Разработан Градостроительный кодекс, регулирующий вопросы строительства, лицензирования и отвода земли

11:27, 28 мая 2010
Газета: 37
Группой народных депутатов был разработан и подан на рассмотрение в ВР проект Градостроительного кодекса....
Разработан Градостроительный кодекс, регулирующий вопросы строительства, лицензирования и отвода земли

Группой народных депутатов был разработан и подан на рассмотрение в ВР проект Градостроительного кодекса. Этим проектом планируется регулировать правоотношения от отвода земельных участков под застройку до ввода в эксплуатацию строительных объектов.

Как известно, темы «Земля», «Строительство» и «Разрешительная система» известны своей проблемностью не только нашим гражданам, но и за рубежом. Европейцы, приезжающие в Украину с целью открытия бизнеса, инвестирования в строительство жилья или промышленных объектов, берутся за голову, когда узнают, какую процедуру им придется пройти на пути к получению разрешения на проведение работ. Западные бизнесмены недоумевают, как мы сами разбираемся во всей это бюрократической и бумажной волоките, не понимая, что мы и сами в ней не разбираемся.

Если речь идет о капитальном строительстве, то обычно бизнесмены, желающие что-либо построить, нанимают целую команду юристов, специалистов или даже разных фирм по подготовке документации для проведения строительных работ. Одни специалисты занимаются землей, другие – получением лицензии на строительные работы, третьи получают разрешение на работы повышенной опасности, четвертые – обучают специалистов (иначе — получают для них «корочки» аттестации), пятые уже вводят объект в эксплуатацию. Все эти специалисты редко могут совмещать проведение нескольких этапов, поскольку каждый из них настолько трудоемкий, энерго- и финансово затратный, что требует привлечения отдельных профессионалов.

К примеру, интересным фактом является необходимость получения лицензии и разрешения на строительство. Лицензии выдает Госархстройинспекция, а разрешение на проведение работ повышенной опасности – Госнадзорохрантруда. Первые выдаются в соответствии со специальным Кодификатором строительных работ, а вторые – Перечнем работ повышенной опасности, утвержденные Постановлением КМУ. Однако непосредственные виды работ, указанные в обоих классификаторах практически повторяют друг друга. И здесь заложен капкан для бизнеса. Если в перечне работ при лицензии указаны, например, сварочные работы, а в разрешении их не дали, сославшись на недостаточность аттестованных рабочих, то по закону вы не имеете права на такие работы. Естественно, многие застройщики полагают, что указания с лицензии будет уже достаточно, но при первой же проверке подобные заблуждения выясняются.

Изменить сложившуюся ситуацию хотели не раз. И хоть малый и средний бизнес стонут от коррумпированности органов, регулирующих строительную деятельность в Украине, принять мало-мальски полезный законопроект в этой сфере не удавалось. Авторы Градостроительного кодекса надеются, что предложенный проект окажется удачливее других. В зависимости от того, как депутаты будут голосовать за данный Кодекс, станет понятным, кто действительно разделяет недовольство эхом «совковой» бюрократии, а кто лишь на словах борется с нею.

Алена Михайленко,

«Судебно-юридическая газета»


КОММЕНТАРИЙ

Народный депутат, один из авторов Градостроительного кодекса Юрий Сербин:

– Постройка объекта начинается не с проведения строительных работ, а с планирования, с проекта строительства. Таким образом, в Кодексе мы определяем правила игры по созданию и реализации генерального плана строительства по всей Украине и на ее отдельных территориях. Сфера действия Кодекса будет распространяться на всю территорию Украины и все вопросы градостроительства, начиная от строительных и смежных с ними работ в городах, заканчивая селами, поселками и районами. Например, мы в текущем проекте предусматриваем, что село имеет право за собственный счет (местный бюджет) содержать свои органы архитектуры, мы определили круг прав и обязанностей таких органов. То есть в случае принятия Кодекса органы градостроительства могут быть созданы и при сельских советах.

Дело в том, что Украина отстает от других развитых стран по вопросам проведения разрешительных процедур, разработки градостроительной документации и по другим вопросам разрешительной системы, таких как лицензирование и сертификация. Поэтому в Градостроительном кодексе выделен целый раздел, которым планируется регулировать отношения в сфере лицензирования и сертификации. В этом разделе мы закрепили процедуру создания самоуправленческих организаций с передачей им должностных функций государственных органов местной власти.

Что касается лицензирования строительной деятельности, то здесь мы предусмотрели сокращение перечня видов строительных работ, которые подлежат лицензированию. Следующая наша задача состояла в упрощении порядка отвода земельных участков с учетом тех ошибок и неуместных норм, которые существуют в нашей разрешительной системе сейчас. Мы считаем, что такие задачи решены проектом, но я уверен, что в парламенте Кодекс будет проходить тяжело. Нас ждет серьезное обсуждение Проекта, поскольку этот Кодекс является тем нормативным актом, который будет определять нашу градостроительную политику на несколько лет вперед.


Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн