Рейдерские атаки на рыболовов и охотников

15:49, 15 февраля 2010
Газета: 22
Рейдерские атаки в Украине набирают обороты несмотря на активную борьбу, которая с ними ведется на...
Рейдерские атаки на рыболовов и охотников

Рейдерские атаки в Украине набирают обороты несмотря на активную борьбу, которая с ними ведется на законодательном и правоприменительной уровне. Известно о случаях рейдерских атак на такие крупнейшие отечественные предприятия как ЗАО «Дарница», ВАК «Фармак», ОАО «Броварской завод строительных конструкций», ОАО «Столичный» и др. В основном причинами нападения на предприятия являются желание получить капитал, обогатиться, продолжить чужой успешный бизнес. Казалось бы, об общественных организациях в данном случае речь идти не может. Ведь, согласно Конституции Украины, Гражданскому Кодексу, Закону Украины «Об объединении граждан», Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий», общественные организации являются некоммерческими организациями, создаются для защиты прав и интересов своих членов и о наличии у них значительного капитала или крупного денежного оборота речь идти не может, а потому интереса для рейдеров они не представляют.

И все же, в Украине даже объединения граждан становятся жертвами рейдерских атак, и чем крупнее, известнее и влиятельнее является организация, тем больше вероятность для нее возникновения таких проблем, с которыми неприбыльным обществам очень трудно бороться. Жертвами попыток захватить организацию сегодня являются Общество военных охотников и рыболовов Вооруженных сил Украины и ВОО «Кинологический союз Украины», обе насчитывают более 12 тысяч членов и являются самыми уважаемыми организациями в своей сфере деятельности. Таким образом, сегодня для общественных организаций актуальным вопросом является анализ причин рейдерских атак, пути и схемы, по которым могут действовать рейдеры, эффективные методы предотвращения рейдерских атак и защита от рейдеров в случае нападения. Попробуем дать некоторые ответы.

Во-первых, мотивом рейдерских атак на общественные организации является желание посторонних лиц или бывших руководителей, снятых с должностей членами организации за ненадлежащее исполнение обязанностей или злоупотребление полномочиями, захватить власть и контроль над общественной организацией. Установив руководство над общественной организацией в случае ее захвата, рейдеры получают возможность издавать свои правила и нормы в общественной организации, управлять ею по своему желанию. Во-вторых, мотивом нападения рейдеров может быть стремление личного обогащения путем увеличения суммы членских и ежегодных взносов, платы за соревнования, участие в мероприятиях, которые проводит общественная организация, присвоение офиса организации, которая находится в привлекательном месте и/или имеет большую площадь, присвоение земельных участков или иного имущества организации. Распоряжаться имуществом объединения граждан рейдеры могут, заняв в нем руководящие должности. Например, они могут стремиться взять в собственное пользование земли или капитал общественной организации, присвоить пожертвования или подарки, которые назначаются общественной организации и др. В-третьих, мотивом рейдеров может быть получение власти и влияния в той среде, в которой действует общественная организация, общественное признание, использование названия и символики организации, получение в органах государственной власти и местного самоуправления, иных льгот и преимуществ, которые имеет руководство данной общественной организации ради установления выгоды для себя. Любые другие мотивы рейдеров не исключаются, но все они направлены, прежде всего, не на то, чтобы защищать права и интересы членов общественной организации, как это указано в Конституции Украины, Законе Украины «Об объединении граждан», а на получение собственной выгоды и удовлетворения индивидуального интереса.

Нападение рейдеров на общественные организации происходит по классической схеме. Сначала — получение информации о деятельности общественной организации, ее уставных целях и задачах, о том, чем именно занимается общественная организация, какие мероприятия проводит, каким образом действуют ее уставные органы, какое имущество она имеет и какие проблемы беспокоят организацию и ее руководство. Сделать это достаточно легко, ведь почти у всех действующих общественных организаций есть Интернет-страница, где размещен устав, протоколы Общего Собрания, решения, принятые уставными органами общественной организации и другие документы, информация о мероприятиях и достижениях организации — все достаточно прозрачно. На этом же этапе осуществляется поиск недостатков в уставе общественной организации и в другой документации, которая стала доступна рейдерам, разрабатывается план, согласно которому будет происходить захват общественной организации. После этого начинается этап вторжения. Обычно он проходит спокойно и дружески. Рейдеры, действующие в команде, постепенно становятся членами общественной организации, детально изучают схемы и принципы ее работы. Впоследствии происходит этап «вхождения на объект» в соответствии с разработанным планом. Если общественная организация имеет местные ячейки, то одной из схем нападения, например, может быть вхождение в члены общественной организации небольшого количества людей, основание ними (с разрешения общественной организации) новых местных отделений, причем в действующих организациях намерения развивать и расширять деятельность всегда приветствуются и получают от действующего руководства всестороннюю помощь. Потом обычно происходит установление себя рейдерами на руководящие должности в этих местных ячейках и вышестоящих руководящих органах, фальсификация и представления недействительной информации руководству общественной организации о количестве членов во вновь созданных местных ячейках и другой неправдивой информации. Как результат, получение равенства права представлять «свои» местные ячейки на равных со всеми другими местными отделениями общественной организации. Таким образом, например, местное отделение, имеющее лишь трех членов-учредителей, может быть формально приравнено к ячейке, имеющей три или тридцать тысяч членов, или даже получить определенное преимущество. Затем рейдеры получают подавляющее количество представителей на общем собрании членов общественной организации и с соблюдением формального порядка, вроде бы без всяких нарушений меняют руководство в организации. Когда же бывшие легитимные руководители по истечении определенного времени понимают, что «их» общественную организацию количеством несколько тысяч или несколько десятков тысяч членов захватило несколько человек, не имея на это никаких прав и полномочий, то отстоять справедливость и вернуть деятельность общественной организации в прежнее русло становится довольно трудной задачей. Легальные схемы, которыми могут спекулировать рейдеры после того, как станут членами общественной организации, — это представление иска в суд о признании недействительными решений уставных органов общественной организации за нарушения законодательства, которые они смогут найти в уставе и другой документации общественной организации (хотя они могут быть и незначительными); это представление иска в суд о нелегитимности проведения общего собрания по принятию определенных решений против рейдеров (опять же, на основании скудных недостатков и незначительных ошибок, которые могут быть найдены в документации организации); это представление иска в суд на основании того, что деятельность общества нарушает права и интересы рейдеров как члена общественной организации и в результате, ликвидация общественной организации, изменение ее руководства и направлений деятельности; и другие схемы, которые спланируют рейдеры и через которые смогут захватить общественную организацию.

При применении любого из этих методов рейдеры пытаются парализовать деятельность общественной организации. Обычно вместе с подачей иска в суд о нарушении общественной организацией законодательства Украины подается заявление об обеспечении иска и запрете общественной организации проводить общее собрание или осуществлять регистрацию изменений в уставные документы и пр. Такие заявления непременно нужно оспаривать. Ведь если регистрацию изменений в уставные документы общества суд имеет право запретить, то проведение общего собрания общественной организации — в любом случае, нет. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Украины ? 9 от 22 декабря 2006 года суд не должен принимать такие меры обеспечения иска, которые связаны с вмешательством во внутреннюю деятельность хозяйственных обществ, например, запретить созвать общее собрание обществ. То же касается и неприбыльных обществ. Поэтому руководству общественной организации нужно быть очень внимательным и осторожным, если такие меры обеспечения иска применяются, совершать действия противостояния рейдерам и отстаивать законные права общественной организации и интересы ее членов. Нападения на организацию могут осуществляться также путем подачи нескольких исков в разных городах Украины, чтобы запутать руководство организации, истощить его материально и морально, любыми методами захватить власть в организации. Параллельно рейдерами ведется психологическая «работа» с членами коллективных руководящих органов с целью расколоть внутреннее единство и получить «своего человека» в организации: применяются давление, подкуп, обман, шантаж. Руководителям общественных организаций необходимо быть готовыми к такой ситуации в случае рейдерской атаки и уметь быстро мобилизовать свои силы, объединить их и направить их на борьбу единым фронтом.

Незаконные вторжения в деятельность общественных организаций особенно успешны по той причине, что действующие акты нормативного и ненормативного характера не могут полностью защитить общественные организации. Существует определенная оторванность общественных организаций от других видов юридических лиц. По нашему мнению, общественные организации являются разновидностью непредпринимательских обществ, что закреплено в ч. 2 ст. 83, ст. 85 ГК Украины, но распространение общих норм гражданского законодательства на общественные организации всегда в суде приходится обосновывать в отдельном порядке. Закон Украины «Об объединении граждан» довольно абстрактно регулирует деятельность общественных организаций, не ограничивая права на свободу объединения, но предоставляя рейдерам широкие возможности применения схем захвата общественных организаций. Вместе с тем этот Закон предоставляет широкой свободы общественным организациям детально прописывать нормы, касающиеся их деятельности в своем уставе. Таким образом, необходимо помнить, что основным документом, на основании которого общественная организация может получить защиту в случае нападения на нее рейдеров, — это ее устав. Поэтому, члены общественной организации и ее руководящие органы должны предусмотреть все необходимые детали деятельности общественной организации в ее уставе, которые бы сделали невозможным вторжения рейдеров в будущем. Если доработки и дополнения всех разделов устава невозможны, то, по крайней мере, четко должна быть определена деятельность уставных органов общественной организации, их полномочия и пути реализации этих полномочий, максимально должны быть осложнены возможности незапланированной смены руководства общественной организации, прописана внутренняя структура и подчинение руководящих органов организации. Чтобы не перегружать устав, целесообразно конкретизировать регулирования деятельности организации во внутренних положениях, принятых высшими руководящими органами, которые вступают в силу с момента принятия и не требуют дополнительной регистрации в органах юстиции. Пока рейдеры не имеют доступа к внутренней документации организации, ее можно эффективно использовать в органах юстиции и судебных спорах.

В отличие от хозяйственных обществ, корпоративные споры которых рассматривают исключительно хозяйственные суды, ни законодательство, ни рекомендательные источники не дадут однозначного ответа о подсудности хозяйственным судам или судам общей юрисдикции споров о признании недействительными решений руководящих органов организации по иску члена организации; исков местных ячеек всеукраинской общественной организации, являющихся юридическими лицами, к центральным уставным органам организации, исков общественных организаций к другим объединениям граждан и т.д. Проблемным является и определение места рассмотрения дела. Иски к всеукраинским объединениям граждан могут фактически быть поданы по всей территории Украины в неограниченном количестве. При этом разные лица могут обращаться с одинаковыми требованиями, и известны случаи вынесения разных решений по делам с одинаковым основанием и предметом иска, но разными лицами, участвующими в деле. Суды по-разному решают вопрос о необходимости привлечения к рассмотрению дел легализирующие органы объединений граждан (двойная регистрация которых происходит и в органах юстиции, и в местных государственных администрациях). Эти и другие неопределенности на практике создают дополнительные проблемы защиты общественных организаций от рейдерских атак, но, с другой стороны, предоставляют определенные дополнительные возможности для этого. Имеют место и откровенно незаконные действия со стороны рейдеров и других лиц, связанных с осуществлением судопроизводства: физический захват и удержание помещений организации, исчезновение по делам документов — доказательств и даже, например, апелляционных жалоб. Судьи, которые выносят решения в пользу рейдеров, должны помнить, что такими решениями они перечеркивают интересы тысяч людей и разрушают годами наработанные достижения, которые для наиболее успешных организаций являются делом всей жизни многих руководителей.

Согласно ст. 6 Закона Украины «Об объединениях граждан», объединения граждан создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности и гласности. Они свободны в выборе направлений своей деятельности. Ограничение деятельности объединений граждан может устанавливаться только Конституцией и законами Украины. Все основные вопросы деятельности объединений граждан должны решаться на собраниях всех членов или представителей членов объединения. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины «Об объединениях граждан», вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность объединений граждан, равно как и вмешательство объединений граждан в деятельность государственных органов, должностных лиц и в деятельность других объединений граждан, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. Поэтому попытки заменить волеизъявление членов объединений граждан принудительными актами органов государственной власти, даже если такими органами являются суды, является, по нашему мнению, недопустимыми.

Чтобы обезопасить свое существование, общественная организация должна осуществлять всю свою деятельность в соответствии с уставом и законодательством Украины, четко и правильно вести всю документацию, протоколы собраний, следить за своевременным уведомлением всех членов общественной организации о внеочередных и очередных собраниях, изменениях, происходящих в общественной организации. Любое превышение полномочий руководителей организации или пренебрежения их обязанностями, несоблюдение хоть самых незначительных норм деятельности организации может облегчить дорогу рейдерам при атаке общественной организации.

Руководителям общественной организации и ее местных ячеек следует быть осмотрительными и, по возможности, проверять информацию, предоставляемую физическими и юридическими лицами, которые хотят вступить в организацию, контрагентами для заключения соглашений. Тщательно должен быть проанализирован текст соглашения относительно того, нет ли в нем положений, которые негативно могут отразиться на деятельности общественной организации, которые будут ограничивать ее возможности и каким-то образом влиять на ее самостоятельность. Осторожно нужно подходить к принятию коллективных членов в общественную организацию, слиянию или присоединению к общественной организации других общественных организаций и юридических лиц. В таких случаях особенно внимательно должно быть проверено количество индивидуальных членов будущих коллективных членов или количество лиц, входящих в общественную организацию, которая присоединяется. Такие действия должны осуществляться, кроме прочего, для того, чтобы в будущем установить справедливое представительство всех членов общественной организации на общем собрании, не ограничить никого в правах, а также чтобы не позволить общественной организации, которая присоединяется, в случае предоставления ложных сведений или обмана руководителей общественной организации, получить преимущество представительства на общем собрании общественной организации и захватить власть в руки ее лидеров.

Общественным организациям нужно быть полностью информированными о том, как работает каждое их структурное подразделение, какой деятельностью оно занимается, соблюдаются ли необходимые нормы законодательства, происходит ли защита прав и интересов членов и пр. Должна существовать хорошо налаженная инфраструктура информационного обмена между местными ячейками (особенно новыми, если такие будут созданы в результате присоединения, слияния и др.), чтобы они могли осуществлять контроль друг над другом и сообщать вышестоящим руководителям общественной организации в случае выявления нарушений и рейдерских действий.

Рейдерским нападениям на общественные организации часто способствует внутренняя неорганизованность, споры между первыми руководителями, лицами, возглавляющими местные ячейки и членами. В таком случае гораздо легче найти лиц, которые будут помогать рейдерам по мотивам личной мести руководителям общественной организации или ее членам, или из желания снять ненавистного руководителя, занять обещанную должность в организации после его рейдерского захвата. Но эти лица могут быть введены в заблуждение, могут иметь благие намерения улучшить организационную структуру организации, получить для нее новое имущество и т.д. Могут эти лица быть и хронофагами, которым нечем занять свое время, и они наполняют его тем, что уничтожают ваше. Такие лица получают нездоровое психологическое удовлетворение от втягивания организации во внутренние и внешние конфликты, сутяжничество, провокаций налоговых, санитарно-эпидемических или иных проверок и другой легальной, но в большой степени вредной деятельности. В организации, где есть внутренние конфликты, гораздо легче найти щели и спланировать атаку. Поэтому всем членам и руководителям общественной организации нужно позаботиться об отсутствии конфликтов, а в случае их возникновения гасить их как можно скорее, до пробуждения  латентных хронофагов.

Когда все же руководство или члены общественной организации, несмотря на все меры предосторожности, начинают замечать малейшие шаги к захвату общественной организации, которые осуществляются контрагентами, общественными организациями, которые присоединились, членами общественной организации или любыми другими лицами, следует сразу обращаться к специалистам, которые правовыми способами защитят и сохранят деятельности общественной организации в прежнем состоянии. Чтобы обезвредить противника и снизить энтузиазм и силы рейдеров на этом этапе, может применяться контратака. В частности, можно безотлагательно исключить рейдеров физических лиц из числа членов организации, официально прервать отношения или даже прекратить деятельность местной ячейки, если последнее предусмотрено уставом организации. Если вторжение осуществляет общественная организация, которая присоединилась к вашей общественной организации, образовав из своих членов местные ячейки, то можно подавать иск в суд о признании устава, решений о создании местной ячейки недействительными и отмены их государственной регистрации; возможно вынесение решения о недоверии руководству данного местного отделения, снятие их с должностей и исключение из членов организации; о признании недействительными пунктов устава, где говорится о создании новых местных отделений общественной организации и любые другие средства контратаки, которые будут уместными в данном случае, будут опираться на законные основания и направлены на защиту прав и интересов членов общественной организации. Такие действия помогут уменьшить рейдерское давление и предоставят дополнительное время на осмысление и планирование действий по защите общественной организации.

В случае рейдерской атаки общественная организация должна уведомить всех своих членов об этом и информировать их об осуществляемых руководством действиях в защиту общественной организации. Поддержка членов общественной организации в ее борьбе с нападающими и собственные инициативные действия отдельных ее членов могут помочь общественной организации противостоять такой атаке. Да, можно собирать подписи под коллективными обращениями членов организации в органы государственной власти и их должностным лицам; созвать внеочередное общее собрание организации и пр. Необходимо также сообщить о рейдерской атаке во все уполномоченные органы государственной власти, с которыми сотрудничает и от которых зависит организация, привлечь внимание общественности к проблеме организации.

Придерживаясь этих правил, будучи внимательными к каждому действию, которое совершает общественная организация в лице ее руководства, тщательно проверяя информацию от коллективных членов, общественных организаций, которые хотят присоединиться, усовершенствовав свой устав, ведение документации и внутреннюю консолидацию и взаимопонимание, ваша общественная организация останется защищенной от рейдерских атак. Если же нападение и происходит, не бойтесь делать контратаку на рейдеров, создавайте и реализуйте планы противодействия нападающим и, самое главное, безотлагательно обращайтесь к специалистам в области права, которые защитят вашу общественную организацию и обеспечат ее дальнейшее уверенное существование.


Анастасия Москаленко, Марина Кулиш,

Юридическая фирма «Москаленко и Партнеры», г. Киев

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новый Верховный Суд: что о нем известно украинцам
Новости онлайн