?Так рано выборы в местные органы власти никому не нужны??

10:38, 9 марта 2010
Газета: 24
Итак, выборы в местные органы власти перенесены на неопределенный срок. Что делать в такой ситуации и...
?Так рано выборы в местные органы власти никому не нужны??

Итак, выборы в местные органы власти перенесены на неопределенный срок. Что делать в такой ситуации и чем это грозит самим местным властям? Чтобы разъяснить ситуацию, мы решили обратиться к человеку, в чьи обязанности входило юридическое сопровождение предыдущих выборов – Заслуженному юристу Украины Валерию Карпунцову.

 

– Валерий Витальевич, какова причина отмены выборов в местные органы власти, которые должны были состояться 30 мая?

– Основная причина понятна – выборы сейчас не выгодны ни одной политической силе. Поэтому народный депутат Оксана Билозир еще 12 февраля 2010 года зарегистрировала в парламенте законопроект, согласно которому предлагается избирать местные советы и их председателей 26 сентября. Почему так?

Потому что, во-первых, политические силы не успевают переформатироваться после президентских выборов, во-вторых, перед ними стоят определенные задачи по созданию коалиции, утверждению вертикали исполнительной власти, что может отвлечь от подготовки к местным выборам. Еще существует такая теория, что дату выборов могут подвинуть дважды, переместив ее сначала на осень, а потом на весну. Если это случится, то мы получим вакуум в полномочиях председателей местных советов, которые заканчиваются весной. И легитимность тех документы, которые они будут подписывать на протяжении последующих месяцев, можно будет поддать сомнению.

– А как дела будут обстоять с избранием мэра Киева?

– Я бы сильно не обольщался по поводу известного решения Конституционного Суда, которое, как поговаривают, пролоббировал мэр Киева Леонид Черновецкий. Поскольку во время рассмотрения этого дела, на мой взгляд, КСУ вышел за пределы своих полномочий. Потому что он не только разъяснил те положения, которые просил разъяснить Черновецкий, но еще и определил неконституционной ст. 2 ЗУ «О порядке исчисления созывов советов». В ней говорилось, что досрочные выборы определенного совета не влияют на номер созывов. Иными словами, если был совет, условно говоря, пятого созыва, но произошли досрочные выборы, то новый состав совета будет тоже пятого созыва. В данном случае полномочия этого совета будут оставаться во временных рамках общего исчисления времени, так как досрочные выборы не влияют на время проведения очередных выборов. Но КСУ признал эту норму неконституционной. Черновецкий и его приближенные надеялись, что это продлит полномочия на 3 года Киевсовету и на 2 года мэру.

– Как Вы считаете, их надежды могут оправдаться?

– Тут есть несколько юридических нюансов. Во-первых, решение КСУ уже вступило в силу, но оно было принято в тот момент, когда Киевсовет и Киевский городской голова были избраны и какое-то время исполняли свои обязанности. А, как известно, закон обратной силы не имеет. Поэтому, если Киевсовет и мэр избирались по старому законодательству, то новая норма КСУ не влияет на сроки их полномочий. К этому обоснованию уже пришли большинство депутатов ВР. Они поняли, что сделали ошибку, когда принимали постановление о назначении выборов в местные советы по Украине, где третьим пунктом обозначили, что его действие распространяется на все советы, кроме тех, которые были избраны досрочно. Они забыли дописать: досрочно, после решения КСУ. В связи с этим появилась необходимость изменения Конституции Украины и не только с тем, чтобы уровнять сроки полномочий местных председателей и советов, а еще и определить порядок периодичности избрания этих лиц и этих представительских органов. Отсюда и необходимость перенесения выборов в местные советы на осень, чтобы успеть принять в первом чтении изменения к Конституции, подкрепиться заключением КСУ об их конституционности, а уже весной окончательно утвердить эти изменения к Основному Закону. На основании принятых изменений в Конституцию можно будет провести выборы в местные советы по всей Украине.

– Иными словами, эту столичную власть киевлянам придется терпеть еще долго.

– Думаю, что Л. Черновецкому и компании еще рано радоваться. На днях был принят отчет специальной временной комиссии ВР, которую возглавляет народный депутат Кирилл Куликов. Определенные действия нашего мэра были признаны такими, которые не только не отвечают закону, а и предусматривают уголовную ответственность, в связи с этим депутаты дали поручение Кабмину, Генпрокуратуре и МВД разобраться в этом вопросе. По результатам отчета этих должностных лиц планируется принять постановление о досрочном проведении выборов в Киевсовет и его председателя, которые, скорее всего, совпадут с датой очередных выборов в местные советы.

– Являясь депутатом Киевсовета, как Вы оцениваете работу этого органа местной власти?

– К сожалению, киевскую власть нельзя назвать открытой. Если взять Верховную Раду, то на ее сайте можно увидеть отчет о принятых законопроектах, о голосовании за них пофамильно, прочесть стенограмму заседаний, текст любого законопроекта и пр. В Киеве всего этого нет! Хотя тут система подсчета голосов, учета всех тех вещей, которые происходят во время заседания Киевсовета, такая же, как и в ВР, то есть, чтобы стать открытыми перед гражданами, имеются все технические и законодательные возможности. Но, к сожалению, этого не происходит.

Поэтому мы имеем такую ситуацию, которая сложилась с книжным магазином «Сяйво», когда люди в масках пришли, выбили двери и окна, осуществляя захват помещения, и делали это с решением судов на руках, не то что – сессии и аукционов. Это яркий пример того, что общественность о действиях власти узнает последней. То же можно сказать и о вырубке деревьев в Дарнице, а также в урочище Покал Голосеевского района. Если бы общественность имела возможность зайти на сайт КГГА и увидеть, какие проекты и решения выносятся и принимаются Киевсоветом, то подобных действий местной власти можно было бы избежать. Но сейчас даже депутат Киевсовета не может взять распечатку голосования в сессионном зале. Понятное дело, что такая политика выгодна тем фракциям, которые декларируют свою оппозиционность, а на самом деле голосуют совместно с Черновецким. Эти политические «шестерки» не способствуют тому, чтобы была демократическая и прозрачная власть в нашем городе.

– А что Вы сможете сказать относительно ситуации, которая сложилась с уборкой снега в Киеве? Можно ли киевлянам, получившим травмы на заснеженной улице, требовать компенсацию от коммунальщиков в суде?

– Вот представьте себе ситуацию, вы упали, сломали ногу, вам больно, а вы должны искать свидетелей, которые смогут подтвердить факт вашего падения, сфотографировать место вашего неудачного «приземления», не убранное от снега и льда. По-моему, это бред. Дело в том, что есть вещи, которые не подлежат доказыванию. Есть службы, находящиеся в вертикали исполнительной власти и осуществляющие надзор за местными коммунальными службами. Они-то и должны составлять нормативные акты и разъяснения, которые граждане могли бы использовать в свою защиту. Но это из области фантастики. Зато выступает министр юстиции и говорит: обращайтесь в суд. Конечно, у нас есть такое право, но что государство сделало для того, чтобы мы могли беспрепятственно его реализовать? Ведь сегодня, когда человек подает иск в суд, не факт, что его примут, так как там сразу возникнут вопросы относительно доказательной базы. Вот поэтому и получается такая сложная ситуация в Киеве да и во всей Украине: законодательная база не работает на гражданина, она создана под систему.

 

Беседовала Александра Тимощук,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новый Верховный Суд: что о нем известно украинцам
Новости онлайн