Рабочие места судей займут ученые. О правовых новеллах квалификационных требований к судьям

12:04, 25 мая 2010
Газета: 37
Европейские правоведы не раз высказывали свои рекомендации и недовольство украинской судебной системой в...
Рабочие места судей займут ученые. О правовых новеллах квалификационных требований к судьям
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Европейские правоведы не раз высказывали свои рекомендации и недовольство украинской судебной системой в общем, и квалификационным уровнем подготовки судей в частности. И вот, наконец, их сетования дошли до слуха украинских парламентариев, которые предприняли первые шаги относительно повышения престижа судейской профессии в государстве. Учитывая советы западных коллег о повышении квалификационных требований к судьям высших судов, в Украине планируется начать проведение таких реформ с расширения круга субъектов, имеющих право на судейство.

Кто может стать судьей

Так, законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей» (о повышении квалификационных требований) был дважды зарегистрирован в Верховной Раде: 17 марта и 12 мая народным депутатом Валерием Бондиком. Последний вариант проекта Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей» (о повышении квалификационных требований) предполагает внести некоторые новшества в статьи 7 и 43 ЗУ «О статусе судей» и предусматривает следующие условия назначения их на должности. Судьями апелляционных судов могут быть граждане Украины, достигшие на день избрания (назначения) 30 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы в отрасли права не менее 5 лет, в том числе не менее 3 лет на должности судьи или научную степень доктора (кандидата) юридических наук и стаж работы в отрасли права не менее 5 лет, в том числе не менее 3 лет на государственной службе в области права на должностях I-III категорий. Судьей высшего специализированного суда может быть избран (назначен) гражданин Украины, не моложе 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в отрасли права не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет в должности судьи или научную степень доктора (кандидата) юридических наук и стаж работы в отрасли права не менее чем 5 лет, в том числе не менее 5 лет на государственной службе в области права на должностях I-II категорий. Таким образом, существующие требования к возрастному или профессиональному уровню судей остаются прежними, но вместе с тем предлагается расшить круг лиц, имеющих право занимать должность служителей фемиды.

Профессиональный и возрастной цензы отменяются

Кстати, внесение двух законопроектов – не случайно. Последний вариант отличается от своего предшественника по многим параметрам. Например, в окончательной редакции решили исключить повышение квалифтребований к судьям ВСУ, расширили нормативы к судьям апелляции и высших специализированный судов и оставили возрастной барьер, который вначале предусматривалось повышать. Первой редакцией ЗП планировалось ввести ограничения к судьям ВСУ в виде 40 лет, а также вводилось обязательное требование к судьям – владеть государственным языком и проживать длительное время на территории Украины: для судей ВСУ — 20 лет, высших специализированных судов — 10 лет. Однако впоследствии Валерий Бондик, видимо, посчитав такие требования к судьям неосновательными, через 2 месяца подал новый проект, где большую часть из них исключил. Таким образом, видим, что вначале законопроектом планировалось ужесточить и повысить требования к судейской профпригодности, однако по прошествии 2-х месяцев тем же законопроектом решено расширить круг лиц, имеющих право получить должность судьи, в целях повышения престижности правосудной деятельности. При это возрастной и профессиональный уровни требований планируется пока оставить прежними.

Вторым вариантом законопроекта предлагается ввести дополнительные шансы для юристов, открывающие им доступ к судейскому статусу. Предлагается дать возможность докторам и кандидатам наук, не имеющим официального стажа работы в области права, занимающимся научной деятельностью (деканам и ректорам университетов, например) становиться судьями на законных основаниях без дополнительной стажировки в правовых отраслях. Однако для этого теоретикам юридической мысли необходимо иметь стаж работы на государственной службе не менее 5 лет и категорию госслужащего не ниже 3-й для судей апелляционной инстанции, а для судей высших специализированных судов – не ниже 2-й.

В соответствии с ЗУ «О государственной службе» высшие категории госслужащих соответствуют таким должностям: председатели государственных комитетов, не являющихся членами правительства, главы других центральных органов государственной исполнительной власти, заместители министров, руководители АП, Секретариата ВР и другие должности. Получается, все вышеперечисленные лица, а также многие другие, которыми можно пополнить список госслужащих с 1 по 3 категорию, будут иметь возможность занимать должность судьи, при наличии научной степени в области права не ниже кандидата наук. Учитывая печальный опыт профессионализма украинских чиновников, идея законопроекта не кажется особо рациональной. Однако время покажет.

 

Алена Михайленко,

«Судебно-юридическая газета»

КОММЕНТАРИИ

Народный депутат (ПР), автор законопроекта о повышении квалификационных требований к судьям Валерий Бондик:

– Законопроект направлен на повышение престижности судейской профессии в профессиональных кругах и обществе в целом. Такую задачу поставил Президент Украины. Кроме того, об этом давно говорит весь судейский корпус. Дело в том, что многие наши граждане, да и мы с вами, сталкиваемся иногда с немотивированным правосудием. В судах общей юрисдикции, специализированных, да в любых судах мы видим, какой сейчас низкий уровень вынесения судебных решений. В связи с этим я внес предложение по реформированию законодательства о правосудии и повышению квалификационных требований к судьям. В первую очередь, этим законопроектом хотелось бы стимулировать развитие науки и научной деятельности, чтобы кандидаты и доктора юридических наук, имеющие способности к аналитическому мышлению и классическому изложению своих взглядов, могли претендовать на должность судьи.

Говоря о причине смены законопроекта и исключении из него требований о владении государственным языком и повышении возрастного барьера, хочу заметить, что это пожелание самих судей. Мы решили изменить первоначальный вариант проекта после проведения консультаций с судьями, работниками высших и апелляционных инстанций, которые высказывались о нецелесообразности повышения некоторых требований. Отмечу, что предложенные изменения в судебное законодательство не являются исчерпывающими и окончательными. После прохождения в парламенте этого законопроекта мы подумаем, чтобы поднять возрастной барьер для судей первой инстанции судов общей юрисдикции.

 

Заместитель председателя Ассоциации судей и работников судов Украины Святослав Пограничный:

– В контексте реформирования судебной системы для ее очищения от взяточников, экспертами очень часто предлагается отменить судейскую неприкосновенность, увеличить возрастной ценз кандидатов в судьи на 10-15 лет и забыть об избрании бессрочно. Так вот, если говорить о снятии судейской неприкосновенности, то эта идея – очередной популистский прожект, который приведет к реальному и безоговорочному ущемлению прав работников Фемиды. Судьи в таком случае просто станут зависимы от всех и вся.

А вот идея увеличения возрастного ценза для работников правосудия уже давно витает в обществе. И она имеет под собой реальные основания. Противники повышения возрастного ценза, как правило, ссылаются на то, что талантливые, способные молодые юристы не пойдут работать секретарем судебного заседания, зная, что лишь через 3-5 лет они смогут стать судьей. В итоге при высоком возрастном цензе в судьи якобы будут идти либо люди, не сумевшие реализовать себя на другом поприще, либо просто не самые лучшие кадры, Однако зарубежный опыт и мировая практика четко указывает на ошибочность таких утверждений. Прежде всего, мы должны понимать, что должность судьи должна быть венцом профессиональных мечтаний юриста, т.е. быть уважаемой, высокооплачиваемой и авторитетной профессией. И добиться этого можно будет тогда, когда правосудие будут вершить люди, обладающие не только высокими профкачествами, но и богатым жизненным опытом, необходимого для правильной оценки различных спорных жизненных ситуаций при рассмотрении судебных дел.

 

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Во Франции не принято назначать судьями лиц, которым не исполнилось 40 лет

К судьям традиционно предъявляются повышенные требования по сравнению с другими должностными лицами, что связанно с их полномочиями вершить судьбы многих людей. В системе многих государств судья должен отвечать многим профессиональным требованиям: как правило, это высшее образование, минимальный стаж юридической практики, высокие моральные качества (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).

Повышенный возраст, предъявляемый к судейской профессии, определяется зарубежными странами иногда законодательно, а иногда обычаями. В Конституции РФ квалификационные требования к судьям ничем не отличаются от украинских. А вот во Франции такого законодательного ограничения возраста для судьи нет, но юридическим обычаем не принято назначать судьями лиц, моложе 40 лет. В некоторых странах предусмотрен целый процесс из предварительных ступеней, предшествующий должности судьи, который занимает столько времени, что судья в итоге просто не может быть молодым. В Германии после окончания юридического вуза и сдачи государственного экзамена кандидат на судейскую должность проходит длительную стажировку в суде (обычно на канцелярских должностях), полиции и пр. После этого нужно сдать практический экзамен, после чего лицу присваивается звание судьи, но должность судьи не предоставляется: кандидат лишь включается в список на такую должность.

В других странах, где отсутствуют специальные возрастные требования для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение 2-4 лет, длительная (не менее 5 лет) адвокатская практика и иные условия, после соблюдения которых судебных должностей достигают лица старше 25-летнего возраста.

Судьи часто назначаются пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии— 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок 5-10 лет, а второй раз — пожизненно). В странах бывшего тоталитарного социализма судья традиционно избирается на определенный срок, как правило, на 5 лет.

 

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді