Будущих судей усадят за парты

09:52, 14 февраля 2011
Газета: 73
С 1 июля 2011 г. начинает свою работу Национальная школа судей. Однако все ли готово для ее бесперебойного...
Будущих судей усадят за парты

С 1 июля 2011 г. начинает свою работу Национальная школа судей. Однако все ли готово для ее бесперебойного функционирования?

С текущего года уровень подготовки начинающих судей начнет существенно повышаться. Во всяком случае, так утверждают инициаторы создания специализированного учебного заведения для желающих вступить на судейскую стезю – Национальной школы судей. Однако ждать «первопроходцев» в ближайшее время не приходится, поскольку до «материализации» данного учебного заведения пока далеко.
Ранее требования в законодательстве относительно спецобучения претендентов в судейский корпус отсутствовали, хотя дип­ломы об окончании факультетов профессиональной подготовки судей при Харьковской юридической академии им. Ярослава Мудрого либо Одесской юридической академии (теперь оба вуза обрели статус национальных) приветствовались. Не исключено, что именно в Харькове и Одессе начнут работу филиалы НШС.
Как известно, до недавних пор существовала Академия судей Украины, однако у нее были несколько иной статус и полномочия, чем у НШС: Школа создается при ВККС и функционирует под контролем судебной власти, Академия же входила в структуру исполнительной власти. АСУ теперь находится в процессе ликвидации, был подписан совместный приказ ВККС и ГСА о прекращении деятельности Академии, и, как сказано в Законе, на ее базе создается Национальная школа судей.

Отметим, что обсуждались различные варианты создания Школы, одним из которых было реформирование Академии судей, а другим – создание НШС как нового юрлица. Как пояснил глава ВККС Игорь Самсин, «мы остановились на втором варианте. Новое юридическое лицо создается в связи с тем, что Академия судей находилась в ведении исполнительной власти, а не судебной, поэтому мы не можем ее передавать. Национальная школа в отличие от АСУ является государственным учреждением со специальным статусом, которое будет обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров для судебной системы». Начать свою работу Национальная школа судей должна с 1 июля 2011 г.
На сегодня НШС уже зарегистрирована как юрлицо, утверждены концепция ее работы и Устав. На организацию Школой практической подготовки кандидатов в судьи и судей в Госбюджете на 2011 г. выделены средства в размере почти 5,5 млн грн. Что касается наличия помещения, то, как пояснил «Судебно-юридической газете» г-н Самсин, Академией судей Украины еще в 2006 г. был начат капитальный ремонт помещения по ул. Механизаторов. В связи с ликвидацией АСУ указанное здание планируется использовать для размещения работников Школы судей. Впрочем, как стало известно из иных источников, на сегодня имеются определенные проблемы с имуществом, в т. ч. и помещением, которое должно достаться Школе от АСУ.
Что касается преподавательского состава Школы и методов обучения, то, как подчеркнул председатель ВККС, «на Национальную школу судей возлагается очень важная миссия – воспитать новое поколение кадров для судейского корпуса. Хочется создать такую академическую базу, которая обеспечила бы подготовку действительно высококвалифицированных судей». Поэтому преподавательский состав в Школе будет подбираться с большим усердием.
Особое внимание будет уделено разработке методик преподавания в Школе, которые должны направляться на выработку у слушателей, прежде всего, так сказать, «рефлекса» мыслить критически, оценивать спорную ситуацию с точки зрения справедливости и законности, искать решения спора в содержании принципа верховенства права. Среди дисциплин, которые нужно обязательно ввести – методология толкования актов законодательства, построенная на логических приемах; практика ЕСПЧ, этика и т.д.
«Считаю, что ведущие педагоги юридических дисциплин должны объединить свои усилия для достижения максимального эффекта за относительно короткий промежуток времени. Целесообразно также внедрять такие необычные, к сожалению, для нашей системы образования формы занятий, как постановочные ролевые игры, открытое обсуждение и диспуты, отработка поведения в ситуациях, которые можно считать внештатными», – отмечает Игорь Леонович. В НШС также должен работать отдел психологической адаптации к профессии судьи, задача которого – подготовить кандидатов к психологическом, физическим и интеллектуальным нагрузкам, с которыми люди столкнутся в должности.
Кстати, стоит отметить, что согласно с принятым 3 февраля с. г. законопроектом «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», касающимся спецподготовки кандидатов на должность судьи, не все они будут обязаны ее проходить. Так, это касается лиц, которые подали заявление об участии в отборе на должность судьи после вступления в силу Закона «О судоустройстве и статусе судей» (т. е. после 30 июля 2010 г.) и до дня принятия ВККС решения о первом отборе кандидатов на должность судьи для прохождения ими специальной подготовки, а также прошли стадию конкурсного отбора на вакантные должности в числе кандидатов, которые находились в резерве. Далее ВККС проводит отбор среди лиц, участвовавших в конкурсе, и вносит рекомендацию ВСЮ о назначении на должность судьи. Однако первые назначения «кандидатов из резерва» по новым нормам, скорее всего, произойдут не раньше апреля этого года.
Отметим также, что вводится возможность и заочной спецподготовки, т. е. помощники судей, «отлучить» которых от работы в суде чревато для самого правосудия, смогут одновременно проходить обучение и исполнять свои должностные обязанности.
Таким образом, несмотря на все проблемы с созданием Национальной школы судей, которые можно прогнозировать, остается надежда, что данное учебное заведение не останется просто «на бумаге», а, будучи обеспеченным достаточными материальными условиями для работы, начнет качественную подготовку будущих судей на высоком уровне

Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»


   Зарубежный опыт 

При всем неоднозначном отношении к судебной реформе как таковой, многие судьи признают, что концепция развития Национальной школы судей Украины включает в себя лучшее из того, что накопила в себе международная практика. Поэтому, с прицелом на будущее, проследим, какие еще новации были бы нелишними в образовательной системе правосудия.

К примеру, во Франции наполнение судейского корпуса осуществляется несколькими способами. В их число входит назначение на судейские должности выпускников Национальной школы магистратов (судей или прокуроров). Для сравнения, в Украине предполагается обучение судей и прокуроров отдельно. Это свидетельствует о разном историческом опыте и подходе к пониманию должности судьи и прокурора. Заметьте, что тем государствам, где эти должности как бы стоят рядом, находятся в одной плоскости, присуще более мягкое и доверительное отношение к судебной и правоохранительной системе.

В свою очередь, в ФРГ профессиональная пригодность будущих судей определяется путем сдачи двух экзаменов. Однако, чтобы сдавать эти экзамены, необходимо соответствовать определенным требованиям. Для сдачи первого экзамена нужно изучать право в университете в течение, как минимум, трех с половиной лет. В Украине необходимо учиться минимум 5 лет, чтобы получить базовое высшее образование. Между первым и вторым экзаменами в ФРГ кандидат обязан пройти стажировку, или, как ее еще называют, подготовительную службу. Срок такой службы составляет 2 года и более. Но вот качественно эти два года существенно отличаются от нашей системы. Дело в том, что за это время кандидату необходимо «отработать»: в суде (по гражданским делам) или в прокуратуре; в органе управления; у адвоката; в ином ведомстве (по выбору стажера); при законодательных учреждениях; при одном из специальных судов (административном, финансовом, социальном или трудовом); при хозяйственном предприятии, при иностранном или межгосударственном учреждении. Стажировка в каждом из указанных мест продолжается не менее трех месяцев.

Наиболее интересной из действующих моделей, включающих в себя требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, можно считать австрийскую. В Австрии среди прочих существует требование о специальном судейском образовании под руководством судей-наставников. Данный образовательный процесс включает изучение таких дисциплин, как: криминология, криминалистика, судебная медицина и судебная психиатрия, психология, техника дорожного движения, обработка данных, правовая социология, а также экономические науки: теория экономики предприятий, счета предприятий, бухгалтерия.

Однако практика в судах или прокуратуре не является единственно необходимой. Достаточно часто применяется и даже приветствуется практика при других службах (например, это может быть работа в Министерстве юстиции, в органах исполнения наказаний). Смело можно сказать, что будет замечательно, если украинская судебно-образовательная система применит подобный опыт.


  Комментарии 

Ректор Национальной школы судей Василий Маляренко:

– Академия судей действовала при Государственной судебной администрации в составе исполнительной власти и выполняла задачи как структура исполнительной власти. Фактически она не могла «развернуться»: в Академии не проводились научные исследования – не потому, что не было желания, а вследствие отсутствия возможностей. Кандидатов в судьи Академия не готовила, поскольку такая задача на тот момент законодательно перед ней поставлена не была.

Что касается Школы судей, то, во-первых, она выведена в разряд национальной, т. е. получила более высокий статус. В Школе предусмотрена организация подготовки кандидатов в судьи, что важно. Далее, предусмотрено создание большого научно-исследовательского, скажем так, центра, который бы занимался исследованиями процессов и явлений, происходящих в судебной системе. Раньше никто этим не занимался. Представьте, что в системе органов прокуратуры такие исследования ведутся, в системе службы безопасности – ведутся, а в судебной системе – нет. Это было колоссальным минусом, поскольку те явления и процессы, которые происходили в ней, были никому неизвестны, их никто не исследовал. Теперь же этот пробел будет восполнен. Подготовка кандидатов и повышение квалификации работающих судей также будет вестись более основательно. Что касается вопроса финансирования, нужно бороться не за ассигнования, а за то, чтобы страна работала.

Обучение кандидатов в судьи будут проводить профессиональные судьи, а что касается переподготовки, то она будет осуществляться при участии как судей, так и ученых: не только юристов, но и специалистов из других отраслей (историков, экономистов, специалистов по культурологии), поскольку судья должен иметь широкий кругозор и высокий уровень образованности.

Секретарь Пленума ВАСУ, судья ВАСУ Михаил Смокович:

– Как будет организована сама работа в Национальной школе судей, к сожалению, сказать не могу, однако уверен, что будет подобран соответствующий корпус преподавателей. Мне известно, что часть ученых, которые работали в Академии судей, судьи ВСУ, а также высших судов получают предложения на этот счет. Я думаю, что с этим проблем не будет. Когда теория и наука соединятся с практикой, это сразу отразится на качестве образования тех, кто хочет стать судьями. А если судопроизводство будет на соответствующем высоком уровне, это принесет огромную пользу украинскому народу в целом.

Зампредседателя Совета судов Украины Раиса Ханова:

– Прежде всего, я считаю, что произошла не ликвидация Академии судей, а ее преобразование. Кроме того, идея и идеология создания Национальной школы судей – это очень удачная, своевременная мысль. Хотелось бы, чтобы у государства хватило финансовых возможностей реализовать ее на надлежащем, достойном уровне, в соответствии с задекларированными стандартами. Не хочется, чтобы все это стало формальностью, фарсом, а хочется, чтобы это была основательная, всесторонняя подготовка кандидатов на должность судьи. Закончив Школу, человек должен быть обучен всему: и технике написания процессуального документа, и умению вести себя в любой ситуации (в том числе при большой нагрузке), и навыкам вести процесс с личностью, страдающей характеропатией, то есть хотелось бы иметь европейский подход к подготовке судей.

И еще несколько слов. Я категорически против того, что сегодня люди в 25–27 лет садятся в судейское кресло. Несмотря на свою одаренность, наличие теоретических знаний и так далее, им просто не хватает элементарного жизненного опыта, умения видеть ту или иную ситуацию под разными углами. То есть судья в глазах сторон должен быть не только профессионалом, а еще и достойным человеком, и такие качества необходимо прививать потенциальным судьям на начальных этапах.

 

Беседовал Егор Желтухин,

«Судебно-юридическая газета»

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Верховный Суд может начать работу уже в этом году (видео)
Новости онлайн