Европейские стандарты профессиональной подготовки прокуроров и судей

10:52, 29 ноября 2010
Газета: 64
25 и 26 ноября с.г. в Национальной академии прокуратуры Украины состоялась международная...
Европейские стандарты профессиональной подготовки прокуроров и судей

25 и 26 ноября с.г. в Национальной академии прокуратуры Украины состоялась международная научно-практическая конференция «Европейские стандарты профессиональной подготовки прокуроров и судей» при участии представителей Совета Европы, специализированных учебных заведений, судей РФ, Португалии, Испании, Франции, Бельгии, руководства Генеральной прокуратуры Украины, научно-педагогического состава Национальной академии и других экспертов.

Теория и практика – едины

Своей актуальностью мероприятие обязано тому, что после принятия Закона «О судоустройстве и статусе судей», задекларировавшего создание Национальной школы судей возник вопрос о необходимости принятия специального закона, который бы регламентировал деятельность по подготовке будущих прокуроров.

Со вступительным словом к участникам конференции обратился заместитель Генерального прокурора Украины Евгений Блаживский, который отметил, что во исполнение обязательств, принятых Украиной при вхождении в Совет Европы, отечественная прокуратура постепенно превращается в орган, который соответствует европейским стандартам. По его словам, на сегодня проходит активная работа по подготовке новой редакции Закона «О прокуратуре» и других актов при участии, в том числе, экспертов Академии.

Подготовка кадров

Ректор Национальной академии прокуратуры Григорий Середа в своем выступлении отметил, что в Европе существует 4 модели профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры.

Первая, наиболее распространенная – двухступенчатая: сначала лицо получает полное юридическое образование в классическом университете Минобразования, после чего претендент на должность прокурора или судьи – часто в европейских государствах их обучение проходит совместно – слушает курсы в специальном учреждении, которое находится вне рамок образовательного ведомства (Министерства). Срок обучения в таком учреждении – от 6 месяцев до 3 лет, его большую часть составляет практика в прокуратуре или других госорганах. По его окончании лицо получает сертификат о праве на занятие прокурорской деятельностью. Выпускники распределяются по рейтинговому принципу, а зачисление на должности осуществляется без каких-либо дополнительных конкурсов или экзаменов. Таким образом, наличие первичной профессиональной подготовки является обязательным условием принятия на работу в органы прокуратуры в большинстве стран Европы: Франции, Турции, Испании.

Вторая модель не предполагает подготовку в специализированном вузе. Ее минусом является необходимость «дообучать» такое лицо уже непосредственно в процессе работы.

Третья модель отличается от предыдущих тем, что обучение будущих прокуроров проходит с первого по пятый курс специализированного вуза, подчиненного прокуратуре – она действует в РФ.

Четвертая – является разновидностью первой. Ее сущность в том, что первичная профессиональная подготовка прокурора проходит в академии прокуратуры на базе бакалаврского уровня образования, обретенного в вузах системы Минобразования.

Для того чтобы преодолеть недостатки отечественной модели, на взгляд г-на Середы, стоит законодательно урегулировать систему подготовки прокуроров и статус Национальной академии прокуратуры. При этом он отметил, что, к сожалению, проекты Законов «О прокуратуре» и «О высшем образовании» пока не дают ответы на эти вопросы (см. Комментарий). Тем не менее, вполне возможно, что в скором времени возможность замещения должности прокурора по примеру правил, установленных отныне для судей, ограничат необходимостью пройти обязательное обучение в Национальной академии прокуратуры. Напомним, на сегодня в соответствии со ст. 46 Закона «О прокуратуре» номинально требуется лишь наличие высшего юридического образования (диплом государственного или частного вуза) и прохождение стажировки.

Судей не хватает!

Отметим, что конференция затронула и вопрос подготовки и формирования судейского корпуса. Так, на необходимости внесения изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей» сделал акцент председатель ВСЮ Владимир Колесниченко: «Возникли небольшие трудности, но я надеюсь, что в ходе реализации нашей дальнейшей программы и внесения соответствующих изменений в Закон, исходя из рекомендаций Венецианской комиссии, мы определимся с системой подготовки, в особенности, что касается Переходных положений Закона». Так, он отметил, что на сегодня во ВСЮ осталось разобрать материалы по назначению всего 24-х судей. При этом вакантных мест для судей в судах – 300: «Мы будем обсуждать эту проблему с председателем ВККС и обращаться к законодателю с предложением внести изменения с тем, чтобы иметь возможность использовать кадровый резерв кандидатов в судьи, созданный ликвидированными местными квалифкомиссиями судей».

Исправить ситуацию необходимо как можно быстрее – иначе во многих судах попросту будет некому рассматривать дела. По подсчетам г-на Колесниченко, время, необходимое для подготовки кандидата с момента создания специализированного вуза (Национальной школы судей) до назначения впервые составит не менее 2-х лет. Также председатель ВСЮ считает, что не стоит «терять» кадры, которые еще до принятия Закона обучались по системе подготовки профессиональный судей при Одесской национальной юракадемии, а также Национальной юракадемии им. Ярослава Мудрого. Помимо этого, при отборе в судейский корпус непременно нужно учитывать опыт работы помощником судьи или секретарем судебного заседания.

Как правильно отобрать кандидатов

Одним из ключевых моментов также был вопрос об усовершенствовании процедуры оценивания кандидатов на должность судьи. Как рассказал участникам конференции судья административного трибунала и тренер научного центра судей г. Лиссабон Хорхе Кардосо Кортес, экзамен для кандидатов на должности судей кроме базовой или фундаментальной компетенции, должен еще выявлять и ряд других способностей кандидата. Т.е. фундаментальная компетенция и качества кандидата должны быть взаимосвязаны. К примеру, судья не только должен отлично знать юриспруденцию, но и уметь писать, доказывать свою правоту, вести дело, основываясь на фактах и знаниях, принимать решение в соответствии с ситуацией, определять и придерживаться определенных процедур. Уметь объяснить решение, слушать и обмениваться идеями и так далее. Так же было отмечено, что важно не только то, чему учат, но и то, кто учит.

Своим видением ситуации в понимании европейского подхода к оцениванию кандидатов на должность судьи поделился с участниками зампредседателя Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида. По его мнению, необходимо определить какие именно личностные качества будут подлежать оцениванию. Это даст возможность разработать учебные программы и затем уже разработать систему оценивания судей по нескольким взаимосвязанным критериям. Также было отмечено, что специальная подготовка судей должна включать не только отраслевую специализацию, но и знания из других наук и сфер, в той или иной степени связанных или не связанных с деятельностью судьи. Например, практическую психологию, иностранный язык и так далее, т.е. все то, что будет помогать судье в его работе. Специальный экзамен, который кандидаты будут сдавать после подготовки, должен включать в себя этический тест, психологический тест и игровое судебное заседание с привлечением профессиональных актеров, как это происходит, например, в Нидерландах.

Подводя итоги конференции, все участники пришли к тому, что необходимо провести огромную работу, перед тем как запустить приведенный в действие ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» механизм оценивания будущих судей.

Наталья Мамченко, Егор Желтухин,

«Судебно-юридическая газета»

 

Комментарий

Процедуру подготовки прокуроров следует реформировать

 

Заместитель Генерального прокурора Украины Евгений Блаживский:

– Главным заданием на сегодня является поиск способов, которые бы сделали невозможным принятие на работу случайных, слабо подготовленных, нечестных и непорядочных людей. Прокурорско-следственная деятельность в последнее время приобретает все более сложные формы, она требует постоянного повышения уровня профессионализма, поэтому недостаточно предоставить будущим профессионалам лишь знания общеюридического характера. Крайне важно обеспечить надлежащую специализированную подготовку.

Для этого образовательный процесс должен быть максимально приближен к нуждам практической деятельности. Я убежден, в перспективе укомплектация органов прокуратуры должна осуществляться только за счет лиц, прошедших подготовку в специализированном учреждении – Национальной академии прокуратуры. В связи с этим требует законодательного усовершенствования правовой статус академии как учреждения, осуществляющего первичную специализированную подготовку и постоянное профессиональное обучение – повышение квалификации прокурорских кадров.

 

Ректор Национальной академии прокуратуры Григорий Середа:

– Что касается системы подготовки прокуроров, то, на наш взгляд, было бы целесообразно включить в Закон «О прокуратуре» перечень статей, посвященных статусу Национальной академии прокуратуры и ее работников – учеными нашей академии разработаны соответствующие предложения. Одним из вариантов решения проблемы может быть внесение изменений в Закон «О высшем образовании» – целесообразно включить ГПУ в число тех органов, которые могут иметь у себя в подчинении вузы; инициировать принятие отдельного закона, посвященного Национальной академии прокуратуры Украины. Что касается последнего, такой вариант не должен восприниматься как что-то фантастическое. Большинство европейских стран избрало именно его как наиболее рациональный путь. Например, во Франции еще с 1958 года статус Национальной школы магистратуры, которая готовит судей и прокуроров определен отдельным Законом. Аналогично в Турции, Сербии, Молдове. Идея урегулирования отдельным законом поддерживается Лиссабонской сетью учебных учреждений по подготовке и повышению квалификации судей и прокуроров, которая объединяет учреждения 44 стран Европы. В 2008 году в нее принята и наша Академия.

Кроме того, при поддержке Генерального прокурора Украины мы готовы сформировать другие подходы, например, превратить Академию в классическое учреждение подготовки прокуроров. В этом случае мы будем осуществлять обязательную первичную подготовку и систематическое повышение квалификации. На обучение будут поступать на конкурсных началах лица с полным высшим образованием магистерского уровня. К слову, эта модель похожа на модель подготовки судей, установленную в Законе «О судоустройстве и статусе судей». По результатам обучения в Академии будут вручаться сертификаты, которые будут давать право на занятие прокурорской деятельностью – чем прокуроры хуже адвокатов.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн