Закон о судоустройстве глазами судьи

15:40, 2 августа 2010
Газета: 47
27 июля 2010
Закон о судоустройстве глазами судьи

27 июля 2010 г. Президент Украины подписал Закон «О судоустройстве и статусе судей». Отметим, что вокруг Закона было немало дискуссий как среди юристов, так и в кругу профессиональных судей. На последнем заседании Пленума Высшего хозяйственного суда Украины судья ВХСУ, член Высшего совета юстиции Валентина Палий в своем докладе подробно описала новации, которые ожидают судебную систему. Для того, чтобы с ним могли ознакомиться все наши читатели, которым небезразлична судебная реформа, мы публикуем его в нашей газете.

 

Новый Закон «О судоустройстве и статусе судей» действительно прогрессивный. В отличие от предыдущих попыток реформировать судебную систему с соблюдением интересов, скажем так, судов и судей, наконец-то реализованы положения Конституции относительно обеспечения прав граждан в сфере правосудия. Критерии реформирования судоустройства Украины, как сказал Президент Украины на заседании Рабочей группы по судебной реформе, были определены уже самой жизнью, они назрели и нужно было срочно их реализовывать.

Отмечу, что закон о судоустройстве настолько новый и революционный, что требует внесения изменений во все процессуальные кодексы и ряд других законов. Первоочередными заданиями, поставленным в Законе, является реализация принципа доступности правосудия, повышение его качества, создание современной прогрессивной системы судов, которая базируется на децентрализации судебной власти, максимальная оптимизация административных должностей, повышение роли самоуправления в вопросах гарантирования независимости судей, урегулирование механизма назначения судей на административные должности, обеспечение судов в соответствии с европейскими стандартами.

Доступность правосудия

Доступность правосудия – это первое условие, которое было поставлено перед Рабочей группой для реализации положений Конституции. Вопрос ставился следующим образом: не нужно создавать каких-либо дополнительных судов для того, чтобы приблизить их к гражданам. Для этого надо обеспечить разрешение судебных дел на протяжении наиболее короткого времени. С целью устранения волокиты, во всех процессуальных кодексах сроки рассмотрения дел уменьшены до 1-2 месяцев, а в некоторых случаях – до 15-20 дней. В целом, «уплотнено» и само прохождение дела в суде.

Хотелось бы сделать акцент на тех положениях закона, которые требуют определенных организационных мер, кадрового и финансового обеспечения. Многие положения Закона вступят в силу с 1 января 2011 года, поэтому, безусловно, нашей судебной системе уже стоит задуматься, как обеспечить реализацию этих положений и требований. В частности, речь идет об автоматизированном распределении дел, о сокращении сроков их рассмотрения. В связи с этим наступило время, когда нужно решить вопрос о загруженности судов, поскольку это уже реально имеет существенное значение для карьеры судей. Нарушение сроков рассмотрения дел является основанием для дисциплинарной ответственности. Поэтому, если мы говорим об ответственности судей, то, безусловно, нужно определяться с границами нагрузки.

В рамках обсуждения вопроса о доступности правосудия решался и вопрос об отмене повторной кассации в хозяйственной юрисдикции, которая также затягивала рассмотрение дел.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 12 Закона параллельно с официальным языком судопроизводства могут использоваться региональные языки или языки национальных меньшинств за счет средств Государственного бюджета. Это говорит о том, что нужно будет решать вопрос с переводчиками, со средствами на оплату их услуг. В связи с этим нужно, наверное, пересматривать вопрос финансирования судов.

Изменения в судебной системе

Важные изменения коснулись судебной системы. Реформируется Верховный Суд. В его состав входят 20 судей: по 5 судей от каждой юрисдикции, из числа которых избирается председатель ВСУ и его заместитель. Одновременно создается и Высший специализированный суд по рассмотрению уголовных и гражданских дел, ликвидируются военные суды. ВСУ как наивысший судебный орган в системе судов общей юрисдикции будет иметь относительно дел, рассматриваемых судами, два основания для пересмотра: по причине неодинакового применения судами или судом непосредственно кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях, а также в случае установления международным судебным учреждением нарушений Украиной международных обязательств при решении дела судом – речь идет о применении в судебной практике Конвенции по правам человека. При этом у Верховного Суда нет права давать разъяснения по практике применения законодательства.

Максимально оптимизируются и отдаляются от судей административные должности. Их деятельность в основном направлена на аппарат судей, взаимодействие с Государственной судебной администрацией, Высшей квалификационной комиссией судей, органами судейского самоуправления. Такими должностями считаются только должности председателя суда и его заместителей. В местных судах, где количество судей не превышает 15-ти, может быть назначено не более двух заместителей. В апелляционных судах, где количество судей превышает 35, может быть назначено не больше трех заместителей. В высшем специализированном суде, где количество судей превышает 45, может также быть назначено не больше трех заместителей. В апелляционных и кассационных судах могут создаваться судебные палаты. Но судебные палаты уже будут возглавляться не председателем суда или заместителями, а секретарем судебной палаты, который назначается с числа судей этого суда – вводится новая должность. Он организовывает работу, контролирует осуществление анализа и обобщения судебной практики, информирует о деятельности судебной палаты. Также предусмотрено, что апелляционные и высшие суды оказывают помощь судам нижестоящих инстанций, анализируют судебную статистику. Высшие суды дают рекомендационные разъяснения судьям соответствующей специализированной юрисдикции.

Председатель высшего специализированного суда представляет соответствующие специализированные суды, а не только суд, который он возглавляет. Такая особенность предоставлена председателям только высших специализированных судов.

Какие же полномочия относительно унификации судебной практики имеет ВСУ? В соответствии с заключительными положениями Закона в Хозяйственный процессуальный кодекс вводится статья 111-28, которая предусматривает обязательность судебных решений Верховного Суда Украины, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебных решений по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права Украины в подобных правоотношениях для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную норму права, и для всех судов Украины. Суды будут обязаны привести свою практику в соответствие с решениями Верховного Суда Украины. Неисполнение решений ВСУ влечет за собой ответственность согласно закону.

В высших судах и ВСУ действует Пленум в составе всех судей соответствующего суда. То есть Пленум подлежит реформированию. При этом в статье 36, касающейся Пленума высшего специализированного суда, указано, что он действует для обеспечения единства судебной практики в делах соответствующей судебной юрисдикции. Полномочия Пленума ВСУ немного другие. Они определены ст. 44 Закона и направлены по большей части на реализацию конституционных полномочий ВСУ: избрание и увольнение председателя ВСУ и его заместителя, заслушивание информации об их деятельности, принятие решения об обращении в КСУ по вопросам конституционности законов и т.д., предоставление заключения о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент, признаков государственной измены или другого преступления, внесение по обращению парламента письменного представления о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья.

Председателей назначает ВСЮ по «совету» судей

Законодательно урегулируется механизм назначения судей на административные должности. Председатель суда и его заместители в судах первой, второй, третей инстанций назначаются на 5 лет из числа судей соответствующего суда не больше чем на два срока подряд и увольняются с должности Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. При этом в заключительных положениях закона предусмотрено внесение соответствующих изменений в ЗУ «О Высшем совете юстиции», в частности, дополнение закона статьями 29-1 и 32-1. Пребывание судьи на административной должности не освобождает его от осуществления полномочий судьи, предусмотренных законом. Увольнение с должности судьи, а также окончание срока, на который судья назначен или избран, прекращает осуществления ним полномочий на административной должности. Это также новелла.

Требования к кандидатам в судьи стали жестче

Повышаются требования к должности судьи. Внедряется обязательное обучение судей. Для замещения вакантной должности судьи только экзамены нужно будет сдать трижды. Обязательным является для действующих судей обучение в школе судей раз в три года. Академия судей реформируется в Национальную школу судей при ВККС Украины. Для назначения судей впервые внедряется централизованный конкурс, который будет проводить ВККС как перед направлением для прохождения специальной подготовки, так и после ее завершения для предоставления рекомендации относительно кандидатуры на должность судьи в Высший совет юстиции. По результатам квалификационного экзамена формируется рейтинг кандидатов, в соответствии с которым кандидаты будут получать право на занятие должностей.

Высшая квалифкомиссия судей будет единственным квалификационно-дисциплинарным органом в Украине в рамках закона о судоустройстве. Она получила широкие полномочия не только относительно формирования судейского корпуса, но и что касается привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Закон впервые определил четкий перечень оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности. В частности, из-за нарушения сроков рассмотрения дела, неподачи или несвоевременной подачи для обнародования декларации об имущественном состоянии, отображения в ней заведомо неправдивых ведомостей и другие. Обращаться с жалобой может каждый, кому известны такие факты.

Отмечу, что для этого ВККС утверждает и размещает на своем официальном веб-портале образец жалобы (заявления) относительно ненадлежащего поведения судьи, который может использоваться при уведомлении ВККС о нарушении судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи. При рассмотрении дисциплинарного дела приглашается судья, относительно которого открывают дело и, что также является новеллой, лицо, по обращению которого открыто дело. Хочу сказать, что и раньше приглашали наиболее активных жалобщиков, однако теперь это прописано и законодательно. В случае необходимости могут присутствовать и другие заинтересованные лица.

Информация о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности обнародуется на официальном веб-портале ВККС. По предложению соответствующего совета судей дисциплинарное взыскание может быть досрочно снято ВККС, а так оно снимается по прошествии года.

ВККС является постоянно действующим органом в системе судоустройства. Лица, которые из числа судей будут избираться в ВККС, должны понимать, что они покидают судейскую практику и переходят работать в ВККС. При этом время работы в ВККС засчитывается в судейский стаж. Действует ВККС в составе 11 членов с высшим юридическим образованием и стажем работы в отрасли права не менее 20 лет. 6 членов назначаются съездом судей Украины, 2 – съездом работников юридических учебных заведений и научных учреждений, 1 – Министром юстиции, 1 – Уполномоченным ВРУ по правам человека и 1 – главой ГСА. Срок назначения – 3 года, два срока подряд занимать эту должность запрещено. Создается секретариат Комиссии, действует служба дисциплинарных инспекторов – 33 инспектора, по 3 на каждого члена ВККС. Дисциплинарные инспекторы назначаются на должность и увольняются с должности главой ВККС по предложению соответствующего члена ВККС.

Судейское самоуправление

Повышается роль судейского самоуправления как признак независимости судей, уменьшения влияния админресурса на судей. Организационные формы самоуправления остаются те же: собрание судей, советы, конференции судей, съезд судей. В связи с аннулированием Президиума, существенно повышается роль собрания судей при решении организационных вопросов. Собрание полномочно, если на нем присутствует больше половины от общего количества судей суда. В частности, по предложению председателя суда собрание судей определяет специализацию судей по рассмотрению конкретных категорий дел соответствующей судебной юрисдикции и принимает решение о создании судебных палат, об их составе, а также о назначении секретаря судебной палаты в апелляционных и высших специализированных судах, заслушивает отчеты судей, которые занимают административные должности и отчет руководителя аппарата суда. Относительно руководителя аппарата суда — собрание судей имеет право высказать ему недоверие, что влечет за собой увольнение с должности.

Исполнение решений собрания судей возлагается на председателя суда или его заместителя. В деятельность органов судейского самоуправления внедряется принцип паритетности. В частности, устанавливается одинаковое конкретное количество делегатов от судов разных юрисдикций в состав соответствующей конференции судей, съезда судей Украины и членов в состав Совета судей Украины. Это очень важно для нас. Вы знаете, насколько мы были бесправны на съезде судей, где количество наших делегатов составляло лишь одну треть от общего количества делегатов.

Финансовые вопросы

В соответствии с европейскими стандартами размер судейского заработка должен регулироваться законом, а не постановлениями, как это происходит сейчас. В соответствии с новым законом судейское вознаграждение состоит из должностного оклада и доплат за выслугу лет, доплат за пребывание на административной должности, за научную степень, работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне. Минимальный размер должностного оклада – 15 минимальных заработных плат. Но он будет внедрен только в 2015 году. А до этого он будет увеличиваться постепенно. С 1 января 2011 года заработная плата будет рассчитываться исходя из размера 6 минимальных заработных плат, в 2012 – 8, 2013 – 10, 2014 – 12. В 2015 году мы выйдем на гарантированный законом должностной оклад.

Таким образом, с 1 января 2011 года фактически увеличивается финансовое обеспечение судей первой и второй инстанции – в особенности первой. Обеспечение судей высших специализированных судов немного пострадает. При этом согласно с Законом, судья обязан ежегодно не позднее 1 апреля подавать в ГСА для обнародования на официальном веб-портале судебной власти, ведение которого обеспечивает ГСА, декларацию об имущественном состоянии. Декларация касается доходов и расходов судьи, членов семьи и лиц, с которыми он проживает, но не близких родственников, которые не являются членами его семьи.

Судья до выхода в отставку или на пенсию не может быть награжден государственными наградами или любыми другими наградами, связанными с осуществлением правосудия. То есть, женщины могут получить, например, награду «Мать-героиня», а мужчины – за тушение пожара.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн