Полномочен ли Верховный Суд пересматривать решения ВХСУ?

12:15, 21 июня 2010
Газета: 41
На прошлой неделе стало известно, что Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины...
Полномочен ли Верховный Суд пересматривать решения ВХСУ?

На прошлой неделе стало известно, что Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины продолжает рассматривать кассационные жалобы, поданные на постановления и определения Высшего хозяйственного суда Украины. В свою очередь, у ВХСУ по этому поводу противоположная позиция – его решения не подлежат кассационному обжалованию (о чем сказано в его официальном уведомлении от 13 апреля с.г.).

Отметим, что после принятия КСУ решения от 11 марта 2010 года ?8-рп/2010 Высший хозсуд прекратил направлять в Верховный Суд кассационные жалобы на постановления и определения ВХСУ и просто возвращал их заявителям. Несмотря на это, субъекты хозяйствования начали подавать кассационные жалобы непосредственно в Верховный Суд. Как обосновывает Судебная палата ВСУ такие свои действия, мы решили спросить у ее председателя – Валентина Барбары, отправив ему соответствующий запрос.

---

 Председатель Судебной палаты по хозяйственным делам Валентин Барбара:

– На Ваш запрос от 14 июня 2010 г. сообщаю, что 11 марта 2010 г. КСУ было принято Решение ? 8-рп/2010, которым Суд дал официальное толкование понятиям, содержащимся в соответствующих статьях Конституции Украины, а именно: «наивысший судебный орган», «высший судебный орган», «кассационное обжалование». В резолютивной части Суд, в частности, указал, что определение в положении п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины как одного из основных принципов судопроизводства «обеспечение… кассационного обжалования решения суда» «в системной связи с положениями ч. 1 ст. 8, ст. 125 Основного Закона Украины означает лишь одноразовое кассационное обжалование и пересмотр решения суда; законом могут быть предусмотрены и иные формы обжалования и пересмотра решений судов общей юрисдикции; определение в ч. 2 ст. 125 Конституции Украины Верховного Суда Украины как наивысшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции означает, что конституционный статус Верховного Суда Украины не предусматривает наделение его законодателем полномочиями суда кассационной инстанции по решениям высших специализированных судов, реализующих полномочия кассационной инстанции».

Ранее, в своем Решении ? 15-рп/2000, КСУ дал разъяснения касательно порядка исполнения его решений. В пункте втором этого Решения он, в частности, определил, что положения ч. 2 ст. 150 Конституции Украины об исполнении решений КСУ необходимо понимать так, что законы, иные правовые акты или их отдельные положения, признанные по этим решениям неконституционными, не подлежат применению как такие, которые в соответствии со ст. 152 Конституции Украины утратили действие со дня определения Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Однако ни в конституционном представлении народных депутатов Украины, ни в самом Решении ? 8-рп/2010 не говорилось о признании тех и/или иных положений ХПК Украины не соответствующими Конституции Украины (являются неконституционными). Кроме того, каких-либо изменений или дополнений в действующее хозяйственное процессуальное законодательство в связи с определением этого Решения не принято.

По смыслу ст. 111-15 ХПК Украины Верховный Суд Украины пересматривает постановления или определения Высшего хозяйственного суда Украины в случаях, если они обжалованы: по мотивам применения ВХСУ закона или иного нормативно-правового акта, противоречащего Конституции Украины; в случае их несоответствия решениям ВСУ или Высшего суда иной специализации по вопросам применения норм материального права; в связи с выявлением разного применения ВХСУ одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта в аналогичных делах; по мотивам несоответствия постановления или определений международным договорам, согласие на обязательность которых дано ВР Украины; на основании установления международной судебной инстанцией, юрисдикция которой признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.

В свою очередь, по содержанию ст. 237 КАС Украины судебные решения по административным делам могут быть пересмотрены ВСУ по исключительным обстоятельствам, если они обжалованы по мотивам: 1) неоднократного применения судом (судами) кассационной инстанции одной и той же нормы права; 2) установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.

Итак, в специализированных видах судопроизводства ВСУ пересматривает решения судов нижестоящих инстанций в исключительном порядке, учитывая сущностное сходство оснований для обжалования соответствующих судебных актов хозяйственных и административных судов, обязательность кассационного обжалования судебных решений согласно с предписаниями ХПК Украины и КАС Украины, а также определения пересмотра по исключительным обстоятельствам разновидностью кассационного производства. Таким образом, Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ осуществляла и продолжает осуществлять пересмотр судебных решений Высшего хозяйственного суда Украины в порядке, предусмотренном разделом ХІІ-2 ХПК Украины, а Верховный Суд Украины в хозяйственном судопроизводстве действует как суд исключительной инстанции.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
С какими проблемами столкнется Общественный совет добропорядочности осенью
Фото
Видео
Новости онлайн