как составить исковое заявление, в какие сроки обжаловать решение задавать просто не имеет смысла. Скорей всего, вам посоветуют обратиться к юристу или (чего греха таить) просто положат трубку. То же касается и расчетов суммы государственной пошлины (которая просчитывается индивидуально для каждого конкретного дела) и суммы информационно технического обеспечения (эти цифры есть на сайтах судов, как и реквизиты для оплаты).

Несколько отклонимся от темы. Некоторые молодые юристы не знают, что во многих судах, не взирая на оплату информационно-технического обеспечения, запись на диск проводится только на основании ходатайства о подобном процессуальном действии. Иначе ход заседания фиксируется письменно, и на заявление об истребовании диска вам ответят отказом из-за его отсутствия.

Во-вторых, телефоны секретарей, помощников и судей, если и есть, то, как правило, внутренние, то есть связаться с ними можно непосредственно из здания по аппарату, находящемуся на проходной. Это является защитой прав и спокойствия персонала суда. Оператор не имеет возможности не переключить на другой телефон, не сообщить о поступившем звонке — информационный центр зачастую находится в отдельном корпусе, а беготня по зданиям суда не входит в прямые обязанности оператора. Поэтому следует помнить, что, если сотрудник суда, имеющий непосредственное отношение к вашему делу, дает городской телефон и обещает связь в любое время суток, скорее всего, это — телефон Информационного центра и от вас просто хотят отделаться. Если вы в хороших отношениях с помощником судьи, то лучше просить его мобильный номер.

В-третьих, оператор не отвечает за временной отрезок ввода данных в базу. Следует помнить, что в связи с кризисом суды перегружены. Если ваше дело расписано на судью, назначить его к рассмотрению могут через несколько недель. Если судья устно перенес заседание или объявил перерыв, то этой информации может не быть в базе вообще (особенно, если заседание переносится на следующий день). После того, как судья огласил решение, его нужно подготовить, «забить» в базу, подписать. На все это тоже уходит порядка месяца, и оператор никак не может ускорить процедуру. К счастью, судьи прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и во многих случаях закрывают глаза на пропущенные для обжалования сроки. В крайнем случае, подается ходатайство об их возобновлении, что тоже не может составить проблему для квалифицированного юриста.

В-четвертых, после вынесения любого решения его копия высылается сторонам в установленные законом сроки. Обязанность рассылки возлагается на плечи секретарей. Не следует думать, что ваше дело является уникальным и первостепенным. Помимо Вашего решения, секретарь обязан разослать еще как минимум 80 документов ежедневно (!). Неофициально, за отдельную плату, есть возможность подойти к секретарю и он распечатает копию решения или другого интересующего вас документа. Однако, думаю, излишне говорить, что без печати такой документ не имеет юридической силы и пригоден только для тщательного ознакомления в комфортных условиях. Ускорить выдачу документа может ходатайство о выдаче на руки, направленное секретарю по почте или врученное лично. Оператор информационного центра не несет ответственности за врученные и не разосланные документы. Единственное, чем он может быть полезным, так это сообщить о наличие их в базе. Поэтому весьма полезно начинать перезванивать на следующий день после заседания, ведь информация в базе может появиться в любой момент, а кто владеет информацией, тот, как известно, владеет миром.

В-пятых, оператор не обязан выслушивать жалобы и излияния дозвонившегося. Следует отдавать себе отчет, что чем дольше вы задерживаете телефон, тем дольше не могут дозвониться ваши товарищи по несчастью. На следующий день на их месте можете оказаться вы. Также не стоит накапливать множество дел в расчете на то, что получиться узнать все скопом. В целях предоставления возможности дозвониться большему числу людей оператор может дать информацию не более чем по пяти делам. Дальше вам придется класть трубку и перезванивать снова. Не побоюсь подчеркнуть, что краткость — сестра таланта и гарантия получения быстрого и точного ответа. Чем короче и точнее информация, тем быстрее оператор ответит на ваш запрос. Не следует просить постороннего человека узнавать что-либо по делу. Их может быть несколько под одним номером. Когда посторонний человек начинает мучительно вспоминать, кто является сторонами или другую информацию, которая может сориентировать оператора, тратится драгоценное время и нервы на обоих концах телефонного провода.

И последнее. Если у вас не получилось дозвониться с первого раза, если идут длинные гудки, если вам предоставили ошибочную информацию — перезванивайте, перезванивайте, перезванивайте! Техника и человек работают не безупречно. Иногда случаются сбои. Определенную роль играет и большая текучесть кадров (маленькая зарплата не способствует стабильности). Даже если вы узнали информацию по делу, не поленитесь перезвонить на следующий день и уточнить ее.

Екатерина Беляева,

Специально для «Судебно-юридической газеты»

 

Инфосправка

Телефоны информационных центров некоторых судов.

 

Верховный Суд Украины: 253 02 87;

 

Высший административный суд Украины: 501 95 25;

 

Высший хозяйственный суд Украины: 536 18 01;

 

Хозяйственный суд города Киева: 284 18 98.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
С какими проблемами столкнется Общественный совет добропорядочности осенью
Видео
Новости онлайн