Нужна ли государству страховая медицина?

16:02, 12 апреля 2010
Газета: 30
Нужна ли государству страховая медицина?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

«Доктор, спасибо Вам. Сколько с меня? – Да сколько дадите». Такой диалог стал типичным в отношениях между врачом и пациентом в поликлиниках и больницах Украины. Он полностью отражает состояние дел в современной отечественной медицине — бедной, низкотехнологичной, без медикаментов и топлива для карет скорой помощи. Причина — статья 49 Конституции Украины, а именно положение: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно», которое усложняет внедрение страховой медицины, которая, естественно, могла бы финансово оздоровить медицинскую отрасль и в значительной степени улучшить состояние дел в реализации права граждан на охрану здоровья. При этом считаем, что внедрение страховой медицины возможно и без внесения изменений в Конституцию Украины.

Современное состояние дел в медицине

Со времен провозглашения независимости Украины количество населения уменьшилось на 6 млн человек, темпы распространения ВИЧ СПИДа в Украине являются одними из самых быстрых в Европе, один из ста наших соотечественников болен туберкулезом — эта печальная статистика ярко свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне актуальности затронутой проблемы.

Бесплатная медицина перешла к независимой Украине с распадом Советского Союза. В то время уже проявлялись проблемы с нехваткой средств, но не такие масштабные, как сегодня. Ныне понятие "бесплатная медицина" вызывает у всех стабильные ассоциации – очереди, платные бахилы на входе, нелюбезный персонал, неудобные часы работы, неумелое вымогание денег. Здесь можно наблюдать полноценную экономию на качестве – при недостатке финансирования оказывается только базовая услуга – непосредственно лечение. Лучшие кадры постепенно перетекают в платные учреждения. Речь идет о низовом персонале, не имеющего доступа к дополнительным доходам. С оставшимися общаться крайне тяжело. Не только потому, что остались худшие, просто нагрузки на них колоссальные. Общаясь целыми днями с больными (а значит, неуравновешенными) людьми, немногие способны сохранять душевное равновесие.

Поэтому теперь уже не вызывает сомнений тезис, что единственным возможным и наиболее реальным вариантом улучшения и исправления этой ситуации может быть введение обязательного медицинского страхования. Сегодня медицина в Украине финансируется из государственного бюджета. В 2007 году Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» на здравоохранение планировалось выделить 18,8 млрд грн., кроме того соответствующая расчетная сумма расходов местных бюджетов на эту функцию составляла 15,6 млрд грн., следовательно, вместе — 34,4 млрд грн. А эта сумма в сравнении с мировыми показателями мобилизации ресурсов на здравоохранение выглядит не такой уж и маленькой. Но глядя на реальное положение вещей, можно утверждать, что при таких затратах коэффициент полезного действия этой системы является очень низким.

Опыт за рубежом

В мире существует несколько форм финансирования здравоохранения: бюджетная (государственная), бюджетно-страховая и частная (частнопредпринимательская).

Государственная финансируется, преимущественно (до 90%), из бюджетов — государственного и местных. В них закладываются объемы финансирования системы здравоохранения на каждый год. Выделение финансирования на все услуги рассматривается как часть процесса планирования общих правительственных расходов. По этой формой финансируются, например, системы здравоохранения Великобритании, Канады, Ирландии, Украины.

Бюджетно-страховая система финансируется за счет целевых взносов предпринимателей, работников и субсидий государства (системы социального страхования). Медицинские услуги оплачиваются за счет взносов в фонд здравоохранения. Самым простым является взнос, который вносится нанимателем и работником. Взносы зависят от платежеспособности, а доступ к услугам зависит от потребности. Медицинский фонд, как правило, независим от государства, но действует в рамках законодательства. Финансирование из внебюджетных фондов медицинского страхования преобладает в Германии (78%), Италии (87%), Франции (71%), Швеции (91%), Японии (73%) и т.д.

Частнопредпринимательская финансируется за счет реализации платных медицинских услуг, а также за счет средств добровольного медицинского страхования. Основную нагрузку на содержание системы здравоохранения несут граждане, то есть страхование носит добровольный, а не обязательный характер. Они могут приобретать страховые полисы для предоставления медицинских услуг или самостоятельно оплачивать всю сумму предоставленных услуг. Прямая оплата услуг пациентами не относится к страхованию. Пациенты оплачивают медицинские услуги в соответствии с тарифами. Такая система действует в США, Южной Корее, Нидерландах.

Ближайшие перспективы страховой медицины

Несмотря на то, что государственное социальное медицинское страхование у нас официально пока не существует, уже есть положительный опыт по этому вопросу у страховых компаний, впервые его применивших еще несколько лет назад. В частности, страховая компания «И.» и «Укрзализныця» совместно разработали Программу медицинского страхования работников и пенсионеров железнодорожной отрасли. Основные положения этой программы состоят в следующем: 1) СК заключает с железными дорогами и предприятиями железнодорожного транспорта генеральные договоры медицинского страхования железнодорожников и пенсионеров отрасли (годовой страховой взнос составляет от 48 до 96 грн., т.е. всего 4-8 грн. на человека в месяц); 2) программой медицинского страхования работников и пенсионеров железнодорожной отрасли предусмотрено определение в каждом регионе Украины ассистирующих компаний, в которые могут входить производители лекарственных средств, дистрибьюторы, аптечные сети или отдельные аптеки (с этими компаниями согласовываются цены, схемы поставок, список лекарственных средств, перечень больниц, в которые будут поставляться препараты); 3) кроме финансирования медицинской помощи и организации предоставления медицинских услуг, страховая компания должна осуществлять контроль качества медицинской помощи и защиту прав пациентов — застрахованных лиц. Поэтому необходимым стало внедрение системы вневедомственного контроля объема и качества медицинской помощи.

По нашему мнению, если немного трансформировать опыт системы медицинского страхования в зарубежных государствах и соединить его с украинским, то можно получить довольно интересный новый вид медицинского страхования, основными чертами которого будут: 1) страховые компании будут заключать договоры с работодателями и\или с лицами, которые не работают (добровольное страхование) с одной стороны и с лечебными учреждениями с другой; 2) средства будут аккумулироваться на счетах частных СК и перечисляться в определенном объеме лечебным учреждениям в зависимости от стоимости предоставленных услуг; 3) определенная часть средств будет направляться в Фонд для создания резервного фонда, основной задачей которого будет контроль и надзор за эффективностью, направлением, количеством средств, которые передаются в учреждения здравоохранения; 4) дополнительно происходит финансирование (в виде дотаций) из государственного бюджета, которое поступает на счета Фонда и используется на общее развитие отрасли; 5) СК предлагают базовый пакет медицинских услуг застрахованному (все расходы, превышающие размер этого пакета финансируются за счет его собственных средств); 6) СК могут разрабатывать другие виды пакетов медицинских услуг, кроме базовых (например, для лечения вирусных болезней, других тяжелых заболеваний), соответственно увеличивая их стоимость.

Очевидным негативом такой системы может быть желание СК нажиться на прибыльном деле и страховать только здоровое, молодое, богатое население, у которого меньше всего шансов заболеть, с теми же, кто больше всего нуждается в медицинской помощи и лечении, договора заключаться не будут из-за малой вероятности уплаты страховых сумм. В лучшем случае с такими лицами будут заключаться договора на невыгодных для них условиях.

И еще. Уже 10 лет наши парламентарии пытаются ввести в Украине общеобязательное государственное социальное медицинское страхование. За это время было подготовлено, рассмотрено и отклонено 7 соответствующих законопроектов. С конца 2007 года в ВР находится законопроект, получивший финансово-экономическое обоснование и заключения профильных комитетов. Однако он никак не может попасть на чтение в сессионный зал парламента.

Чрезвычайно важным является осознание законодателем необходимости немедленного решения этой проблемы и не медлить с введением обязательного государственного медицинского социального страхования, поскольку каждый день задержки может стоить жизни одному из нас. И никто не застрахован пока от того, что карета скорой помощи не приедет из-за отсутствия топлива или от возможности заразиться опасной болезнью в стенах лечебных учреждений. Если это не столь актуально для столицы, то является чрезвычайно важным для всей Украины. Исходя из вышеупомянутых фактов, мы думаем, что общеобязательному государственному социальному медицинскому страхованию в Украине – быть!

Жупанин А.В., Машика Ю.В., Санин В.В.,

Ужгородский Национальный Университет


Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки