Нагрузка на судей должна определяться законом

15:35, 6 сентября 2010
Газета: 52
На сегодняшний день можно констатировать, что процесс реализации судебной реформы, основополагающим...
Нагрузка на судей должна определяться законом
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

На сегодняшний день можно констатировать, что процесс реализации судебной реформы, основополагающим нормативным актом для которой является ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», начался, и первые шаги к ее осуществлению сделаны. Так, недавно состоялась Конференция судей хозсудов, где было принято решение созвать внеочередной Съезд судей Украины, призванный решить фундаментальные вопросы организации и функционирования судебной системы. Кроме того, организационные изменения коснулись системы хозсудов. За более полной картиной событий мы обратились к председателю Совета судей хозяйственных судов Александру Удовиченко.

 

- Александр Сергеевич, какие задачи поставлены перед Съездом судей Украины, который состоится в ближайшее время?

- X внеочередной Съезд судей Украины был созван конференцией судей хозяйственных судов и конференцией судей административных судов в соответствии с требованиями Переходных положений ЗУ «О судоустройстве и статусе судей». Его можно смело назвать организационным. Задачей этого Съезда является формирование органа судейского самоуправления высшего уровня – Совета судей Украины, формирование Высшей квалификационной комиссии судей Украины, а также, возможно, избрание членов ВСЮ и судей КСУ. Именно эти основные вопросы внесены на рассмотрение Съезда в соответствии с решениями конференций. Кроме того, с учетом того, что ВККС в действующем составе заканчивает свою работу, логичным представляется заслушать информацию о результатах ее работы за предыдущий период, а также традиционно заслушать информацию Государственной судебной администрации о состоянии дел с финансированием, материально-техническим и организационным обеспечением судов. Это те вопросы, которые поставлены на повестку дня Съезда. Мы знаем, что в нем планирует принять участие Президент Украины, и это еще одно подтверждение тому, какое большое значение он придает судебной реформе, с инициативой проведения которой выступил.

Перед проведением конференций глава государства встречался с руководителями как органов судейского самоуправления, так и высших специализированных судов, очертил поставленные в контексте реформирования судебной системы задачи, выслушал наши предложения. Мы еще раз убедились, что Президент очень серьезно и глубоко подходит к этим вопросам. У нас есть уверенность, что судебная реформа будет продолжаться так же стабильно.

У кого-то могут возникнуть вопросы, почему такое серьезное мероприятие, как Съезд судей Украины, назначено в кратчайшие сроки. В связи с этим отмечу, что, во-первых, закон не только позволяет, но и обязывает провести его в такой срок. И я считаю это совершенно правильным, поскольку на сегодняшний день из-за того, что квалификационные комиссии фактически прекратили свою работу, остановился процесс назначения судей на должности, увольнения судей, рассмотрения дисциплинарных производств в отношении судей, а это влечет накопление материалов и кадровые проблемы. Поэтому эти вопросы нужно решить как можно быстрее, для чего необходимо сформировать ВККС. То же касается и формирования других органов: Совета судей Украины и избрания представителей в ВСЮ.

ГСА Украины ведет планомерную подготовительную работу к Съезду. В соответствии с ныне действующим Законом Съезд уже не такой многочисленный, как раньше – число его делегатов составляет 93 человека. Не всегда большее количество означает высокое качество, поэтому, на мой взгляд, в данном случае представительство всех регионов и всех судебных специализаций в этом органе обеспечено, а делегатами мы избрали компетентных, осведомленных о существующих проблемах людей.

 

- Планируется ли на Съезде обсудить предложения о внесении изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей»?

 

- На ближайшем Съезде судей предложения представлены не будут, потому что мы только начали работу над этим Законом. Я думаю, что первые наработки будут готовы не ранее, чем через полгода-год. Идеальный закон создать невозможно, определенные коллизии мы находим уже сейчас, но они, в основном, носят процессуальный характер. Они не являются неустранимыми, и судебная практика найдет свой путь. Но правильным представляется в дальнейшем все же внести изменения. Тем более, что Рабочая группа по вопросам судебной реформы, которая готовила закон, не прекратила свое существование. Она будет аккумулировать предложения, критические замечания, чтобы через год собраться, отработать эти моменты и предложить изменения в направлении усовершенствования Закона.

 

- Будет ли ВХСУ настаивать на своих предложениях, которые озвучены в ходе работы Рабочей группы, но не учтены? В частности относительно отмены фиксации судебного процесса в хозяйственных спорах?

 

- Я думаю, что ведение протокола, фиксация абсолютно не являются сегодня проблемными. У нас, наоборот, даже судьи выступают инициаторами фиксации, поскольку это дисциплинирует стороны, упорядочивает работу. Трудности и проблемы могут возникнуть в другом аспекте. Новый Закон установил более сжатые сроки как рассмотрения жалоб в апелляционной и кассационной инстанции, так и подготовки документов, их отправки. Но на сегодняшний день у нас, к сожалению, не во всех судах равномерная нагрузка, которая бы позволяла судьям делать все четко и вовремя. В таких судах как, например, Хозяйственный суд г. Киева, Киевский апелляционный хозяйственный суд, Хозяйственный суд Сумской области и еще в ряде судов (по большей части это касается первой инстанции) да и в Высшем хозяйственном суде нагрузке более высокая, чем она должна быть. Были попытки урегулировать этот вопрос, в частности соответствующее решение принимал Совет судей Украины. Мы также ставили его неоднократно.

Что касается вопроса, какой должна быть нагрузка, дать какую-то приблизительную цифру возможно, и она даже есть: судья в год может рассмотреть около 200 дел. Я считаю, к этому вопросу надо будет вернутся, и подойти к нему с научной точки зрения, привлечь соответствующих экспертов, чтобы определить правильную нагрузку и метод ее урегулирования. И ее необходимо закрепить законодательно. В России, кстати, это сделано именно на уровне закона. В ином случае у нас может сложиться такая ситуация, когда при наличии жестких сроков и такого основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности как нарушение сроков, судья может стать заложником коллизии норм нескольких законов и оказаться незащищенным. Поэтому я думаю, что мы этот вопрос изучим, и будем готовить для вынесения и закрепления в законодательном порядке. Для этого нужно время, чтобы поработать в новых условиях.

 

- Недавно были ликвидированы несколько апелляционных хозяйственных судов. На Ваш взгляд, поможет ли это решить проблему нагрузки на суды?

 

- Я думаю, что Указ Президента Украины «Вопросы сети хозяйственных судов Украины» приведет к тому, что нагрузка в судах апелляционных инстанций выровняется. До этого Луганский апелляционный хозяйственный суд рассматривал жалобы только лишь на решения Хозяйственного суда Луганской области, и количество этих жалоб в год было очень незначительным. В то же время Львовский апелляционный хозяйственный суд рассматривал жалобы на решения хозяйственных судов Львовской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Волынской, Тернопольской, Черновецкой и Хмельницкой областей. Очевидно, что имел место существенный дисбаланс.

На сегодняшний день в соответствии с этим Указом ликвидируются четыре суда и создается один – Ровенский апелляционный хозяйственный суд, который и территориально и по нагрузке «забирает» часть жалоб на решения судов Львовского апелляционного округа. А соответственно, суды Луганский, Запорожский, Херсонский возвращаются в те апелляционные округи, где они были изначально. Этот Указ, на мой взгляд, исправил те ошибки, которые были допущены при непродуманном создании этих судов ранее.

 

- Что ожидает судей, которые работали в ликвидируемых судах?

 

- Относительно судей и работников указанных судов, то согласно со всеми законными гарантиями, все они будут трудоустроены без ущемления их прав. Есть предварительные наработки, и на сегодняшний день с судьями этих судов руководство ВХСУ уже проводит собеседования. Определяется, кто в какой суд переводится: часть судей уйдет в суды соседних областей, некоторые, кто согласится, перейдут в хозяйственные суды первой инстанции, часть судей перейдет работать в апелляционные административные суды – об этом тоже есть договоренность с руководством Высшего административного суда Украины и с прочими органами, которые в этом участвуют. Поэтому никто не останется ущемлен, и никому не придется менять профиль деятельности.

 

- Какая судьба ожидает дела, которые находились в производстве этих судов?

 

- Думаю, новые суды будут созданы де-юре в ближайшее время. С теми делами, которые рассматривали Луганский, Запорожский, Киевский межобластной суды, вообще не должно возникнуть никаких проблем. Работают апелляционные хозсуды, которые готовы рассмотреть эти жалобы – и такая дополнительная нагрузка для них абсолютно безболезненна, ведь именно так все рассчитывалось. Небольшая заминка может выйти с Ровенским апелляционным хозсудом, но мы считаем, что в ближайшее время он будет создан как юридическое лицо, и когда в его составе будет хотя бы 9 судей, он сможет начать работу. Таким образом, никто не будет лишен права на обжалование. И если будет пропущен срок на обжалование в связи с вышеуказанными моментами, эти сроки будут восстановлены самими апелляционными судами.

К слову, в соответствии с изменениями, внесенными в процессуальный закон, теперь уже нет граничного трехмесячного периода для восстановления срока на обжалование. Кроме того, теперь апелляционное обжалование является обязательным – больше нет «прыгающей» кассации. Поэтому все сроки, пропущенные по объективным причинам, будут восстановлены.

 

- На Ваш взгляд, не возникнут ли у хозсудов проблемы с внедрением автоматической системы документооборота?

 

- В качестве эксперимента эта система уже работает в ряде наших судов, в ВХСУ – в двух палатах, и сейчас идет процесс по ее внедрению еще в двух. Эта система показала и свои достоинства, и свои недостатки в том виде, в котором она сейчас работает. У нас есть время до 1 января 2011 года, и уже выполняется задача сделать эту систему более совершенной технически и организационно. Думаю, что мы сможем обеспечить ее внедрение, и особых проблем с этим не будет. В хозяйственных судах везде есть компьютеры, есть серверы, налажена система делопроизводства. Положение о порядке функционирования этой системы будет утверждаться Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией, а мы будем участвовать в ее разработке совместно с ГСА.

Беседовала Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде