?Беспричинно взывая к ?заграничным властям?, оппозиционеры расшатывают государственные устои Украины?

16:26, 19 июля 2010
Газета: 45
?Беспричинно взывая к ?заграничным властям?, оппозиционеры расшатывают государственные устои Украины?

 

«…Мила нам добра весть о нашей стороне.

Отечества и дым нам сладок и приятен».

Г.Д. Державин, «Арфа» (1798 г.)

 

Отечественный поэт Гавриил Державин, послуживший Родине на рубеже XVIII–XIX веков и министром юстиции, и сенатором, явно имел в виду не дым от пепелища дотла сожженной Родины. Вряд ли об этом знают некоторые современные украинские оппозиционеры, воспринимающие понятие «дым отечества» буквально и, очевидно, взявшиеся «накалять» внешнеполитическое положение Украины вплоть до его воспламенения.

Последняя публикация народных депутатов Тарасюка (НУНС), Швеца, Шустик и Мищенко (БЮТ) поражает своей безграмотностью и безответственностью, а форма его вызывает, по меньшей мере, недоумение. В нем авторы довольно безосновательно критикуют принятый Верховной Радой 7 июля Закон «О судоустройстве и статусе судей», представляющий собой платформу так называемой «большой» судебной реформы, завершающей 14-летнюю эпопею ее подготовки и обсуждения. Звучат выводы о «антиконституционности» Закона, «разрушения» им судебной системы, «снижения» уровня судебной защиты прав граждан, «способствовании коррупции» в судах. Обвинения в «грубейшем нарушении регламента», принятии закона «в полупустом зале» Парламента, «нерассмотрении Парламентом двух третей из 1724 зарегистрированных поправок». Все это венчает адресованное «мировому сообществу» обращение-заявление о «серьезной угрозе демократии», «правам и свободам человека» в Украине и, наконец, по сути — о растущей нелегитимности украинской власти.

Прежде всего, советовал бы не бросаться таким словом как «неконституционность», а «антиконституционность» — тем более. Неконституционным было бездействие, «вечное обсуждение» судебной реформы, растянувшееся на 14 лет. Невыполнение в течение 9 лет частей первой и третьей статьи 126, пункта 12 «Переходных положений» Конституции (перестройка всей системы судов общей юрисдикции на принципах территориальности и специализации; закрепление высших специализированных судов как высших судов для специализированных судов, реформирование их статуса и статуса Верховного Суда). Неконституционными признаны ключевые нормы пока действующего Закона ? 3018, доказательство чему – Решения Конституционного Cуда 2003, 2007 и 2009 годов ?? 20-рп/2003, 1-рп/2007, 32-рп/2009.

Именно новый закон впервые полностью реализует указанные положения Конституции. Поэтому разговоры о его неконституционности — не более чем политический пиар. Такой же «пшик» — обвинения законодателя в стимулировании коррупции в судах. Централизация процессов дисциплинарной ответственности судей в столичной Высшей квалификационной комиссии, создание судебной инспекции, способной выявлять и проверять факты нарушений на месте, в любом регионе Украины, детализация судейской присяги, нарушение которой влечет увольнение судьи, установление справедливой и прозрачной процедуры назначения судей – это именно то, чего боятся и не хотят коррупционеры. Но именно это предусмотрено новым Законом.

Ликвидация громоздкой системы военных судов, рассчитанных на Советскую Армию, Флот и военно-промышленный комплекс, загруженных сегодня по сравнению с обычными судами на 2%, но обходящихся государству около 30 млн гривен ежегодно; создание одного единственного Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, полностью скомпенсированное сокращением четырех палат Верховного Суда – при всем желании нельзя назвать разрушением судебной системы. Скорее, это ее оздоровление. Ведь вся вертикаль из более 750 украинских судов, успешно себя зарекомендовавшая, продолжит работать. Единственное, что будет разрушено — так это «кормушка», канал для разбазаривания бюджетных средств, что у кого-то вызывает беспокойство. Только это беспокойство не за государственный интерес, а за собственный карман.

Что до судебной защиты прав человека, то сокращение вдвое сроков судебного рассмотрения дел, запрет возвращать дела на новое рассмотрение из апелляции, окончательная ликвидация «повторной кассации», упрощение доступа граждан к судейской профессии должно укрепить судебную защиту прав, а не наоборот. Ссылки авторов «заявления» на процедурные нарушения при принятии закона – лишь знаменуют переход от большой лжи к маленькой.

При обсуждении ключевых поправок в сессионном зале соизволили присутствовать… три-четыре оппозиционных народных депутата из 193. Вот истинное отношение оппозиции к судебной реформе! Парламентское большинство было представлено более 260 народными депутатами, что отражают результаты голосования. Согласно статье 121 (части первой) Регламента, Верховная Рада проводит голосование только по отклоненным профильным комитетом поправкам, причем только в том случае если на голосовании настаивает народный депутат-инициатор поправки. Кстати, 395 из 1724 поправок были изначально учтены профильным Комитетом. Все оставшиеся Верховная Рада добросовестно голосовала, пока на 636 поправке все присутствовавшие народные депутаты не отказались от голосования оставшихся поправок. Это отражено в стенограмме, видео- и аудиозаписи пленарного заседания. В такой ситуации любые утверждения о каких-либо процессуальных нарушениях – клевета.

То, что такой поток неправдивой информации одновременно обрушился на головы наших граждан, – плохо. Еще хуже, когда такая информация системно доводится до сведения иностранных государств и международных организаций. Это не просто побуждает Европу усиливать проверки Украины, частота и предмет которых и так уже вышли за рамки здравого смысла: пока в Румынию, Россию и ту же Белоруссию инвестируют, Украину только проверяют и ругают. Это приучает международное сообщество к мысли, что «украинцы неспособны к самоорганизации на государственном уровне», а значит «отторжение у нашей страны территорий и имущества, и вообще упразднение такого государства, как Украина – естественные процессы», «ускорить которые, значит благое дело сделать». Последствия этого могут быть ужасными.

Самим «находчивым» оппозиционерам не приходит в голову, что если государственную власть в Украине признать нелегитимной, то их паспорта, правоустанавливающие документы на квартиру, дом, землю, образование, выданные и удостоверенные этой властью, можно будет считать недействительными, их имущество сможет изъять любой желающий, а их самих не впустит на свою территорию ни одно иностранное государство. Но, как говорится, «нет хуже дурака, чем дурак инициативный». Именно поэтому место «деятелей» с таким складом ума – подальше от трибун, телевизионных экранов и власти в принципе. Надеюсь, на очередных выборах народ им это укажет.

Что же до Закона «О судоустройстве и статусе судей», принятого Верховной Радой Украины 7 июля, то мы все убедительно просим Президента Украины его подписать и ввести в действие. 14 лет Украина ждет этот закон. За это время проблемы с правосудием уже обострились до такой степени, что более обеспеченные украинцы ищут защиты в судах США, Великобритании, Польши – только не в украинских. Оставшиеся готовы годами ждать, пока их дело примет к рассмотрению Европейский суд по правам человека, который уже просто задыхается от количества дел из Украины. Ведь в «правый суд» у себя дома многие украинцы давно перестали верить. Дальнейшая консервация происходящего в украинской судебной системе приведет к тому, что единственными жителями страны, доверяющими украинским судам, окажутся сами судьи. И то — не факт.

Сергей Кивалов,

председатель Комитета ВР Украины по вопросам правосудия,

народный депутат Украины

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн