Как оказывать влияние на власть

11:34, 28 мая 2010
Газета: 37
Как известно, власть чаще переходит из рук в руки, чем от головы к голове. Поэтому наличие протекции...
Как оказывать влияние на власть

Как известно, власть чаще переходит из рук в руки, чем от головы к голове. Поэтому наличие протекции собственных интересов в политических и административных коридорах не является секретом. Однако множество нюансов не делает этот «труд» легким, тем более что в Украине, в отличие от других цивилизованных стран, лоббирование в законодательных и исполнительных органах все еще остается нелегальным (см. «Судебно-юридическую газету» ?11 (29)).

Как стать специалистом по лоббированию?

Лоббист в Украине должен, в первую очередь, хорошо понимать специфику рабочей среды. Ведь национальные традиции лоббизма были приняты украинской политической системой в наследство от советской, основными принципами которой является широкое использование личных связей, отсутствие реальной конкуренции интересов и непрозрачность механизмов лоббирования. На Западе такой лоббизм называют нецивилизованным. Ведь результатом подобного протекционизма становится приобретение собственности и бизнес неконкурентными методами, в частности, с помощью закрытых конкурсов и тендеров, административных решений, проведенных в условиях правового вакуума. Еще одной характерной чертой украинского лоббизма есть то, что, как правило, субъектом выступает большой бизнес и полностью исключаются другие общественные группы.

Работать же украинским «специалистам» по лоббированию доводится чаще всего не в кулуарах Парламента, как думают некоторые, а в коридорах правительственных органов и Администрации Президента. Популярность этих мест объяснить просто – «кабинетное» лоббирование является наиболее эффективным. Постановление Кабинета Министров вступает в силу с момента подписания и не проходит трех чтений в Верховной Раде, что позволяет обойти ненужную публичность и снизить стоимость такого документа для заказчика.

Лоббистом лучше «работать», если вы являетесь представителем крупной кампании или же группы компаний, либо продвигаете интересы собственного региона. А лучше всего, как показывает отечественный опыт, входить в некую крупную ассоциацию. Что касается отраслевого лоббирования, то особых перспектив здесь пока не наблюдается – в Украине оно все еще не развито. Собственному образованию лоббист также должен уделить достаточно внимания. Во время Круглого стола на соответствующую тему экспертами «Украинского клуба» был сформирован образ профессионального лоббиста — это технолог, непосредственно взаимодействующий с государственными органами. Штат лоббистов формируется в основном из работников сферы СМИ, первоклассных психологов, бывших членов правительств, а также депутатов, ушедших из большой политики. К слову, французский исследователь Бернард Ле Грель, в книге «Профессия лоббиста» в свое время выдвинул золотую пропорцию знаний, необходимых профессиональному лоббисту: 20% права, 20% политики, 20% процентов экономики, 20% дипломатии и 20% коммуникации. Как говорится, всего понемногу.

Ну, и самое главное, что нужно учесть перед поисками протекции, — политический деятель должен иметь определенную выгоду от того, что продвигает во властных структурах реализацию какого-либо проекта, будь-то законопроект в парламенте или же утверждение нужного решения в правительстве. Впрочем, если у нас туго с деньгами и прочими материальными благами, вы можете разыграть другую карту, где призом для «покровителя» ваших интересов может стать рост популярности среди потенциальных избирателей или же финансовый удар по карманам спонсоров политических оппонентов.

Основа лоббирования – ответственность перед избирателем

Сегодня деятельность украинских лоббистов не регулируется никакими законодательными актами, а зря, убеждены многие эксперты. Ведь принятие такого закона существенно облегчило бы всем жизнь. История США и многих европейских стран наглядно демонстрирует, что искоренить лоббизм в структурах власти невозможно. Как отметил эксперт «Украинского клуба» Дмитрий Иконников, если справиться с лоббизмом нельзя, то нужно его возглавить. Такие попытки в Украине были. Парламент отклонил уже три законопроекта о лоббизме — два в 1999 г. (авторы Игорь Шаров и Юрий Сахно) и один в 2005 г. (автор Игорь Грынив). «Судебно-юридическая газета» ранее писала об очередном подобном ЗП, предложенном Министерством юстиции в 2009 году. Как рассказал один из его разработчиков, менеджер программы «Содействие парламенту II» Денис Базилевич, было приглашено к обсуждению множество экспертов и депутатов, но каждый тянул одеяло на себя. «Наталья Королевская (БЮТ), к примеру, сказала, что это все интересно и хорошо, но ее Комитет будет разрабатывать альтернативный законопроект. Зачем? Если есть единая процедура, видение, тогда приобщайтесь», — отметил эксперт.

Впервые в Украине была применена технологическая платформа для интерактивного обсуждения законопроекта. Был создан специальный портал, где каждый мог высказать свои замечания и предложить альтернативу. Законопроект был одобрен правительством, но пока шло согласование, изменилась власть. В Минюст пришел Александр Лавринович, и процесс затормозился. Однако, как отметил Базилевич, у него есть информация, что в скором времени может произойти попытка реанимации законопроекта, для этого будет создана уже новая рабочая группа. Внимание политиков и общественности наглядно демонстрирует актуальность и заинтересованность в принятии закона, который позволит легализовать, структурировать и упростить систему лоббирования не только бизнес-интересов, но и социальных интересов общественных групп. Кроме того, введение правовых основ лоббирования позволит уменьшить нелегальные доходы государственных чиновников.

Из 450 народных депутатов в Верховной Раде как минимум половина имеют отношения к тому или иному бизнесу. Соответственно, в каждый закон закладывают интересы для своего личного бизнеса. Однако очевидно, что у лоббирования должна быть цель, не противоречащая общественным интересам, именно поэтому подобная деятельность должна быть составной частью государственного механизма.

Алена Конорева,

«Судебно-юридическая газета»


Зарубежный опыт

В США нет ни одной фирмы, лоббирующей интересы Украины

Официально зарегистрированных лоббистов в Вашингтоне 35 тысяч. Реальная цифра — почти 100 тысяч. Общий объем затрат на лоббистскую деятельность, например, в 2007 году, составил свыше 3 млрд. долл. Лоббисты представлены во всех сферах повседневной жизни американцев. В Вашингтоне говорят: «Когда ты сломал руку, тебе нужна помощь твоего врача, а когда ты ищешь помощь в Вашингтоне, тебе нужен твой лоббист».

Между тем лоббирование — это право американцев, закрепленное еще в первой поправке (принятой в 1789 году) к Конституции США. Она гарантирует как свободу слова и веропризнание, так и возможность обращаться к правительству с петициями для удовлетворения жалоб. Существует и ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность лоббистов, предоставляющих им определенные права и устанавливающих четкие ограничения. К ним надо отнести федеральный акт США «Об открытости лоббирования» (Federal Lobbying Disclosure Act), принятый в 1946 году (с изменениями и дополнениями в 1995 году). В сентябре 2007 года Конгресс утвердил другой закон — «Акт честного лидерства и открытой власти» (Honest Leadership And Open Government Act), в соответствии с которым регулирование лоббистской деятельности стало еще более жестким.

Также легитимно иностранное лоббирование, регламентируемое федеральным актом «О регистрации зарубежных фирм» (Foreign Agents Registration Act), одобренным в 1938 году. Самым активным иностранными лобби в Вашингтоне принято считать израильское, китайское, британское, армянское. Интересно, что в Вашингтоне не зарегистрировано ни одного украинского физического или юридического лица, которое лоббировало бы интересы отечественных компаний или представляло правительственные инвестиционные программы на уровне государственной власти Соединенных Штатов.

Комментарии

Нужен ли Украине цивилизованный лоббизм?

Председатель ОО «Общественный совет Украины» Валентин Халецкий:

– Я являюсь противником любого лоббизма, который существует в мире. Нельзя быть «немножко беременным», потому что мы говорим о борьбе с коррупцией и одновременно эту коррупцию вводим в закон и говорим – можно немножко заниматься коррупцией, лоббировать свои интересы, давая при этом производную форму взятки, которая называется платой за лоббизм. Поэтому я считаю, что это аморально по своей сути, а все то, что аморально, не дает позитивного результата.

Необходимо недостатки, которые существуют сегодня, превратить в достоинства. Сегодня в мире набирает вес такая форма государственного устройства, как государство-корпорация. Такими государствами можно считать Китай, Россию, США, в которых четко прослеживается работа на благо государства. Украине нужно попытаться сделать то же самое

 

Менеджер программы «Содействие парламенту II» Денис Базилевич:

– Я был единственным украинцем, которому удалось пройти стажировку в Конгрессе США. Я работал там семь месяцев в офисе конгрессмена и хочу сказать, что увидел и услышал основательно, что такое лоббирование. Нежелание или неспособность конгрессмена добросовестно исполнять свои обязанности практически делает невозможным его переизбрание на повторный срок по истечении двухлетней каденции. Ревизия предвыборных обещаний под давлением лоббистов или иных групп влияния имеет такие же последствия. Поэтому народный избранник просто вынужден проводить выборочную политику по формированию собственного круга экспертов, партнеров, друзей и постоянно прислушиваться к сигналам из своих округов. Такой механизм обеспечивает эффективный баланс интересов в обществе.

К сожалению, в Украине и понятие лоббизма, и понятие политической ответственности имеют совершенно иное содержательное наполнение. Действующая избирательная система изолирует народных избранников от народа. Конституционная реформа 2004 года обусловила переход к пропорциональной системе выборов и сделала депутатов заложниками воли и настроений прежде всего партийных лидеров, а также своих личных интересов, а не интересов и стремлений народа. Складывается парадоксальная ситуация, когда избиратели даже не знают, к кому апеллировать со своими вопросами. А лоббированием называются так называемые откаты за помощь в решении вопросов в интересах определенных групп и лиц. Именно из-за таких схем вполне понятно негативное отношение украинского общества к понятию лоббирования, ассоциирующееся в наших условиях исключительно с коррупцией и взяточничеством. Поэтому нам необходима разработка собственной модели лоббирования с учетом опыта других государств.


Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Верховный Суд может начать работу уже в этом году (видео)
Новости онлайн