Вернет ли Украина полномочия Президенту? За? и ?против? принятия нового закона о референдуме

14:13, 12 июля 2010
Газета: 44
В Украине заговорили об усилении полномочий главы государства. На прошлой неделе глава АП Сергей...
Вернет ли Украина полномочия Президенту? За? и ?против? принятия нового закона о референдуме

В Украине заговорили об усилении полномочий главы государства. На прошлой неделе глава АП Сергей Левочкин высказал предположение о целесообразности расширения полномочий Президента для проведения масштабных реформ в обществе. Нельзя сказать, что на данный момент Виктор Янукович пользуется малым влиянием в стране, однако сравнение его возможностей с таковыми у первых Президентов явно не в пользу Виктора Федоровича. А все из-за политреформы 2004 года, которая оказалась результатом компромисса между существующими на тот момент провластными и оппозиционными силами. Итог договоренностей - в Украине то и дело вспыхивали скандалы среди различных ветвей власти, а украинцы ностальгически вспоминали о когда-то сильной руке гаранта Конституции.

Однако в отличие от своего предшественника В. Янукович не собирается сидеть, сложа руки. И единственный способ получить расширенные полномочия в обход оппозиции - это провести референдум по новому закону, который не предусматривает утверждение народного волеизъявления Верховной Радой. Такой закон (проект ? 6278) может вступить в силу уже в ближайшее время, а соответствующий референдум будет проведен 31 октября – одновременно с выборами в местные органы власти. Вот что по этому поводу отметил глава фракции ПР Александр Ефремов: «Нам предстоит исправить последствия антиреформы Конституции, проведенной в 2004 г., которая разбалансировала государственный механизм. Думаю, по этим вопросам мы обязаны советоваться с народом». Оппозиция же настаивает на неконституционности такого закона, и уже собирается обжаловать его в КСУ. Проанализируем плюсы и минусы такой законодательной инициативы.

 

 

Все на референдум! Наверное, довольно скоро такие борды разнообразят рекламные щиты Украины. В начале лета депутаты ВР приняли в первом чтении законопроект ? 6278 от 29 апреля 2010 года «О всеукраинском референдуме» (автор – Дмитрий Шпенов). А уже 9-10 июля 2010 г. данный проект проходил жаркие дебаты в парламенте во время его голосования во втором чтении. На момент сдачи номера закон еще не был принят, однако его превращения в полноценный нормативно-правовой акт долго ждать не придется. Думается, дело не только в том, что ныне действующий ЗУ «О всеукраинском и местных референдумах» от 1991 года потерял свою актуальность. Есть и иные причины, способствующие принятию этого закона, которые и вызвал шквал эмоций и вопросов как среди политиков, так и среди населения.

 «ЗА». Стабильность, оперативность, эффективность

Во многих государствах мира существование подобного закона давным-давно оправдано требованием времени. Все уже усвоили, что существующая в нашем государстве смешанная форма государственной власти, где имеется институт сдержек и противовесов между Президентом и парламентом, изжила себя. Питая надежду на возрождение, Украина взяла курс на твердую президентскую власть, а это следует закрепить и в Основном законе страны.

Как известно, основной носитель власти в нашей стране – это украинский народ. А значит именно с его помощью и можно внести необходимые изменения. Форма волеизъявления народа пока существует одна – референдум. По мнению автора законопроекта, новый закон о референдуме как раз и разработан с целью урегулирования правоотношений, связанных с инициированием, назначением (провозглашением), подготовкой и проведением всеукраинского референдума в соответствии с Конституцией. Законопроектом предлагается различать четыре вида референдумов: конституционный, ратификационный, законодательный и общий всеукраинский. Причем, проектом закрепляется народная инициатива на проведение всеукраинского референдума по принятию новой редакции Конституции и законодательного референдума с целью отмены отдельных законов Украины.

В некоторой степени в пользу Закона ? 6278 говорит и судебная практика КСУ. Так, 16 апреля 2008 года уже было вынесено решение по делу ? 1-2/2008. Тогда субъекта права на конституционное представление – Президента Украины – интересовало, во-первых, возможно ли осуществление народом Украины как носителем суверенитета и единым источником власти в Украине законодательной власти непосредственно, и, в частности, принятия всеукраинским референдумом законов Украины. Если это возможно, то «требуют ли решения всеукраинского референдума относительно законов утверждения или одобрения Верховной Радой Украины», — вопрошал Президент. Наконец, главу государства интересовало, является ли всеукраинский референдум по народной инициативе формой осуществления государственной власти непосредственно народом путем голосования избирателей о принятии законов, внесения изменений в действующие законы или их отмены, а также о принятии новой (новой редакции) Конституции Украины.

Не будем утруждать читателя логическими построениями КСУ, отметим лишь его, не подлежащее обжалованию мнение: «Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине может реализовывать на всеукраинском референдуме по народной инициативе свое исключительное право определять и изменять конституционный строй в Украине путем принятия Конституции Украины в порядке, который должен быть определен Конституцией и законами Украины».

КСУ еще в 2008 г. отметил, что решения всеукраинского референдума о принятии законов является окончательным и не требует какого-либо утверждения, в том числе и ВР Украины.

Но коль уж порядок изменений Основным законом не определен, то нужно принять соответствующий закон. Что и сделали депутаты, рассмотрев законопроект ? 6278, в который включили норму следующего содержания: «Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме по народной инициативе является окончательным и не требует утверждения или одобрения какими-либо органами государственной власти и является обязательным для исполнения гражданами, органами государственной власти, которых оно касается и к полномочиям которых отнесено» (ст. 95 законопроекта). Что касается новой Конституции (новой редакции), то она приобретает силу со дня объявления ЦИК результатов всеукраинского референдума о принятии Конституции (новой редакции) на всеукраинском референдуме.

 

«Против». Тоталитаризм, манипулирование народом

Что не нравится оппозиции в данном законе? Прежде всего, это возможность изменить Конституцию. И в этом их поддерживают некоторые представители правящей коалиции (например, коммунисты и отдельные представители Блока Литвина). В совокупности их голосов может хватить для того, чтобы заблокировать эту норму в новом Законе о референдуме. Если же так не получится (на момент верстки еще не было известно о результатах голосования 10 июля – Ред.), то тогда лидеры оппозиции обратятся в Конституционный Суд. И еще не известно, какое решение он примет. Во-первых, мы уже становились свидетелем того, как КСУ в разное время смотрел на одну и ту же проблему с разных точек зрения. Во-вторых, и сейчас среди судей Конституционного Суда нет единства в этом вопросе. Вот что по этому поводу говорит экс-судья КСУ Николай Козюбра: «Законопроект о всеукраинском референдуме нужен, но он обязательно должен приниматься в рамках действующей Конституции. Я отрицательно отношусь к тем положениям, которые прописаны в законопроекте. Немало этих положений "сомнительны". В частности законопроект предусматривает расширение круга вопросов, которые могут быть вынесены на референдум. К ним относятся и вопросы о принятии изменений в Конституцию или принятие самой Конституции. Но я думаю, мы все понимаем, что нельзя отменять Конституцию законом. Законопроект предусматривает вынесение вопросов изменения Конституции на всеукраинский референдум, но это противоречит 13-му разделу Основного закона!

Согласно Конституции с помощью референдума могут быть изменены только три её раздела — 1-й (Основные положения), 3-й ("Выборы. Референдум") и 13-й ("Внесение изменений в Конституцию"). Все остальные — нет!

Поэтому неудивительно, что лидер фракции БЮТ Иван Кириленко заявляет следующее: «Почему этот документ, который пылился столько времени, вдруг понадобился как неотложный? Если мы имеем дело не с любителями от политики, то ответ прост: 31 октября — не только день выборов, поскольку они ничего не решают, но и день референдума. На повестку будут вынесены три вопроса — усиление полномочий Президента, сокращение количества народных депутатов и отмена депутатской неприкосновенности. Через несколько месяцев, возможно, после 27 марта следующего года, в парламенте будет лишь немногочисленный дискуссионный клуб».

Что имеем в остатке? Безусловно, законодательное регулирование такого мероприятия, как референдум, нужно. Поскольку современное, действительно демократическое государство без референдума невозможно. Мы уже наблюдали ситуацию, когда экс-Президент Виктор Ющенко игнорировал ситуацию со сбором миллионов подписей в отношении НАТО и целого ряда больных вопросов. Поэтому регулировать такие вещи надо. Но, с другой стороны, мы видим, что Партия Регионов, пользуясь тем, что сегодня у нее есть наибольшая поддержка и определенное преимущество, хотела бы использовать этот законопроект, в том числе, чтобы решить свои политические задачи касательно изменения Конституции. Нельзя сказать, что это неправильно, однако в этом плане интересны слова народного депутата от КПУ Александра Голуба: «Я напомню, что пока еще изменения вносит Парламент, и я не думаю, что в Парламенте сегодня найдется необходимое количество голосов (300), чтобы эти изменения стали частью действующего Основного закона. Желание вернуть былые полномочия Президенту есть у регионов, однако мне кажется, что такая монополизация, скорее, негативна».

Юлия Габдуллина, Сергей Козлов,

«Судебно-юридическая газета»

 

 

Комментарии

Народный депутат (ПР) Дмитрий Шпенов:

– В прошлом году законопроект «О всеукраинском референдуме» рассматривался и принимался в совершенно другой политической ситуации, что подтверждает его необходимость вне зависимости от того, какая политическая сила у власти. Объективно существует необходимость принятия этого законопроекта: 1) нормы Конституции закрепляют право народа на непосредственное осуществление власти; 2) это конституционное право нуждается в механизме реализации; 3) референдум – один из инструментов реализации народовластия; 4) действующий закон о референдумах действенного механизма не обеспечивает; 5) КСУ в ряде решений неоднократно указывает на право народа на власть, на определение конституционного строя в Украине, на обязательность результатов народного волеизъявления.

Таким образом, мы видим ряд правовых причин для скорейшего принятия этого закона. Это тем более актуально с учетом проведения выборов в местные органы власти в ближайшее время. Граждане должны иметь возможность быть услышанными. Новый закон будет соответствовать требованиям Конституции и обеспечит реализацию народовластия и воплощение в жизнь решений, принятых на референдуме. Решения всеукраинского референдума по народной инициативе являются окончательными, обязательными для исполнения и не нуждается в утверждении или одобрении ВР Украины или любыми другими органами государственной власти Украины. Народ Украины уже долгое время ждет принятия этого закона

 

Министр юстиции Александр Лавринович:

– Уже в течение 10 лет я стараюсь, чтобы в Украине появился закон, по которому можно провести референдум в принципе. Все предыдущие годы этот закон не мог дойти до вступления в силу, сегодня есть коалиция и я надеюсь, он будет принят. Принятие закона косвенно будет создавать условия для изменения Конституции. Однако не следует говорить об «откате политической реформы». Это не очень правильная формулировка. У нас не было политической реформы, мы просто искалечили Конституцию. Поэтому я считаю, что вопросы восстановления здоровья Основного закона могут быть предметом рассмотрения на референдуме.

 

Народный депутат (внефракционный) Тарас Чорновил:

– У меня создается впечатление, что с такой спешкой протягивают закон о референдуме не ради самого закона, так как в принципе референдум и сейчас можно проводить, а ради двух пунктов. Первый, это тот, который позволяет с помощью референдума принимать новую редакцию Конституции – это наибольший абсурд, который можно придумать. И пункт второй – все решения, которые приняты на референдуме, являются актами окончательной силы и должны автоматически становиться нормами законодательства Украины. Что, в конечном счете, из этого всего будет, сказать тяжело. Но представьте себе, вам выносят на референдум Конституцию, новый текст, там, условно говоря, 200 статей, из них вы поддерживаете 99, а одну кардинально не поддерживаете. Как в таком случае поступить?

 

Народный депутат (БЮТ) Андрей Шевченко:

– Проведение референдума и внесение изменений в Конституцию, — признаюсь, такой сценарий гуляет Верховной Радой. Я очень надеюсь, что таким путем не пойдут. Ну, нельзя через колено ломать все. Есть же определенные процедуры, определенная логика политической жизни. Да и вообще я не вижу в этом никакого смысла. И без того сейчас есть одна команда, которая подмяла под себя практически все, начиная с прокуратуры, судов и заканчивая Национальным комиссией по вопросам морали. Ну что, мало им полномочий?! В тоже время я считаю, что такой путь очень проблематичен с юридической точки зрения, есть определенная процедура внесения изменений в Конституцию Украины, поэтому этот сценарий — это такой себе выход в политический космос, когда до конца никто не знает, что нужно делать дальше.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
youtube video name
Фото
Видео
Новости онлайн