?НК создает более комфортные условия для чиновников и налоговых органов, при этом очевидна дискриминация предпринимателей?

17:57, 10 августа 2010
Газета: 48
Зампредседателя Постоянной комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства, общественного...
?НК создает более комфортные условия для чиновников и налоговых органов, при этом очевидна дискриминация предпринимателей?

Зампредседателя Постоянной комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства, общественного питания и услуг Елена Овраменко:

 – 17 июня ВР приняла в первом чтении проект Налогового кодекса. Вокруг него развернулось немало дискуссий. Как Вы оцениваете в целом важность принятия этого Кодекса?

– Начнем с того, что принятие НК способно серьезно повлиять на финансовое оздоровление в стране, на решение социально-экономических проблем, развитие предпринимательства. Декларируемая задача Кодекса — установить прозрачные механизмы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, упростить административные процедуры, унифицировать налоговое законодательство, которое сейчас распылено в многочисленных подведомственных нормативных актах. Намерения, как мы видим, весьма благие. Но целый ряд позиций в проекте Налогового кодекса, особенно касающихся системы налогообложения малого бизнеса и физических лиц, полномочий налоговых служб, вызывают серьезные нарекания и замечания не только у предпринимателей, но и у политиков и международных экспертов.

– О каких именно нормах идет речь?

– Даже невооруженным глазом видно, что в нынешней редакции проект НК создает более комфортные условия для чиновников и налоговых органов, при этом очевидна дискриминация предпринимателей. Например, существует стремление существенно расширить базу налогообложения, повсеместно ввести кассовые аппараты, что приведет к полному уничтожению упрощенной системы малого бизнеса. Планируется введение дополнительно шести видов проверок, а штрафы за мелкие налоговые нарушения хотят увеличить в 6-8 раз. Многих предпринимателей беспокоит новая норма в отношении определения «обычных цен». В проекте Кодекса четко не выписан порядок их определения, что создает почву для произвола и волюнтаризма со стороны чиновников. Фактически налоговики получат право диктовать предпринимателям цены покупки и продажи сырья и материалов.

– Налоговый кодекс, наверное, несет серьезные новшества и в части местных налогов. Что ожидать местным бюджетам?

— Согласно проекту, рыночный сбор и прибыль от парковки в городах планируется направлять в центральный бюджет. Это может негативно повлиять на и без того полупустые городские бюджеты. С другой стороны, под красивым соусом «улучшения администрирования местных налогов» предлагается ликвидация десяти неработающих местных налогов и сборов, например, сбор с владельцев собак, сбор за использование символики, за участие на бегах и т.д., удельный вес которых в объеме местных налогов и сборов всегда составлял не более 0,1%.

– Сохранится система упрощенного налогообложения для физических лиц-предпринимателей?

– Это одна из главных проблем нынешней редакции проекта Налогового кодекса. Изначально планировалось, что предприятия, занимающиеся оптовой торговлей, интернет-бизнесом, предоставлением в аренду недвижимости, всего 20 видов деятельности, не смогут работать по этой системе. Как видим, в новой редакции НК пошли на уступку в этом вопросе, и юристы, бухгалтеры, аудиторы, консультанты смогут быть частными предпринимателями на едином налоге. Но в целом проблема «единщиков» в Кодексе решена неоднозначно. Сейчас 4 миллиона 200 тысяч физических лиц-предпринимателей в Украине платят налоги по упрощенной системе, но после нововведений значительная часть из них будет лишена такого права. Вряд ли, потеряв доступ к упрощенной системе, предприниматели побегут регистрироваться плательщиками НДС, иначе они будут работать исключительно на налоги и себе в убыток.

– Итак, дискуссионных моментов в Кодексе достаточно. Многие эксперты отмечают, что Кодекс «сырой» и требует серьезных доработок. Согласны ли Вы с тем, что доработка Кодекса сменит на положительное содержание его положений?

– По крайней мере, очень хочется надеяться, что будут приложены все усилия, чтобы существенно доработать текст Кодекса. Принять его в таком виде, значит, подписать «смертный приговор» среднему и малому украинском предпринимательству. Объективно — Налоговый кодекс Украине нужен, но должен быть направлен в интересах бизнеса, а не налоговых органов. Только тогда можно ожидать создание условий для развития экономики, основным двигателем которой является малый и средний бизнес. Ведь работающий бизнес в государстве — это и стабильные поступления в государственный и местный бюджет, и новые рабочие места. Если Налоговый кодекс будет принят без должной доработки, бюджеты всех уровней следующего 2011 года будут построены на несовершенном нормативном документе, который не позволит экономике Украины эффективно работать и преодолеть кризисные явления.

 Беседовал Иван Правдин,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн