?Мы не преследуем цель ? поставить бизнес на колени??

11:58, 9 марта 2010
Газета: 25
Александр Мельниченко:
?Мы не преследуем цель ? поставить бизнес на колени??
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Александр Мельниченко: «Неотвратимость наказания для нарушителей закона – краеугольный принцип правового государства»

 

Александр Мельниченко, возглавляющий Антимонопольный комитет Украины, личность неординарная, и, если так можно выразиться, нетипичный чиновник. Ведь его первым образованием стало обучение в Киевской консерватории, и только потом – в Киевском государственном университете им. Тараса Шевченко на юридическом факультете. Далее была судейская карьера, сначала в Жовтневом районном суде Киева, а потом и в Киевском городском, где, как член коллегии судей, он рассматривал уголовные и гражданские дела. В АМКУ г-н Мельниченко пришел в 1993 году, заняв должность заместителя председателя. В 2001 году он стал первым заместителем председателя, а уже в 2008-ом – исполняющим обязанности главы ведомства. Свою деятельность в данной сфере Александр Иванович рассматривает, как «часть творчества души», поскольку ему удалось стать не только одним из авторов украинского конкуренционного законодательства, но и реализовать в этой сфере свои правовые идеи и принципы. О чем, собственно, и состоялся наш с ним разговор.

 

В последнее время АМКУ часто вспоминают, особенно в кризисные моменты, когда в стране происходит неоправданный рост цен на медикаменты, сахар или нефтепродукты. Скажите, какова роль вашего ведомства в урегулировании данной проблемы?

Антимонопольный комитет присутствует там и тогда, где и когда надо защитить конкуренцию и интересы миллионов людей. Так, например, мы возбудили 108 дел против крупных компаний на рынке лекарств, из них 95 уже завершены, и крупные аптечные сети оштрафованы более чем на полмиллиона гривен, остальные дела в процессе сложного расследования. Оно завершится привлечением к ответственности крупных оптовых и национальных фармацевтических компаний.

В прошлом году мы расследовали и привлекли к конкурентно-финансовой ответственности 62 крупные компании, охватывающие самые известные бренды на рынке нефтепродуктов.

Что касается сферы госзакупок, то в 2009 году нам удалось завершить 90 дел. Мы наложили штрафы на суму около четырёх миллионов гривен. Также АМКУ расследовал злоупотребления и в сфере авиауслуг и привлек к ответственности нарушителей на 265 миллионов гривен штрафа.

На рынке продуктов питания, транспорта, связи и других социально важных рынках в прошлом году АМКУ пресек 3971 нарушение. Сейчас мы исследуем рынок стройматериалов, сферу услуг высшего образования. А еще под нашим пристальным вниманием находятся крупные торговые сети.

Но мне хотелось бы особо остановиться на том, что АМКУ активно занимается конкурентной политикой. Что это такое? Это взаимоотношения власти и бизнеса, бизнеса и потребителя. Мы разрабатываем и согласовываем законопроекты и другие нормативные акты, подаем их на рассмотрение в соответствующие органы власти – Верховную Раду или Кабинет Министров Украины.

– Какие именно законопроекты вам уже удалось воплотить в жизнь?

Так уж случилось, что я вместе с группой единомышленников и коллег принимал участие в разработке украинского конкуренционного законодательства, в частности, статьи 42 Конституции Украины. Посчастливилось воплотить правовые идеи и предложения в Законы Украины "Об Антимонопольном комитете Украины", "О защите от недобросовестной конкуренции", "О защите экономической конкуренции". В целом, удалось принять участие в разработке более 200 законов и других нормативно-правовых актов. Разрабатывая и сопровождая законопроекты в стенах Верховной Рады, Кабинета Министров и Секретариата Президента Украины, я убедился в высокой социальной ценности антимонопольной политики, конкурентного законодательства и правоприменения как важнейших инструментов управления государством и обществом, построения рыночной социально-направленной экономики.

– Ранее Вы упомянули об огромном количестве выявленных вами нарушений антимонопольного законодательства украинскими бизнесменами. Как Вы считаете, чем это вызвано? Откуда произрастает такой правовой нигилизм?

На самом деле ничего трагичного в приведенной мной статистике нет. Если вы возьмете Россию или Казахстан, там картина нарушений аналогична нашей. В чем проблема? В том, что у нас инструменты рыночной экономики еще только формируются, культура конкуренции еще очень юная и несовершенная. Поэтому нам приходится проводить значительную, колоссальную по трудоемкости работу, раскрывая ежегодно тысячи злоупотреблений, ну, и разъясняя руководству органов власти, предпринимателям содержание и суть конкурентной политики. Хотя в центральном аппарате АМКУ трудится всего лишь 250 человек, а на территории всей страны – 800. Между тем, в антимонопольном ведомстве благополучной Франции, например,  работает четыре с половиной тысячи сотрудников. И это при том, что и с экономикой там, мягко говоря, получше, и с культурой поведения на рынках тоже.

– Что нужно сделать, чтобы поднять культуру ведения бизнеса в стране?

Во-первых, правопорядок в стране будет восстановлен, когда в Украине «заработает» принцип неотвратимости наказания, независимо от политического цвета бизнеса и так называемой «опеки» бизнеса со стороны той или иной власти. Как только этот принцип восторжествует, подобные нарушения исчезнут. Извините за эту лекцию для первокурсников юрфака, но на самом деле неотвратимость наказания для всех нарушителей закона, от первых лиц до нас с вами, рядовых граждан, – это основа правового государства. Во-вторых, культура конкуренции. Развитие конкуренции должны быть в основе всех экономических решений Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров. Сейчас мы лишь на пути к построению такого государства.

– Говоря о неотвратимости наказания, напрашивается вопрос, насколько успешны судебные споры для АМКУ? Всегда ли удается через суд привлечь к ответственности недобросовестных предпринимателей?

Мы выигрываем 80 % дел в судах. Это один из самых высоких показателей среди государственных контролирующих органов, сформированный за счет профессиональной позиции АМКУ и законных, объективных решений хозяйственный судов. При этом меньше 10 % оштрафованных компаний решаются оспорить наши решения в судах, остальные выполняют требования и устраняют нарушения.  Пользуясь случаем, хочу замолвить слово о «бедном гусаре» – хозяйственных судах. Решение хозсудов свидетельствует о том, что это одна из важнейших высокопрофессиональных ветвей судебного корпуса. Я 12 лет работал судьей и знаю, что большинство судей – это высокопорядочные и высокопрофессиональные люди, опытные и грамотные служители Фемиды. Если бы не строгая проконституционная позиция судей хозяйственных судов, было бы невозможно построить в Украине существующую сейчас эффективную систему защиты конкуренции, которую недавно высоко оценили независимые эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (офис находится в Париже). Подчеркну, что штрафные санкции – это не самоцель АМКУ, а законное средство добиться от правонарушителей законопослушного поведения. Когда мы два года назад приняли решение в отношении двух крупных компаний на рынке растительного масла, то оштрафовали их на миллион гривен каждого, которые пошли в госбюджет. Главное же – цены на эту продукцию снизились, а рынок остался стабильным и прогнозированным для каждой украинской семьи на протяжении двух лет. Хотя с растительным маслом было проще, поскольку в этой отрасли всего два крупных производителя, а вот на рынке нефтепродуктов игроков гораздо больше. Соответственно, больше времени уходит и на проверки. Эти и другие расследования АМКУ призваны защитить массового потребителя и добросовестных конкурентов от монопольных злоупотреблений и антиконкурентных сговоров.

– И все же, какое наказание сегодня ожидает нарушителей антимонопольного законодательства?

Это не уголовная, а конкурентно-финансовая ответственность – максимальный штраф по таким делам составляет до 10 % годового оборота компании. Ведь в компетенции АМКУ – контролировать деятельность бизнеса на товарных рынках, а также действия органов власти: от сельсовета до министерства, которые могут повлиять на конкуренцию. Оперативно-розыскную деятельность, направленную на поддержку расследований АМКУ, в Украине осуществляет СБУ, МВД и Гостаможслужба. К слову скажу, что недавно мы разработали изменения в Уголовный кодекс Украины, предусматривающие введение ответственности за сговоры в сфере государственных закупок между компаниями. Верховная Рада Украины уже проголосовала за данный законопроект в первом чтении. Надеюсь, что примет его и во втором.

– Имеет ли право АМКУ закрыть проштрафившиеся предприятия?

Мы не закрываем предприятия и не должны закрывать работающие в легальной экономике предприятия, даже если в их деятельности выявлены нарушения, поскольку в нашем ведомстве заинтересованы в том, чтобы они работали, добросовестно конкурировали за нас – потребителей. АМКУ привлекает к суворой ответственности, но мы не преследуем цели поставить бизнес на колени. В связи с этим хочу еще раз подчеркнуть, что наша задача – развивать и усовершенствовать культуру конкуренции вместе с предпринимателями и населением. В этом деле у нас имеется хороший результат: количество обращений в АМКУ в 2009 году по сравнению с 2008-ым увеличилось на 22 % – до 6 тыс. Статистика свидетельствует, что практически каждое второе такое обращение заканчивается возбуждением дела против нарушителя. Диалог с общественностью и поддержка действий Антимонопольного комитета народом крайне важны и способствуют повышению его независимости при принятие решений. Напомню также, что согласно закону, если авторы обращений в АМКУ в целях безопасности просят не разглашать их имени, мы свято выполняем это предписание.

- Кстати, а как вам и вашим сотрудникам, которым приходится иметь дело с крупными компаниями и с, так называемыми, олигархами, удается заботиться о своей безопасности? Бывали ли случаи угроз физической расправой со стороны бизнесменов?

Криминал в нашей отрасли, к сожалению, случается. Так, в одной из областей Украины нашего сотрудника, проверявшего аптеки, избили. Возбужденно уголовное дело, но виновных до сих пор не нашли. Так что работников АМКУ необходимо защищать, поскольку они довольно часто подвергаются опасности и в то же время добросовестно выполняют свою работу. О чем говорит только тот факт, что за последние годы не было ни одного установленного факта злоупотребления своим должностным положением со стороны сотрудников АМКУ. Что же касается лично меня, то, будучи судьей с 12-летним стажем, к профессиональной опасности отношусь с юмором. Все мы под Богом ходим. Но и у Господа нету других рук кроме наших.

 

Разговаривала Александра Тимощук,

«Судебно-юридическая газета»

 

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки