Нужны ли судам стандарты работы?

16:07, 9 июля 2010
Газета: 43
Нужны ли судам стандарты работы?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

Святослав Пограничный,

зампредседателя Ассоциации судей и работников судов Украины

 

До недавнего времени судебная реформа была сфокусирована на структуре судебной системы, а не на результатах ее деятельности, и на потребностях судей и работников аппарата суда, а не непосредственно на потребностях лиц, обращающихся в суды. Для общих судов первой инстанции не существовало никаких согласованных стандартов или критериев в отношении успешности результатов их деятельности. В литературе по проблемам судебного менеджмента встречается мало прямых рекомендаций относительно измерения успешности судов первой инстанции.

Каким же образом можно определить качество работы суда? В августе 1987 года Национальный центр судов штатов и Бюро содействия правосудию Министерства юстиции США инициировали Проект стандартов успеваемости судов первой инстанции (Проект стандартов), целью которого была выработка системы (ныне известной как Система стандартов и измерений успешности судов первой инстанции (TCPS), предназначенной для измерения успешности отечественных общих судов первой инстанции Штатов.

Главной причиной возникновения потребности в создании этих стандартов стало увеличение задержек с рассмотрением дел в судах. Среди факторов, которые повлекли инициирование разработки TCPS, было также усиление внимания к вопросам качества работы судов и открытости перед обществом. Окончательную версию этой системы опубликовали в 1990 году. В нее вошли 68 критериев по 22 стандартам, связанным с пятью способами измерений: 1) доступ к правосудию: суды первой инстанции должны обеспечить доступность структуры и аппарата судов для тех, кого они обслуживают; 2) оперативность и своевременность: суды первой инстанции должны выполнять свои обязанности своевременно и оперативно; 3) равенство, объективность и честность: суды первой инстанции должны обеспечивать права на надлежащий судебный процесс и равную защиту законом всем, кто с ними контактирует; 4) независимость и подотчетность: суды первой инстанции должны четко определить собственные организационно-правовые рамки, осуществлять мониторинг своих операций и контролировать их, а также отчитываться перед общественностью о своей деятельности; 5) общественное доверие: суды первой инстанции должны формировать уверенность общественности в том, что суды являются доступными, объективными и подотчетными обществу.

Систему TCPS испытали в двенадцати судах. Для сбора данных применялись различные методы — от наблюдений, моделирования и анализа материалов дел до опроса посетителей и проведения дискуссий в фокус-группах. Исследования по оцениванию TCPS показали, что многие суды не смогли внедрить все 68 критериев и оценить различные стандарты качества. Несмотря на то, что TCPS охватывает важнейшие элементы, связанные с качеством функционирования судов, в дальнейшем не удалось успешно внедрить эти стандарты. Одной из причин того, что TCPS было лишь частично реализована в судах первой инстанции США, является чрезмерная сложность этой системы, а также слишком большое количество критериев для оценивания. Переосмыслив уроки TCPS, Национальный центр судов штатов США в начале 2000 года начал поиски нового подхода, имея целью не разработку еще одной комплексной модели качества судебной деятельности, а создание практических инструментов, которые могли бы использоваться судами для повышения качества деятельности и услуг в отдельных сферах. Эти инструменты получили название CourTools.

CourTools следует рассматривать как попытку обеспечить суды набором из десяти показателей и методов содержательного измерения качества с перспективой управления качеством благодаря результатам измерений. В этих методах, которые являются производными от системы TCPS, учтен опыт использования общих моделей качества, таких как Премия имени Малколма Болдриджа (Malcolm Baldridge Award) и Сбалансированная Система Показателей (Balanced Score Card). Суды вправе выбирать те критерии, которые они считают важными для своего повседневного функционирования. Вместо введения исчерпывающего списка показателей и системы измерения, в модели CourTools применен гибкий подход. По каждому из критериев CourTools в Интернете размещены практические инструкции. И все же модель CourTools имеет заметный недостаток — отсутствие взаимосвязанности между критериями, неопределенность вклада каждого из них в повышение качества и улучшения функционирования суда. Это также одна из причин, почему недавно Национальный центр судов штатов США разработал рамочную схему измерения качества функционирования судов (framework for court performance measurement). В этой рамочной схеме критерии сгруппированы и расположены в соответствии с принципами, сходными с теми, что применяются в сбалансированной система показателей, т.е. они разделены на четыре квадранта: эффективность, процессуальная справедливость («удовлетворенность результатами рассмотрения дела»), экономичность и результативность («производительность»). Поскольку эта схема была опубликована весной 2008 года, на данный момент еще нет сведений о конкретных результатах ее применения в судах.

Отметим, что для определения качества судов недостаточно взять во внимание только качество судопроизводства. Следует учитывать потребности, ожидания и уровень удовлетворенности пользователей судебных услуг, а также другие аспекты, связанные с повседневным функционированием судов. В начале нового тысячелетия интерес к качественности работы судов рос и на европейском уровне. Например, Европейский Парламент подготовил предложение по созданию хартии качества для судов, Совет Европы инициировал создание Рабочей группы по качеству, а Европейская сеть судебных советов образовала рабочую группу по управлению качеством с целью сбора и представления необходимой информации.

Следует сказать, что Ассоциация судей и работников судов всячески поддерживает идею повышения качества работы суда путем использования украинскими судьями собственной (либо основанной на вышеуказанных международных) системы стандартов качества.


Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді