Испорченный Новый год. С кого взыскать убытки?

11:22, 20 декабря 2010
Газета: 67
С приближением самого любимого и народного праздника на повестке дня практически каждого человека стоит...
Испорченный Новый год. С кого взыскать убытки?

С приближением самого любимого и народного праздника на повестке дня практически каждого человека стоит вопрос о том, где, как и по какой цене он будет праздновать Новый год. Кто-то остается дома, кто-то идет в гости. Некоторые выбирают ресторан, кафе либо клуб, предпочитая не заморачиваться по поводу организации застолья и зрелищ, отдав решение этих проблем в руки профессионалов. Причем за очень немалые деньги, заплатив которые, клиент рассчитывает на то, что ему организуют прекрасный досуг.

Но иногда, к сожалению, случается так, что в новогоднюю ночь человек не получает в полной мере обещанных ему благ. На столе оказываются не все заказанные и заранее оплаченные блюда, вместо популярного артиста выступает малоизвестная «звезда» местного разлива, и при этом всем выясняется, что клиент должен еще доплатить сверх уплаченной ранее суммы какие-то деньги. После такого отмечания многие люди расстраиваются и навсегда отказываются от празднования Нового года в увеселительных заведениях. Но с несправедливостью и некачественно предоставленными услугами нужно бороться.

Гуляем вне дома

Что собой представляет заказ столика в ночном клубе или ресторане в новогоднюю ночь? Работает этот механизм по принципу публичной оферты. Организаторы всеми возможными способами предлагают общественности свой вариант празднования: на рекламных проспектах, на страницах специализированных журналов либо в коммерческом предложении, пришедшем потенциальному клиенту на электронную почту. В предложении обычно указывается место и время проведения, примерное меню блюд и сценарий праздника с участием Деда Мороза, Снегурочки и прочих сказочных персонажей. В заключение всего этого обычно указывается цена, колеблющаяся от 400 гривен в маленьком кафе провинциального города до $2000 в модном столичном ночном клубе.

Клиент делает свой выбор, связывается с организаторами, заказывает столик и осуществляет обычно оплату в форме стопроцентной предоплаты.

Гражданский кодекс в лице ст. 633 такую форму сотрудничества называет публичным договором, согласно которому, одна сторона, предприниматель, взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнения работ или предоставления услуг каждому, кто к нему обратится (розничная торговля, перевоз транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и тому подобное). Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому законом предоставлены соответствующие льготы. Льготы на роскошные празднования Нового года законом никому не предоставляются, как известно. Условия публичного договора, которые противоречат этим требованиям и правилам, обязательным для сторон при заключении и выполнении публичного договора, являются ничтожными.

Предприниматель по условиям публичного договора не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим относительно заключения публичного договора, если иное не установлено законом. Предприниматель также не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ услуг). К отсутствию возможностей можно отнести отсутствие на момент попытки заказать услугу свободных мест.

В случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить убытки, нанесенные потребителю таким отказом. То есть, если вам отказали в оформлении заказа, мотивируя отсутствием свободных мест, а спустя час у вашего знакомого заказ приняли, вы имеет полное права требовать возмещения убытков. Если по-хорошему не получится, можно пытаться искать правды в суде.

Цену устанавливает рынок, а не продавец

Допустим, вам удается оформить заказ. Коммерческое предложение в виде публичной оферты должно соответствовать действительности. Если в рекламном проспекте указана цена в размере пятисот гривен, то именно столько с вас имеют право требовать. Если же, пока вы звонили, цена изменилась в сторону повышения, не стоит соглашаться на новые условия. Потребитель имеет права на приобретение товара либо услуги по указанной цене.

Вообще, что касается цены договора, то стоит отметить, что требования к этому существенному условию договора довольно жестко регламентируется Гражданским кодексом. Согласно ч. 2 ст. 632 Гражданского кодекса, изменение цены после заключения договора допускается лишь в случаях и на условиях, установленных договором или законом. Изменение же цены в договоре после его выполнения не допускается. То есть в ходе торжества и по его окончании никто не имеет права потребовать у вас доплаты за выступление какого-то специального гостя, если этот гость уже спел и станцевал.

Кроме того, завышенные цены в новогоднюю ночь на все блюда просто так с пальца высосаны быть не могут. Специальные цены должны быть утверждены приказом руководителя предприятия – директора кафе или клуба, в котором указываются новая стоимость тех же самых блюд, действующая на определенный период. Потребитель имеет право ознакомиться с этим документом. Если вам откажут в предоставлении этого документа на том основании, что документ является внутренним локальным актом компании (хотя обычно официанты не забивают себе голову таким сложными терминами и словосочетаниями), то даже в самом прейскуранте либо меню должно быть указано, что ныне действующие цены действуют в период новогодних торжеств на основании решения администрации под номером таким-то от такой-то даты.

Потребовать соответствующую информацию можно и в том случае, когда клиента ставят перед фактом, что после восьми вечера минимальный заказ с человека составляет определенную сумму. Можно потребовать обосновать подобное требование наличием внутреннего документа. Обычно в таком случае менеджер говорит, так и быть, заказываете на угодную вам сумму (потому что подобного решения администрации, возможно, и в природе нет).

На спортивной машине – можно, но в спортивном костюме – нельзя!

Новогодняя ночь требует установления и соблюдения определенного дресс-кода и фейс-контроля. И это – вполне законно, если оформлено должным образом и донесено до сознания клиентов. Обычно информация о том, в каком виде клиента не впустят в ночной клуб либо ресторан, размещена на информационном плакате у входа: пьяным, агрессивным, небритым, одетым в спортивный костюм людям вход воспрещен. И подпись: администрация.

«Условия доступа» могут предполагать и более оригинальные требования: дамы – только в коктейльных платьях, мужчины – только в костюмах и галстуках (в случае, если на пригласительном нарисован черный галстук). И ничего незаконного здесь нет – такова политика заведения, закрепленная в виде приказа руководителя и нашедшая свое выражение в пригласительном билете на новогоднюю вечеринку.

Незнание законов, как говорится, от ответственности не освобождает. Не знаете – спросите. Если на пригласительном билете нарисован белый галстук, значит, мужчина должен явиться во фраке, а его спутница – в вечернем платье. Клиент, оплативший заранее цену торжества, но явившийся в неподобающем виде, если он заранее был предупрежден о дресс-коде, не выполнил условия договора со своей стороны. В этом случае ему могут отказать во входе. И не вернуть деньги. Хотя, конечно, нужно требовать, чтобы вернули хотя бы часть.

Хочется хлеба и зрелищ!

31 декабря, близится вечер и момент, когда Новый год вступит в свои права. Гости собрались за праздничным столом. И обнаружили, что блюд на столе не хватает, а вместо заявленного ящика коньяка во главе стола в одиночестве стоит скромненькая бутылочка шампанского. А все остальное – за дополнительную плату.

Если при заказе на определенную сумму все дивным образом исчезнувшие блюда и напитки входили в эту сумму, потребитель имеет право и обязан требовать их появления на своем столе. Понятно, что отказываться от торжества за час до того, как куранты пробьют полночь, вряд ли кто будет. Кроме того, в новогоднюю ночь любой гражданин бывшего СССР обычно любит раскидываться деньгами. На это и идет расчет владельцев ресторанного бизнеса. Но не нужно соглашаться с такой ситуацией. Потребитель имеет права требовать все, за что он заплатил. Иначе он имеет право отказаться от договора и требовать возврата всех денег либо существенного соразмерного уменьшения цены.

Анна Воеводина,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн